Женщина выигрывала суды, общалась со следователями, приставами и всеми силами пыталась вновь увидеть свою дочь, потратив на это годы жизни. Спустя всё это время - мать с дочерью вместе. 78.ru рассказывает историю о том, как одного родителя любовь к ребёнку свела с ума и довела до «уголовки», а из другой сделала человека почти верующего - в то, что она найдёт дочь несмотря ни на что.
Корреспонденты 78.ru сегодня, 23 мая, встретили в аэропорту Пулково маму с дочерью, Маргариту Лазареву и 9-летнюю Злату Нелюбову. Встретились петербурженки накануне, счастливые и со слезами на глазах, ведь впервые увидели друг друга за годы: отец девочки увёз ребёнка в неизвестном направлении и пять лет скрывался, прежде, чем его задержали на территории Белоруссии.
- Это невероятные эмоции, мы вернули девочку себе, как это изначально и должно было быть. Мы боролись. <…> Я боялась, что она за это время уже потеряла со мной связь, потому что это были длинные 5 лет, и она со мной не общалась. Были опасения, что она меня не вспомнит. Но всё нормально, она вспомнила обняла, мы поцеловались, так легко. Она мне сразу сказала: «Мама, давай я тебя угощу пончиками!» Она с трёх лет [фактически] была оторвана от меня, ребенок мог по-другому реагировать, но она просто меня поразила, - трогательно рассказала об их с дочерью встрече Маргарита.
Последние пять лет она мечтала вновь увидеть своего ребёнка и боролась за эту мечту с помощью судов, приставов, полицейских и следователей. Почему её попытка вновь встретиться с дочерью заняла столько лет и что теперь будет с отцом девочки, из-за исчезновения которой было возбуждено уголовное дело об убийстве?
Кошмар любой матери длиною в пять лет
Началось всё когда-то с любви - Олега и Маргариты: в 2016-м появилась на свет Злата, единственная дочь. Брак распался в 2020-м году, отец с девочкой отказался расставаться и попросту забрал её, перестав пускать в квартиру мать (жили они сначала в другой квартире в Шушарах, затем у бабушки Златы, мамы Олега). Маргарита обратилась в суд – в инстанции встали на её сторону, бывший муж обжаловал, но безуспешно. Здесь история могла бы закончиться, но мужчина решил действовать и увёз девочку в неизвестном направлении. Матери от дочери остались только фото и надежда увидеть её вновь.
Маргарита не сдалась. Сначала, в 2021-м, подала в суд на лишение отца родительских прав. Суд снова выиграла, но Олег со Златой уже были далеко – в конце 2020-го отец забрал девочку в Ростов. Но затем, в марте, они возвращались в Петербург, чтобы встретиться с бабушкой, мамой Нелюбова. Есть предположение, что бабушка активно помогала сыну, но все опрошенные следователями знакомые и родные Олега утверждали, что не знают, где он и его дочь.
Затем отец с девочкой вновь покинули Петербург – улетели в Новороссийск, где и находились до 2025-го. По информации 78.ru, жили, по сути, в условиях конспирации. Злате исполнилось уже 9 лет, но в школе она не училась, в поликлиниках записей о Нелюбовой нет, нигде не числилась – папа полностью взял на себя формирование мира для ребёнка: места для матери там не было, мужчина вообще ничего не объяснял дочке и эту тему обходил любыми силами. Отсюда неудивительно, что Маргарита переживала, узнает ли её родная дочь.
Олег же постепенно превращался в отшельника: отрастил бороду, стал нелюдимым. Пользовался он всё это время поддельными документами: Олег и Злата Нелюбовы превратились в Алексея и Злату Соколовых.
Погоня за Златой
Можно отметить, что ещё чуть-чуть и Маргарита бы дочь не увидела ещё десятилетие, до совершеннолетия девочки, а может и вовсе никогда.
Почему на их поиски ушло пять лет? Тут есть несколько деталей. Во-первых, термин «похищение», по крайней мере поначалу, был уместен только в бытовом смысле: до лишения родительских прав отец мог возить дочь сколько угодно по РФ и даже за рубеж (если нет запрета от другого родителя, который в данном случае был, конечно). Во-вторых, разыскивали его ещё с 2021-го, но не полиция, а приставы – за неисполнение судебного решения.
- Это немножко другая, не оперативная база розыска МВД, ФСБ и так далее. Там бы его нашли очень быстро, не сомневайтесь даже, но в данном случае – это база приставов и только они могли его искать. Полицейские им особо не в помощь – это реальная картина. Соответственно, наши перегруженные приставы его просто не искали, вот и всё, либо искали спустя рукава, - прокомментировал возможный сценарий 78.ru юрист Игорь Теплоухов.
Следователи к истории официально подключились в 2024-м, когда было возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ – об «убийстве». Конечно, могло возникнуть подозрение, что отец от отчаяния обезумел и расправился с родной дочерью, но это всё-таки во многом формальность: по этой статье почти всегда «возбуждаются» в случае детей-«потеряшек». Именно эта деталь позволила объявить Нелюбова и в международный розыск в 2025-м. По его следу шли силовики, которые с помощью информации с камер видеонаблюдения, на которые попал Олег, подтвердили, что он в Новороссийске.
- [Он] поменял внешность, вёл закрытый образ жизни. Понимания, что девочка жива у нас до последнего момента не было. После того, как мы установили, что он проживает в Новороссийске, сразу вылетели с оперативниками в город. Там узнали, что его номер телефона уже недоступен, выяснили, где он жил. Внешность установили частично: ходил в тёмных очках, головных уборах - активно скрывался. На момент, когда мы прилетели, он уже выехал из города: следовал сначала в Воронеж, потом в Псков, а затем на территорию Белоруссии, - рассказал 78.ru о погоне один из следователей, работавших над этим делом.
Отец уже знал, что за ним идут – поэтому, по всей видимости, и решился на побег за рубеж. Уже из Белоруссии он готовился лететь с дочерью в ОАЭ. Их задержали в аэропорту Минска, когда «Соколовы» проходили паспортный контроль.
Дочь домой, отца – в камеру?
- Мне позвонил в 8 утра следователь, который ведет мое дело, он сообщил, что отец ребенка задержан, Злата в надежных руках на территории Белоруссии, поэтому меня попросили экстренно вылететь, чтобы забрать ребенка на законных основаниях. Мы вылетели мгновенно. <…> Это невероятные эмоции, мы вернули девочку себе, как это изначально и должно было быть. Мы счастливы, что все получилось, - говорит Маргарита в разговоре с 78.ru, искренне благодаря всех, кто помог им с дочерью воссоединиться.
Несмотря на счастливую встречу, им предстоит ещё долгий путь к норме: девочка пойдёт наконец в школу, кроме того, такая разлука без последствий не остаётся никогда.
- Если, например, папа всё-таки её там поддерживал, и, находясь сам в сильном стрессе, мог сочувствовать ребёнку, как-то объяснять, какую-то сказку для ребёнка придумал, которая могла бы быть приемлемой, то, наверное, травма есть - она не критична, но, без сомнения, есть. А если папа, находясь в собственных переживаниях, допустим, запрещал переживания по поводу мамы, может быть, агрессивно на это реагировал. То можно о нем предполагать, что, мужчина не в контакте со своими чувствами: раз он в таком состоянии, то не мог понимать, рефлексировать, обсуждать сложившиеся конфликты и находить решения. Соответственно, скорее всего, он и девочки тоже не давал возможности пережить вот эту разлуку с мамой. Так что думаю, да, конечно, в той или иной мере травма совершенно точно у ребенка есть, - высказалась в беседе с 78.ru психолог Надежда Искра.
Специалист добавила – всё обратимо, но на сближение матери и ребёнка может уйти какое-то время. Тут же ещё и фактор отрыва от папы есть, что тоже придётся прорабатывать. Девочка об отце рассказывает не как о чудовище, которое держало её на цепи (ничего такого не было в их отношениях, по имеющимся данным), а как о нормальном папе - ходили в зоопарк, жили хорошо.
Теперь уже её разлука с другим родителем может стать долгой, но по другим причинам. Олег Нелюбов задержан: его действия могут квалифицировать как уголовное преступление – если бы не лишение родительских прав, то никакого состава по «похищению» не было бы, однако судебное решение 2021-го года всё меняет. Можно вспомнить и про подложные документы, что вообще-то статья. На данный момент, по нашим данным, обвинения ему не предъявлены.
- Он помещен под стражу и в ближайшее время будет доставлен в Санкт-Петербург для проведения процессуальных действий, - добавили в пресс-службе петербургской полиции.