Приветствуем, друзья!
Сегодня мы хотим рассказать вам о самолётах авиастроительного завода «Сокол», выставленных на территории предприятия и являющихся частью Музея истории, созданного в 1966 году по просьбе работников предприятия.
Музей очень интересный и включает в себя образцы, как исторических, так и стоящих на вооружении в настоящее время самолётов. В специальных помещениях собраны ценные документы, а также мемориальные и личные вещи.
Музей закрыт для свободного доступа. Посещение возможно только организованными группами или по заявкам организаций.
На улице, вдоль одного из главных сборочных цехов выставлена линейка реактивные самолётов «МиГ».
Тесное сотрудничество завода с ОКБ под руководством А.И. Микояна и М.И. Гуревича началось с 1949 года и продолжается и до сих пор. На заводе было последовательно освоено серийное производство самолётов марки «МиГ»: истребителей МиГ-15бис/МиГ-15Рбис, МиГ-17, первого серийного сверхзвукового истребителя МиГ-19 (С, П, ПМ, ПДЛ), истребителей МиГ-21 (Ф, Ф-13, П, ПФ, ПФМ, С, СМ, Р, СМТ, МТ, Бис), самых быстрых серийных боевых самолётов МиГ-25 (П, ПД, ПДС, ПУ, Р, РБ, РБТ, РУ, БМ), учебно-боевых модификаций истребителей 4-го поколения МиГ-29УБ (9.51, 9.51Б, 9.53 и 9.53Р).
Сейчас завод продолжает модернизацию ранее построенных лучших в мире перехватчиков МиГ-31.
Уличную экспозицию открывает истребитель МиГ-15 с символическим номером 15. Эти истребители строились в Горьком в двух модификациях Бис и Рбис (ближний фронтовой разведчик). Взлёт первого серийного МиГ-15 с ВПП лётно-испытательной станции ГАЗиСО состоялся 29.01.1950 г. Производство продолжалось с 1950 по 1952 годы. Всего было произведено 2148 бортов.
Следующим в линейке стоит истребитель МиГ-17. Его сегодняшний образ несколько отличается от первоначального, что хорошо видно по подборке снимков сделанных при реставрации самолёта. Начало производства самолётов данного типа стартовало 08.05.1952 года и продолжалось до 1960 года. Всего было выпущено 4 модификации МиГ-17 в количестве 2516 самолётов.
Дальше можно увидеть сверхзвуковой истребитель МиГ-19ПМЛ номер 19. По нему мы, совместно с командой реставрационной мастерской Андрея Терехова, приготовили вам интереснейшую подборку снимков, сделанных во время реставрационных работ. А пока возвращаемся к краткой исторической справке.
Самолёты этого типа строили на двух авиационных предприятиях - на Горьковском авиационном заводе № 21 и на заводе № 153 в Новосибирске. В Горьком МиГ-19 строился в 4-х модификациях (С, П, ПМ, ПДЛ) с 1955 по 1960 гг. и за это время было выпущено 1213 таких самолётов. Первый серийный борт из установочной партии совершил свой первый полёт 25.01.1955 года.
Следующим самолётом на заводском конвейере стал один из самых известных в мире лёгких истребителей МиГ-21. Самолёт выпускался около 30 лет, имел больше десятка серийных модификаций и поставлялся более чем в 35 стран мира. В экспозиции музея выставлен истребитель одной из ранних модификаций МиГ-21ПФ с символическим номером 21.
Истребители МиГ-21 начали строить на заводе с декабря 1959 года в 14 модификациях. Завершили производство самолёта-легенды на последней, самой совершенной модификации «БИС» в 1985 году. Всего за 26 лет производства ГАЗиСО МиГ-21 было выпущено 5532 единицы различных модификаций.
С 1965 по 1982 годы завод был занят производством первого в истории цельносварного самолёта МиГ-25. Это был сложный и интересный период в истории развития завода: максимальный темп выпуска достигал 90 машин в год. В экспозиции музея представлен истребитель-перехватчик МиГ-25П.
В 1971 году пять самолётов МиГ-25 (модификации РБ) участвовали в арабо-израильском конфликте, в составе специального лётного отряда при ВВС Сирии. Один из МиГов пилотировал заводской лётчик-испытатель В.Г. Гордиенко. Самолёты беспрепятственно прошли над Иерусалимом на высоте в 23 км. Их невозможно было сбить израильскими ЗРК. Имевшиеся на вооружении ВВС армии обороны Израиля перехватчики Fantom не мог их перехватить.
Самолёты этого типа были запущены в серийное производство на Горьковском авиационном производственном объединении (ГАПО) им. С. Орджоникидзе (ныне АООТ Нижегородский авиастроительный завод (НГАЗ) «Сокол»). При этом в первое время основные части планера (крыло, кили, стабилизатор, большинство элементов конструкции фюзеляжа) изготавливались в Москве, на заводе Знамя труда, и отправлялись в Горький, где строили переднюю часть фюзеляжа, производили окончательную сборку самолета и монтаж оборудования. Позднее на НГАЗ «Сокол» был освоен полный цикл производства самолёта - от изготовления всех деталей и агрегатов до окончательной сборки. Официально на вооружение МиГ-29УБ был принят в 1991 г. В Горьком к этому времени построили уже почти две сотни таких машин.
Одно из наиболее значимых подразделений завода - это лётно-испытательный комплекс (ЛИК), которое включает в себя аэродром и обслуживающие его наземные службы.
Памятный знак «Они не вернулись из полёта», в состав которого включён истребитель МиГ-17, установлен на территории ЛИК завода «Сокол», в честь лётчиков, погибших во время проведения испытательных полётов.
Наверное самое спокойное и тихое место лётно-испытательного комплекса - сосновая аллея, начинающаяся от лётного поля и заканчивающаяся входом в КДП. Именно здесь установлен памятник перехватчику МиГ-19П с символическим номером 75 (в честь 75-летия авиазавода). Там же, рядом расположилась открытая осенью 2013 года часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы в память о погибших лётчиках-испытателях.
Мы постарались и сфотографировали МиГ-19П для вас максимально подробно.
Картина - подарок заводу от коллег со 121 АРЗ (аэродром Кубинка).
Подписывайтесь, чтобы не пропустить наши следующие публикации.
И конечно, приезжайте в Орешково, с нами интересно!