От восхищения к разочарованию: как изменилось мнение музыкального критика о главных артистах страны
Когда музыкальный обозреватель Сергей Соседов впервые услышал "Арлекино" в исполнении Аллы Пугачевой, его мир перевернулся. Тогда он называл Примадонну величайшей певицей, сравнивая ее с мировыми звездами. Сегодня тот же критик публично призывает не ходить на ее концерты. Что произошло за эти годы? Почему человек, который когда-то восхищался драматическим талантом артистов, теперь называет их переоцененными?
История Сергея Соседова — это путешествие от фанатичной любви к беспощадной критике. Мужчина, которого называют акулой пера, не щадит никого: ни легенд эстрады, ни новых звезд. И самое удивительное — многие из тех, кого он сегодня критикует, когда-то были его кумирами.
Становление критика: от курьера до "акулы пера"
23 мая Соседову исполняется 57 лет. Родившийся в Москве в семье милиционера и инженера-техника, он с детства мечтал о сцене. Фортепиано, иллюзионизм, профессия диктора — юный Сергей рассматривал множество вариантов творческого пути. Судьба распорядилась иначе.
Работа курьером в железнодорожной газете "Гудок" стала поворотным моментом. Именно там, проводя интервью с Эдитой Пьехой, Соседов понял свое истинное призвание. Журналистика захватила его полностью. Красный диплом журфака МГУ, музыкальная школа по классу фортепиано, лекции в московской консерватории — к моменту появления в легендарном шоу "Акулы пера" Сергей был готов судить о качестве эстрады профессионально.
Но кто мог предположить, что этот образованный, интеллигентный человек станет настоящим кошмаром для звезд российской сцены?
Первые "жертвы": когда критика еще была конструктивной
В 90-е годы поп-культура переживала не лучшие времена. На фоне классических композиторов и звезд 60-70-х новые артисты действительно проигрывали. Соседов видел свою миссию в том, чтобы поддерживать высокую планку качества. Его критика была жесткой, но справедливой.
Вспомним знаменитый разнос Ирины Салтыковой: "Я не разделяю восторгов коллег по вашему поводу. Если вы звезда, то кто такие Лайма Вайкуле, Долина? В вашем случае больше подойдет определение — тлеющая лучина." Звучит жестко? Определенно. Но в этих словах была логика — критик требовал от артистов соответствия высоким стандартам.
Что интересно, сам Соседов признавался: конфликтность существовала только на экране. После программы артисты благодарили журналистов за интересные вопросы. Тогда еще можно было говорить о профессиональной критике, а не о личных нападках.
Алла Пугачева: от "величайшей певицы" до "главного разочарования"
Самая болезненная история в карьере Соседова — его отношения с творчеством Аллы Пугачевой. В 2013 году он говорил о ней восторженно: "Это величайшая певица! Ей нет равных. То, что она делает — это драматическая эстрада. Играющих певиц я больше не знаю."
Критик восхищался умением Примадонны работать на контрастах, переходить от трагических баллад к игривым композициям, держать публику в напряжении. "Она умирала в 'Сонете Шекспира' и воскресала в 'Песенке первоклассника'", — с восхищением отмечал он.
Но что произошло всего через пять лет? В 2018 году тот же Соседов заявил: "У Аллы как будто все ушло. Не хочу слушать ее фанеру! Алла закончилась как певица. Она — одно из главных разочарований моей жизни."
Особенно возмутил критика юбилейный концерт 2019 года с баснословными ценами на билеты. "У нее давно нет голоса, это не пение. Так любой споет с улицы. Я призываю не ходить на ее концерт," — заявлял Соседов на НТВ.
Что заставило человека так кардинально изменить мнение о своем кумире? Действительно ли Пугачева утратила талант, или проблема в самом критике?
Новые мишени: кого еще разочаровал Соседов
Ирина Аллегрова под прицелом
Если с Пугачевой у критика была история любви и разочарования, то Ирину Аллегрову он не жаловал изначально. "Она груба и неженственна. Голос немузыкальный. От нее исходит грубый рык, как у мужика. Это невозможно слушать," — не стеснялся в выражениях Соседов.
Главная претензия — пение под фонограмму. "Никогда не слышал Аллегрову без фонограммы. Она вообще умеет?" — задавался вопросом критик. Справедливое замечание или излишняя придирчивость?
София Ротару: от хитов к "океанам любви"
К молдавской певице Соседов относился более снисходительно, признавая, что у нее было больше хитов, чем у Пугачевой. Но и здесь не обошлось без разочарования: "Теперь у нее слабый репертуар, нет мелодии, нет красивых мотивов. Соня как свадебная генеральша приезжает и поет, хотя ей не надо этого делать."
По мнению критика, артистке давно пора завершить карьеру. Даже моложавая внешность звезды его не впечатляла: "Хороший макияж создает иллюзию, а если посмотреть вблизи — выглядит на свой возраст."
Мужские голоса под огнем критики
Николай Басков: от "золотого голоса" до "луженой глотки"
Артиста традиционно называют золотым голосом России, но Соседов удивлялся, как вокалисту дали диплом консерватории. "За такое пение из консерватории выгоняют. У него просто луженая глотка," — безжалостно отмечал критик после концерта в Витебске.
Не понравились Соседову и попытки Баскова осовремениться через коллаборации с молодыми артистами. Хит "Дико тусим" с блогером Даней Милохиным он назвал неприемлемым для 44-летнего артиста: "Когда Баскову уже под 50, и он пытается с молодым мальчиком прыгать, это смотрится безвкусно."
Максим Галкин: талант без права на высокие гонорары
Пятому мужу Пугачевой Соседов предъявлял особые претензии. Признавая талант артиста, критик считал, что тот не должен брать крупные гонорары за концерты: "Раз Галкину легко дается создание номеров, он не должен так дорого стоить."
Новое поколение: кого не принимает критик
Современные артисты тоже попадают под раздачу Соседова. Манижу он считал талантливой, но ее композицию Russian Woman для Евровидения назвал позорной: "Это не рэп. Она просто орет дурняком. Я бы хотел, чтоб этот номер вообще не поехал."
Особенно возмущают критика участия детей звезд в телевизионных конкурсах. Победа дочери Алсу в "Голос.Дети" вызвала у него негодование: "Ребенок из народа и ребенок звезды находятся в разных условиях, это как принц и нищий."
Неожиданное увольнение: когда критик стал неудобным
В декабре 2023 года произошло событие, которое многие восприняли как месть шоу-бизнеса своему главному критику. Соседова неожиданно уволили с НТВ, где он 2,5 года вел ток-шоу "За гранью".
"Мне сказали: НТВ в ваших услугах больше не нуждается. Меня просто убрали, выгнали из программы," — не скрывал обиды критик. Совпадение ли это или расплата за слишком острый язык?
Философия критика: борьба с "ложным пафосом"
Соседов видит свою миссию в борьбе с тем, что называет "ложным пафосом" современных звезд. Особенно его возмущает демонстрация роскошного образа жизни: "Непозволительно так роскошно жить, когда люди простые, ваши зрители, живут бедно."
Критик убежден, что артисты забыли о своей ответственности перед публикой: "Вам просто повезло. Должна быть реакция общества на это."
Вечный вопрос: где грань между критикой и личной неприязнью?
Наблюдая за эволюцией взглядов Соседова, невольно задаешься вопросом: что изменилось — качество артистов или сам критик? Человек, который когда-то профессионально анализировал музыкальные достоинства и недостатки, сегодня все чаще переходит на личности.
Возможно, проблема в том, что критик слишком привязался к эталонам прошлого? Или современная эстрада действительно переживает кризис качества?
Одно очевидно: Сергей Соседов остается одной из самых противоречивых фигур в отечественном шоу-бизнесе. Его мнения вызывают бурные дискуссии, а резкие высказывания становятся поводом для скандалов.
Возможно, именно в этом и заключается его главная роль — быть зеркалом, в котором российская эстрада видит свои недостатки, пусть даже это зеркало иногда искажает реальность.
А как думаете вы: нужны ли современной эстраде такие беспощадные критики, или Соседов перешел все границы разумного?
Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк ❤
А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌
Здесь каждый день очень много интересного!