«Любите ли вы джаз так, как люблю его я?» – ещё совсем недавно этот вопрос, адресованный неискушённой ржевской публике, по меньшей мере, был бы неуместен. Ещё бы, ведь сложился устойчивый стереотип: джаз – сложная и непонятная музыка, один из элитарных видов исполнительского музыкального искусства. Но тут случилось невероятное: на сцене Дворца культуры состоялся концерт легендарного коллектива – Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема. Музыканты, среди которых что ни имя, то звезда, представили ржевитянам программу «Память сердца», подготовленную при участии Минкультуры РФ и посвящённую 80-летию Великой Победы.
И мы услышали инструментальную обработку мелодий известных композиторов – таких, как Матвей Блантер («Катюша»), Никита Богословский («Тёмная ночь»), Лев Книппер («Полюшко-поле»), Василий Соловьёв-Седов («Потому что мы пилоты»). Равнодушных людей в этот день в зале ДК не было, каждый номер сопровождался криками «Браво!» и громкими аплодисментами (переходящими в овации), а сам концерт прошёл на одном дыхании. В его финале весь зал вместе с оркестром пел «День Победы», и это единение зрителей и музыкантов не могло не впечатлить. Так живая музыка в исполнении настоящих виртуозов позволила больше не задавать вопрос о любви к джазу, поскольку ответ уже был очевиден.
Уникальность этого события заключается не только в том, что мы принимали старейший в мире из непрерывно действующих джазовых коллективов, который даже внесли в Книгу рекордов Гиннеса (в прошлом году оркестр отметил 90 лет с момента создания). Но и по причине включения Ржева в гастрольный тур с программой «Память сердца» наравне с мегаполисами – городами-героями.
Непосредственно на концерте из уст художественного руководителя оркестра, народного артиста России Бориса Фрумкина мы узнали немало интересных фактов из жизни этого легендарного коллектива. Например, о том, что он ведёт свою историю с 1934 года, когда в Харбине (Китай) девять молодых музыкантов под руководством Олега Лундстрема создали свой джазовый оркестр. В 1947-м он в полном составе вернулся в СССР, обосновавшись в Казани. С 1956 года, после официального признания Министерством культуры РСФСР, музыканты дали более 10 тысяч (!) концертов по всему миру.
Или о том, что ровно 10 лет назад, накануне 70-й годовщины Победы, Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема выступал с похожей программой в Зале Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йоркской штаб-квартире организации. И когда в финале выступления джазменов зазвучала музыка из песни «День Победы» Давида Тухманова, весь дипломатический корпус мира встал и слушал её молча... Увы, времена изменились, но для нас «Память сердца» о событиях Второй мировой неизбывна – в отличие от Запада, который старается стереть эту память о подвиге советского народа.
Несмотря на то, что Борису Михайловичу в прошлом году исполнилось 80, он не только просто, тепло и с юмором общался со зрителями, рассказывал о каждой композиции и представлял солирующих музыкантов, но также дирижировал оркестром и виртуозно играл на рояле. Недаром говорят, что Борис Фрумкин, лично игравший для Дюка Эллингтона, обладает способностью создавать уникальный по своей красоте звук: «Ему безразлично, какой инструмент на сцене – звучать он будет, как самый дорогой «Стенвей»!».
За спиной маэстро насыщенная и яркая на события жизнь. Так, будучи руководителем ансамбля «Мелодия», работал с Владимиром Высоцким и Мариной Влади, Анной Герман и Карлом Готом, записывал пластинки Андрея Миронова, Лева Лещенко, Аллы Пугачёвой, Софии Ротару, Валентины Толкуновой, писал бенефисы для Людмилы Гурченко, Ларисы Голубкиной, Татьяны Дорониной – всех и не перечислишь...
Группы саксофонов, тромбонов, труб, ритм-секция, играющие в составе оркестра, буквально сразили зал своим мастерством. Особенно преуспел в поддержке аудитории заслуженный артист России Владимир Журкин – какие только «коленца» он не выделывал на ударных! Немудрено: в джазовой музыке барабаны играют ключевую роль, создавая ритмическую основу и поддерживая гармонию с другими инструментами.
В завершение концерта заместитель главы администрации округа Николай Берлизов поблагодарил музыкантов за прекрасный концерт и вручил руководителю оркестра огромную корзину цветов. Поддержала коллегу и председатель Ржевского Совета ветеранов Галина Мешкова, отметившая высокий профессионализм коллектива биг-бэнда. Ну, а у нас появилась возможность коротко поговорить с худруком коллектива Борисом Фрумкиным.
– У вашего оркестра всегда было правило – не прибегать к услугам звёзд. Звёздами становились у Лундстрема. Это что же за секрет такой, Борис Михайлович?
– Попасть в наш коллектив очень сложно: отбор большой, а конкурсы на замещение, как это делают в симфонических оркестрах, мы не объявляем. Обучение в училище даёт средний профессиональный уровень, джаз предполагает куда более высокий уровень мастерства. Если сказать по-простому, помогает сарафанное радио – мы сами отбираем музыкантов с хорошим бэкграундом и высокими возможностями. Как солистов, способных к импровизации, так и крепких инструменталистов, которые ведут группы – саксофонов, тромбонов, труб...
– Принято считать, что джаз – это элитная музыка...
– О, поверьте, это неверное мнение! Так было в отсутствие интернета, тем более что масс-медиа не особенно нас жаловали: одна-две джазовые программы по «Культуре» – и всё. При этом мало просто услышать джаз, скажем, по ТВ или в сети. Но если кто-то пришёл на джазовый концерт, то это уже наш человек!
Я 18 лет руковожу оркестром, отмечаю, как молодеет джазовая аудитория. В московских джаз-клубах очень много молодых людей. На мой взгляд, это вызвано отсутствие ротации на ТВ: одни и те же «звёзды» поют одни и те же песни, и это уже не удовлетворяет молодёжь.
– Существуют какие-либо отличия маленьких аудиторий – таких, как в Ржеве, от больших залов?
– Абсолютно нет никакой разницы! Отдача с нашей стороны не меняется. В Ржеве замечательная аудитория, по накалу и реакции здесь совершенно столичная публика, горячая, эмоциональная!
– Вы впервые в Ржеве?
– Ржев наш оркестр посетил впервые, и мы, конечно, не могли не посетить мемориал Советскому солдату. Лично на меня особое впечатление произвели стены с именами погибших на листах из кортеновской стали. За этим памятником – целая история, сотни тысяч павших воинов. Сердце щемит, когда бываешь в таких местах...
– Спасибо вам за замечательный концерт!
– Спасибо вам! Вы – чудесные! В маленьких городах атмосфера по приёму, отношению руководства и журналистов, реакции аудитории куда интереснее и теплее, чем в мегаполисах.
– Обязательно приезжайте, когда потребуется согреться!
– Если пригласите – почему бы и нет?
Ирина ПЕТРОВА.
Фото Виктора Григорьева.