Представьте: СССР, 1940-е. Нет соцсетей, но есть Павел Кадочников - человек, чьё лицо знали даже те, кто кино видел раз в жизни на колхозном собрании. Его популярность затмевала нынешних блогеров: письма поклонниц мешками, Сталинские премии как конфетти, а женщины млели от бархатного голоса.
Но судьба, как злой режиссёр, подложила ему сюжет с круче голливудской драмы. Герой на экране - и глубоко несчастный человек за кадром. Как так вышло? Давайте разматывать киноленту его жизни.
Детство и юность: От хрюканья поросёнка до театральных подмостков
Павел появился на свет в Петрограде в 1915-м, но детство его прошло в уральской глуши - семья бежала от гражданской войны в деревню Бикбарда. Там будущий артист пас коров, рубил дрова и… репетировал. Его «зрителями» были односельчане, а сценой - деревенская площадь. Мать, образованная женщина, привила ему любовь к искусству: Пашка рисовал, играл на гармони и изображал то толстого торговца, то сбежавшего поросёнка. «Артист!» - кричали ему вслед, и это прозвище било по самолюбию, но стало пророческим.
В 12 лет семья вернулась в Ленинград. Павел грезил живописью, но болезнь отца заставила его в 14 лет пойти на завод «Красный путиловец». Работал слесарем, но по вечерам бежал в художественную студию.
Судьба вмешалась в 1929-м: на концерте самодеятельности его частушки услышал режиссёр Авдеев. Так Кадочников попал в театральный техникум, став в 15 лет самым юным студентом. Уже через год он поражал педагогов: в бабочке и бархатной толстовке, с неаполитанскими песнями, он сводил с ума однокурсниц. В 20 лет - преподавал сценическую речь, в 22 - дебютировал в ТЮЗе как Лель в «Снегурочке». Театр стал его школой, но кино ждало за кулисами.
Фильмы: От солдата с семечками до легенды разведки
Первая роль в кино - эпизод в «Совершеннолетии» (1935). Павел её возненавидел: «Я выглядел ужасно!» - говорил он.
Но в 1938-м Сергей Юткевич, увидев его в «Снегурочке», пригласил в «Человека с ружьём». Казалось бы, крохотная роль солдата, но это был старт.
Уже в 1940-м Юткевич бросил ему вызов: сыграть в «Якове Свердлов» и Лёньку, и… Максима Горького. Худсовет не верил, что 25-летний парень справится с образом писателя. Павел загримировался - и комиссия ахнула. Так родился его талант «оборотня», как позже назовёт его Эйзенштейн.
Война перечеркнула планы. Кадочникова не взяли на фронт - снимал патриотическое кино. В 1942-м Эйзенштейн позвал его в «Ивана Грозного», где Павел сыграл три роли: слабоумного князя Старицкого, халдея и духовника. «Ты проходишь километры извилистых путей с одной свечкой», - написал ему режиссёр на фото. А потом был «Подвиг разведчика» (1947). Его майор Федотов, картавящий немецкий акцент, стал эталоном героизма. Сталин лично прислал грамоту: «Почётный майор всех родов войск».
Но настоящий триумф - «Повесть о настоящем человеке» (1948). Чтобы сыграть Маресьева, Павел 4 месяца ходил на протезах, ползал по снегу. Сам Маресьев, консультирующий съёмки, сказал: «Он переиграл меня!». Три Сталинских премии, слава, но… амплуа «героя» стало клеткой. «Далеко от Москвы» (1950) закрепило штамп, и Кадочников взбунтовался: «Хочу играть живых людей!» Спасла «Укротительница тигров» (1954) - здесь он блистал как романтик, а слухи о романе с Касаткиной добавили перчинки. Поклонницы осаждали его дом, но Павел уже мечтал о режиссуре.
Режиссура: Когда камера стала спасательным кругом
В 1960-е Кадочникова забыли. «Герои» вышли из моды, а он попал в опалу - ходили слухи, что чиновники «зарубили» его карьеру. Четыре года без ролей - актёр гастролировал по СССР с концертами, лепил скульптуры и писал стихи. В 1965-м взял камеру в руки: дебют «Музыканты одного полка» прошёл незаметно, но «Снегурочка» (1968) вернула его в сказку юности.
Возвращение на экран случилось в 1977-м благодаря Никите Михалкову («Неоконченная пьеса…»). Потом были роли в «Сибириаде», «Шерлоке Холмсе», но это уже был закат.
Личная жизнь Павла Кадочникова: жены, дети и трагедии, перевернувшие судьбу
Если бы Павел Кадочников снимался в сериале о собственной жизни, сценаристы обвинили бы его в излишней драматизации. Но реальность оказалась круче любого сценария.
Роковые женщины: от Татьяны Никитиной до Маргариты Шумской
Первый роман Павла случился в 16 лет с актрисой Татьяной Никитиной, которая была старше его на несколько лет. Их связь привела к рождению сына Константина, но отношения быстро распались. Никитина, оскорбленная уходом Кадочникова к Розалии Котович, запретила ему видеться с сыном и отказалась от алиментов. Лишь в 14 лет Константин сам пришел к отцу, поразив всех внешним сходством с ним.
С Розалией Котович история началась как комедия с элементами трагедии. Девушка, назначенная его «шефом» за прогулы, сначала отвергала ухаживания. Павел завоевывал её еловыми ветками вместо цветов, а романтическая искра вспыхнула во время совместной игры в «Снегурочке».
Их брак продлился 53 года, но идиллия была хрупкой: поклонницы осаждали Кадочникова письмами, а коллеги распускали слухи о романах. Самый громкий - с Людмилой Касаткиной на съемках «Укротительницы тигров». Розалия, однако, сохраняла ледяное спокойствие: «Если в актера не влюбляются, он бездарен».
Но были и тайны. От мимолетной связи с певицей цыганского театра Маргаритой Шумской родился сын Павел Бунин. Кадочников не признал его, и лишь в 2015 году Бунин рассказал в шоу «Прямой эфир» о борьбе за право называться сыном легенды. Еще один внебрачный ребенок - Виктор, рожденный от актрисы из цыганского театра, - уехал в Швецию, а его дочь Мария живет в Калифорнии. Сам Павел Петрович знал о его существовании, но так и не установил контакт.
Сыновья: между славой и гибелью
Константин - старший сын — пошел по стопам отца, став актером театра Комиссаржевской. Чтобы избежать обвинений в протекционизме, он снимался под фамилией матери - Никитин. Его карьера оборвалась в 52 года: во время гастролей в Одессе сердце Константина остановилось из-за инфаркта. Павел, узнав новость на съемках, «поседел за ночь».
Петр, второй ребенок, выбрал инженерное дело, но позже увлекся кино. Он вел передачу «Для тех, кто любит кино» и снялся с Кадочниковым-старшим в паре картин. Его гибель в 1981-м стала ударом: на пикнике в Прибалтике Петр залез на сосну, ветка сломалась, и падение с высоты оказалось смертельным. Три дня врачи боролись за его жизнь, но тщетно. Кадочников-старший, по словам внучки Натальи, «спасался работой, как утопающий - соломинкой».
Предательство и смерть: финал трагедии
В 1987-м Кадочников начал работать над картиной «Серебряные струны» - своей творческой исповедью. Из-за болезни глаз он надиктовывал сценарий помощнику Геннадию Смирнову, которого считал другом. После премьеры Смирнов подал иск, заявив, что он - единственный автор. Суд стал последним ударом: Павел Петрович скончался от инфаркта 2 мая 1988 года. Розалия продолжила тяжбу, но Смирнов внезапно исчез, оставив дело неразрешенным.
Розалия Котович прожила после смерти Кадочникова 13 лет. Её не стало в 2001-м. Они покоятся вместе с мужем - на Серафимовском кладбище, где покоятся Петр и Павел. Семья, разорванная жизнью, воссоединилась в вечности.
Наследники династии: искусство в крови
Наталья Кадочникова, внучка Петра, продолжила актерскую традицию: сериалы «Улицы разбитых фонарей», «Ментовские войны», фильм «Сталинград». Её сын Виктор работает режиссером монтажа, а дочь Алиса занимается мультипликацией, унаследовав талант прадеда к рисованию.
Юлия, вторая внучка, уехала в США, став экономистом. Павел Бунин, сын от Маргариты Шумской, живет в Дании, воспитывая пятерых детей.
____________________
Павел Кадочников прожил жизнь, где любовь зрителей соседствовала с семейными драмами. Он дарил надежду миллионам, но не смог защитить собственных детей.
Читайте еще на нашем канале:
Если история задела - ставьте лайк и подписывайтесь. У нас впереди ещё много историй о тех, чья слава стоила слёз.