Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Все в одной демографической яме: жители стран Балтии мечутся между городом и хутором

Динамика развития городов в каждой из стран Прибалтики разнится - при том, что во всех трех республиках население за последние 20 лет ощутимо сократилось. Принято считать, что в Литве пять крупных городов: Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Шяуляй и Паневежис. При этом жители литовских городов все чаще выбирают недвижимость в деревне. "В Дании город считается городом, если там проживает 200 человек, в Японии - 30 тысяч, иначе это деревня. У нас юридического термина для обозначения большого города нет, но принято считать, что 100 тысяч жителей - это тот порог, за которым город считается большим", - говорит географ и социолог Гинтаре Почюте-Серейкиене. Достоверные сведения о количестве живущих в крупных населенных пунктах за прошлый год есть у Литовского государственного агентства данных: Таким образом, в настоящее время в Литве четыре крупных города - Паневежис по формальным признакам к их числу не относится. Над Шяуляем также одно время висела угроза потери городского статуса, но сейчас он ожи
Оглавление
Улица в деревне Руднинкай в Шальчининкайском районе Литвы © Sputnik
Улица в деревне Руднинкай в Шальчининкайском районе Литвы © Sputnik

Динамика развития городов в каждой из стран Прибалтики разнится - при том, что во всех трех республиках население за последние 20 лет ощутимо сократилось.

Городские...

Принято считать, что в Литве пять крупных городов: Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Шяуляй и Паневежис. При этом жители литовских городов все чаще выбирают недвижимость в деревне.

"В Дании город считается городом, если там проживает 200 человек, в Японии - 30 тысяч, иначе это деревня. У нас юридического термина для обозначения большого города нет, но принято считать, что 100 тысяч жителей - это тот порог, за которым город считается большим", - говорит географ и социолог Гинтаре Почюте-Серейкиене.
Гинтаре Почюте-Серейкиене © соцсети
Гинтаре Почюте-Серейкиене © соцсети

Достоверные сведения о количестве живущих в крупных населенных пунктах за прошлый год есть у Литовского государственного агентства данных:

  • в Вильнюсе - 604 792 человека;
  • в Каунасе - 304 731;
  • в Клайпеде - 160 357;
  • в Шяуляе - 112 581;
  • в Паневежисе - 86 202.

Таким образом, в настоящее время в Литве четыре крупных города - Паневежис по формальным признакам к их числу не относится.

Шяуляй © travelblog.lv
Шяуляй © travelblog.lv

Над Шяуляем также одно время висела угроза потери городского статуса, но сейчас он ожил.

"В 2020-2021 годах в Шяуляе число жителей было самым низким, но с тех пор город постепенно восстанавливался. Во время ковида это число стабилизировалось, и вместе с иммигрантами с Украины город снова начал расти", - пояснила географ.

Росту населения Шяуляя способствовали также эмигранты, вернувшиеся из-за Brexit, но наибольшее влияние все же оказали приехавшие сюда граждане Украины, уточнила Почюте-Серейкиене.

... и хуторские

Когда города растут, люди обычно не хотят оставаться в деревне. Когда нет работы, инфраструктура не развита, а услуги труднодоступны, люди переезжают туда, где им жить легче. Так происходит изменение численности населения в городской и сельской местности. Но деревня становится местом, куда люди хотят вернуться, чтобы отдохнуть.

Плакат "Девенишкес - сила" на одном из зданий в литовской деревне Девенишкес © Sputnik
Плакат "Девенишкес - сила" на одном из зданий в литовской деревне Девенишкес © Sputnik

Зачастую горожане или эмигранты покупают обособленный земельный участок с домом - хутор, - чтобы иметь возможность приехать туда летом. Деревенские жители этих людей даже называют по-особенному.

"Местные теперь используют два термина для переехавших: владельцы второго дома и владельцы хутора", - уточнила эксперт.

Можно говорить, что деревня сейчас возрождается, отметила Почюте-Серейкиене.

Латвийские особенности

Исследователи заметили, что на литовской стороне границы с Латвией живет большое количество латвийцев.

"Одна латвийская учительница купила дом прямо через границу. Соседняя деревня, с которой он соединяется, где живут ее родители, находится в Латвии. Она купила дом в Литве. Я спросила, почему. Она говорит - здесь в два раза дешевле, потому что для вас, литовцев, это периферия, а для латвийцев это час езды от университета в Риге. Для латвийцев это очень удобное место", - рассказала Почюте-Серейкиене.
Сельская местность в Латвии © CC BY-SA 2.0 / Егор Журавлёв
Сельская местность в Латвии © CC BY-SA 2.0 / Егор Журавлёв

В Литве, по ее словам, образовалась полицентрическая система: много городов, а вокруг них - много маленьких городков и деревень. А в Латвии господствовала моноцентрическая система: наибольшая концентрация населения была в одном-двух городах, и люди на периферии не оставались.

"У латышей есть Рига и Даугавпилс. Статистика показывает, что почти две трети населения проживают в Риге", - констатирует специалист.

Ученая Эстония

Эстония держится посередине этих двух систем: население страны сокращается, но в стране есть несколько сильных и крупных городов.

"В Литве мы больше рассредоточены, а у Эстонии есть сильный Таллин, очень сильный университетский город Тарту, Пярну. У эстонцев несколько крупных городов и университетов в них. Это важно - университет привлекает жителей", - объясняет географ.
Здание Тартуского университета © CC BY 2.0 / Tõnu Mauring
Здание Тартуского университета © CC BY 2.0 / Tõnu Mauring

Однако с точки зрения сокращения населения все три страны Балтии находятся в одной яме, подчеркнула Поцюте-Серейкиене.

Читайте еще по теме:

Экс-президент Латвии: светлого будущего для страны я не вижу >>

Гастарбайтеры по-балтийски: как жители Латгалии ездят работать в Литву >>

В Америке считают, что обитатели Латвии скоро вымрут >>