Найти в Дзене
Заметки Инсайдера

Почему фильм “Жмурки” – это шедевр отечественного кинематографа? И почему его напрасно хают хейтеры?

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера". Стоило фильму “Жмурки” добраться до кинотеатров весной 2005 года, как он сразу обрёл статус “народного”. Комедийный криминальный боевик Алексея Балабанова прочно укоренился в русскоязычной культурной среде и разошёлся на цитаты. На успех “Жмурок” повлияли два ключевых фактора: во-первых, затронутая в фильме насущная для российского общества тема недавних “лихих девяностых”, требующая глубокого осмысления; во-вторых, режиссёр Алексей Балабанов, ранее поставивший близкую по духу культовую дилогию “Брат”. Проще говоря, звёзды сошлись, и на свет появился шедевр. В своей новой работе Балабанов, как и прежде, создаёт контраст с “эпохой гламура”, которая развивалась в начале нулевых и отличалась всплеском потребления и формированием культуры благосостояния. Получив возможность относительно безбедно жить благодаря улучшению экономической ситуации, общество стало игнорировать важные вопросы к власти о прозрачности приватиза
Оглавление

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".

Стоило фильму “Жмурки” добраться до кинотеатров весной 2005 года, как он сразу обрёл статус “народного”.

Комедийный криминальный боевик Алексея Балабанова прочно укоренился в русскоязычной культурной среде и разошёлся на цитаты.

На успех “Жмурок” повлияли два ключевых фактора: во-первых, затронутая в фильме насущная для российского общества тема недавних “лихих девяностых”, требующая глубокого осмысления; во-вторых, режиссёр Алексей Балабанов, ранее поставивший близкую по духу культовую дилогию “Брат”.

Проще говоря, звёзды сошлись, и на свет появился шедевр.

“Завтра действовать будем мы!”

-2

В своей новой работе Балабанов, как и прежде, создаёт контраст с “эпохой гламура”, которая развивалась в начале нулевых и отличалась всплеском потребления и формированием культуры благосостояния. Получив возможность относительно безбедно жить благодаря улучшению экономической ситуации, общество стало игнорировать важные вопросы к власти о прозрачности приватизации государственной собственности и о подозрительных методах обогащения недавно появившихся миллионеров. В результате образовался своеобразный общественный консенсус, основанный на молчании о том, откуда берутся богатство и власть у новой элиты, которая, в свою очередь, когда захочет, тогда и позволит остальным гражданам наслаждаться жизнью.

Тем не менее потребность осмыслить травматический опыт десятилетий, который стал основой новых социально-экономических отношений, не исчезла, несмотря на то что она была загнана в дальний угол коллективного бессознательного. Неудивительно, что фильм начинается с лекции в институте о знаменитом “первоначальном накоплении капитала”, что отражает общественный запрос на глубокий и академически корректный анализ событий, происходивших в стране в 1990-е годы.

Как и в случае с фильмом “Брат”, Балабанов точно и своевременно откликнулся на эту потребность, но сделал это не через научный подход, а через искусство, используя характерный для себя гротескный юмор, что, в свою очередь, соответствовало мажорному настроению “гламурных нулевых”.

“Гаю Ричи пришлось уступить…”

-3

Действительно, в отличие от “Брата”, который является мрачным и безысходным боевиком, “Жмурки” представляют собой криминальную комедию. Такой выбор жанра, не характерный для Алексея Октябриновича, связан с печальными событиями в его жизни. Смерть Сергея Бодрова, его близкого друга и протеже, а также авария во время съёмок фильма “Река”, где трагически погибла актриса Туйара Свинобоева (фильм, который сам режиссёр считал своим шедевром), стали тяжелыми ударами.

Эти события погрузили Алексея Балабанова в длительную депрессию, и он решил уйти из кино на три года.

Режиссёру необходимо было снимать, иначе он мог потерять смысл жизни. Понимая это, его давний друг и продюсер Сергей Сельянов предложил ему попробовать себя в новом жанре и поставить фильм по чужому сценарию, что ранее не было свойственно Балабанову.

Приняв этот интересный вызов, Балабанов начал работу над “Жмурками”, и, на мой взгляд, по итогам работы он даже превзошёл Гая Ричи – маэстро криминального жанра.

“Алексей Панин и Дмитрий Дюжев – идеальные партнёры!”

-4

Ранее предпочитавший открывать новые таланты, на этот раз Балабанов пригласил на главные роли известных артистов, таких как Алексей Панин, Дмитрий Дюжев и Никита Михалков, что стало для него необычным решением. Тем не менее, он сохранил свою характерную “творческую находку”, впервые применённую во время съёмок “Брата” — позволить другому актёру (в данном случае Юрию Гальцеву) озвучить персонажа, визуально сыгранного Алексеем Паниным, который, в свою очередь, озвучил студента-медика Лёшика.

Интересно, что большинство актеров были утверждены на свои роли без прослушиваний. По моему мнению, это подчёркивает высочайшее мастерство Балабанова как режиссёра, глубоко проникшегося материалом, который предстояло экранизировать.

“Я, между тем, Балабанов…”

-5

Что касается атмосферы, такое изображение 90-х в наши дни практически невозможно воссоздать. Балабанову удалось поймать дух времени, уловив момент в стремительно меняющемся облике российской реальности нулевых годов, когда съёмки на улицах города (в фильме это Нижний Новгород) могли проводиться без особой подготовки и компьютерной обработки на этапе постпродакшена. Тем не менее, в один из дней съёмок для достижения достоверности пришлось убрать с улиц все иностранные автомобили, выпущенные после 1995 года.

Криминальная комедия, посвящённая девяностым, произвела настоящий фурор, собрав в российском прокате $4 180 000 и подтвердив репутацию Алексея Балабанова как одного из самых выдающихся режиссёров своего времени. Благодаря успеху этого фильма Балабанов вновь ощутил прилив жизненных сил.

Продолжая исследовать новые жанры, он уже через год выпустил мелодраму “Мне не больно”. Затем он вернулся к своим уникальным сценариям, нередко вызывавшим бурные споры и обвинения в художественной провокации.

Тем не менее, он не обращал на это внимания, следуя велениям своего гения — духа, вдохновляющего его на творчество.

Как отметил сам режиссёр, с улыбкой реагируя на сравнение его с Квентином Тарантино, которое часто звучало в ходе продвижения “Жмурок”: “Тарантино уникален, и второго такого нет. А вот Германов двое: отец и сын. Если у Тарантино появится сын, он тоже будет Тарантино. А я, между тем, Балабанов…”.

Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. Если статья наберёт 200 лайков, расскажу, как снимали фильм "Жмурки".

Подписывайтесь также на канал в Telegram.

Если вам по нраву те материалы, которые я размещаю на канале, вы можете поблагодарить меня донатом.

Предлагайте темы для статей в комментариях. До новых встреч!

Вам может быть интересно:

Какие две роковые ошибки допустил Серёга в фильме "Жмурки"? Что хранилось у него в папке? И почему он в итоге "послал" Сергея Михайловича?