Найти в Дзене

Минусинский драматический театр. Проберемся под сцену? Послушаем истории?

Многие любят театр, но как часто мы бываем в театре, когда там никого нет? В фойе пусто, и гулкий звук твоих шагов теряется где-то под потолком, везде не такое яркое освещение, не слышны голоса зрителей, театр дремлет в ожидании очередной премьеры. Такой странной премьерой стала экскурсия по зданию театра, которую провели нам актеры. Нам очень повезло, что самая первая экскурсия прошла в пятницу в 13-00, и из посетителей была небольшая группа кадетов и две мамочки с детьми, красота. Теперь я буду делиться этой историей с вами. Знакомство с нашими экскурсоводами началось в фойе, там встретились прошлое и настоящее театра - 1882 год и 2025. Каждый рассказывает что-то свое интересное о театре. Итак... У старинного зеркала из венецианского стекла, которое сохранилось с тех давних времен, нам рассказывали о непростом пути театра, о его реставрации, о том, как, проходя в обычные двери, можно совершить "скачок во времени" и оказаться уже не в историческом здании, а в здании 80-х годов XX век

Многие любят театр, но как часто мы бываем в театре, когда там никого нет? В фойе пусто, и гулкий звук твоих шагов теряется где-то под потолком, везде не такое яркое освещение, не слышны голоса зрителей, театр дремлет в ожидании очередной премьеры.

Такой странной премьерой стала экскурсия по зданию театра, которую провели нам актеры. Нам очень повезло, что самая первая экскурсия прошла в пятницу в 13-00, и из посетителей была небольшая группа кадетов и две мамочки с детьми, красота. Теперь я буду делиться этой историей с вами.

Знакомство с нашими экскурсоводами началось в фойе, там встретились прошлое и настоящее театра - 1882 год и 2025. Каждый рассказывает что-то свое интересное о театре. Итак...

У старинного зеркала из венецианского стекла, которое сохранилось с тех давних времен, нам рассказывали о непростом пути театра, о его реставрации, о том, как, проходя в обычные двери, можно совершить "скачок во времени" и оказаться уже не в историческом здании, а в здании 80-х годов XX века и даже, пройдя по переходу - в недавно построенном (2022-2024), где сейчас располагаются мастерские, по которым в ближайшем будущем тоже будет экскурсия. Погрузимся в истрию?

Наши экскурсоводы
Наши экскурсоводы

Начало XIX века, небольшая самодеятельная группа открывает любительский театр, у которого даже нет своего здания, представления проходят в каких-то съемных помещениях и даже на открытом воздухе. В постановках принимают участие совершенно разные люди: интеллигенты, купцы, купеческие приказчики и даже те, кто вовсе не был обучен грамоте.

Самая первая афиша
Самая первая афиша

Минусинское литературно-музыкально-драматическое общество было не так уж велико, что не мешало им давать концерты и ставить постановки. Несмотря на то, что по заметкам в старых газетах можно проследить деятельность театра с 1880 года, днем рождения театра стала дата первой его афиши - 28 ноября 1882 года.

Минусинское Литературно-музыкально-драматическое общество
Минусинское Литературно-музыкально-драматическое общество

В 1888 году у театра появилось первое свое здание - это был купеческий склад (бывшая казарма), выкупленный театром за 600 рублей. Платить за это знание предполагалось с вырученных за билеты денег.

Первое здание театра.
Первое здание театра.

Условия, как вы сами понимаете, не самые лучшие - плохое отопление, постоянные холод и сырость, что не очень хорошо не только для актеров и зрителей, но и для костюмов и реквизита. С освещением было тоже непросто - в те времена это были простые свечи. Для привлечения внимания зрителя в театре ставили в основном мелодрамы и водевили с зазывающими названиями. Со временем здание ветшало, приходило в негодность, актеры снова стали вынуждены играть на открытом воздухе или небольших клубных сценах. Все прошения в городскую Думу о строительстве театра, естественно, не одобрялись, но помогло весьма неожиданное решение.

Минусинск того времени был в основном деревянным, в зимнее время от печного отопления нередки были пожары, которые в деревянном городе особенно опасны. Для безопасности в городе ставили каменные стены между домами - брандмауэры. Но ссыльный революционер Феликс Кон предложил купцам вместо того, чтобы скидываться на стены, скинуться на пожарное депо.

В Енисейской губернии после сильных пожаров в Красноярске начали образовываться вольные пожарные общества. Правила требовали, «чтобы экипаж: лошадь и служитель находились в одном здании, что значительно ускоряет выезд обоза». А значит нужно здание.

Феликс Яковлевич Кон
Феликс Яковлевич Кон

Кон предложил построить здание для пожарной дружины и театра совместно. Тем более некоторые люди из пожарного общества были актерами любительского театра и даже музыкантами.

Добровольно-пожарная дружина
Добровольно-пожарная дружина

Так на старых фотографиях можно увидеть, что Н.В. Федоров принимал участие и в дружине, и играл на музыкальных инструментах, и часто мелькал на старых афишах.

Н.В. Федоров в оркестре
Н.В. Федоров в оркестре

Основной идеей было еще то, что театр, как пожароопасное заведение будет всегда "под присмотром".

Архитектором здания стал Аристарх Персиков - местный архитектор-самоучка.

Здание решено было строить прямо на выходящем на поверхность кряже горной скалы. Местное духовенство немного взволновалось от новости, что театр будет недалеко от соборной площади, но как-то смирилось, потому что пожарная бригада была на самом деле важна.

А.Ф. Персиков
А.Ф. Персиков

При строительстве театра Персиков вдохновлялся образом Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В 1904 году началось официальное строительство здания. Театр и здание пожарной бригады строили всем миром и финансово, и физически. Каждый горожанин мог приняться участие в стройке в свободное от работы время.

Часть исторической стены, которая сохранилась до сих пор, в нескольких местах театра она открыта и под стеклом. Интересное решение.
Часть исторической стены, которая сохранилась до сих пор, в нескольких местах театра она открыта и под стеклом. Интересное решение.

Театр построили к 1906 году. А в 1912 году здание полностью отошло театру, пожарной дружине по соседству построили новое.

Фото верха портала сцены
Фото верха портала сцены

Интересный факт - арка портала с тех времен не потеряла ни одного кирпича, и сейчас над сценой именно она, укрепленная в момент недавней реставрации.

Арка
Арка

Во время реставрации полностью сохранили исторический вид здания, незаметно вписав современные постройки и изменения.

-12

Даже оставили фальшь-ворота, из которых когда-то выезжала пожарная дружина на конных повозках. Тем, кто не знал, теперь становится ясно, зачем зданию театра башня-каланча.

Здание после реставрации
Здание после реставрации

Когда мы прошли на балкон зрительного зала, на сцене уже были собраны декорации к спектаклю "Шесть блюд из одной курицы", в зале было тихо, в конце балкона было открыто только окно звукооператора.

Нам рассказали, что когда-то театр вмещал до 600 зрителей. Партер для городской администрации, ряд 5-6-местных лож и амфитеатр. Для простого народа, который тоже принимал участие в стройке театра, был выделен балкон с лавками и стоячими местами. Интересно, что вход на балкон был отдельный с улицы, чтобы народ никак не пересекался с господами.

-14

А потом нас пригласили под сцену. Проходя по небольшим узким коридорам, я заглядывала в разные помещения с окошечками.

Вот я сунула нос в комнату, где хранятся костюмы.

Костюмы
Костюмы

А еще старое здание театра с недавно построенным соединено галереей, мы туда не пошли, но я жду того момента, когда можно будет посмотреть, что там. Говорят, что экскурсии туда будут водить уже в новом театральном сезоне.

Галерея
Галерея

И вот нас встречает узкая крутая лестница. Нас дважды, а то и трижды, предупреждают пригнуться, на притолоке висит надпись в красной рамке "пригнись". Видимо, часто бьются.

Лестница под сцену
Лестница под сцену

Под сценой нам открывается довольно большое пространство с грушей "для снятия стресса :)".

Пространство под сценой
Пространство под сценой

Мы стояли прямо под сценой, вернее вращающейся ее частью и смотрели на современное устройство.

Потолок - это сцена
Потолок - это сцена

На механизмы, которые приводят в движение вращающийся круг для быстрой смены декораций.

Круг
Круг

На люки, из которых/в которые могут появляться/ пропадать актеры и реквизит.

Люк
Люк

Специальные ящики-платформы, для поднятия чего-то через люки.

Ящики-платформы
Ящики-платформы

Также под сценой стоит историческая мебель из старых гримерок с зеркалами.

Мебель из старых гримерок
Мебель из старых гримерок

Современные гримерки выглядят более прозаически. Не такие атмосферные, но светлые и удобные. Нам показали пустующую без личных вещей.

Современная гримерка.
Современная гримерка.

После пространства под сценой нам показали закулисье. Техническое оснащение на уровне - целая инженерная система, которая движется, светит и создает современную магию театра.

Обратная сторона дектораций
Обратная сторона дектораций

Конечно же за сценой стоит стеллаж со всякими мелочами, вроде булавок, чтобы, например, быстро что-то поправить в костюме актера.

Мелочи.
Мелочи.

Когда идет спектакль, в зале и за сценой должна быть темнота и, чтобы актеры за сценой не спотыкались, из пола светят тусклые синие лампочки - мне кажется, очень удобно.

Лампочки-маячки
Лампочки-маячки

Интересно выглядывать из-за кулис на сцену, представляя, что это ты сейчас выйдешь туда, очень страшно, на самом деле.

Сцена из-за кулис.
Сцена из-за кулис.

За сценой много помещений с реквизитом.

Реквизит
Реквизит

Еще комната того, кто управляет всеми механизмами сцены.

Комната для управления механизмами
Комната для управления механизмами

В конце экскурсии нас привели в помещение, где актеры ждут выхода на сцену. Там они могут в спокойной обстановке видеть по камерам и слышать все, что происходит на сцене.

Комнана ожидани
Комнана ожидани

За все время существования театра с ним происходило многое: и пожар, после которого сгорела даже каланча, и революция, военные и послевоенные годы. Театр переименовывали, расформировывали, перевозили в Канск и Ачинск.

С 80-х годов театр становится Краевым государственным драматическим театром. С 1995 года театр начинает приобретать современный стиль и облик. Получает награды, золотую маску, становится с каждым годом все интереснее.

Я думаю, это даже не история театра, это история борьбы искусства за право быть.

-32

Эта встреча в театре была очень душевной, немного шероховатой (первый раз же), но невероятно теплой. После таких экскурсий хочется вернуться снова и узнать что-то еще. Что-то про актеров, что-то про костюмы, что-то про театральную жизнь. Хотя бы одним глазком подглядеть за тем, как рождается магия.