Найти в Дзене
Медтера Телемедицина

«Телемедицина — это не что-то экзотическое. Это нормально работающий инструмент»

Кирилл Кузьмичев о технологиях, пациентах и внутреннем продвижении перемен Кирилл Кузьмичев — врач, управленец, организатор здравоохранения. За его плечами — опыт в международном медицинском ассистенсе, добровольном медицинском страховании, работе в «СберЗдоровье», а теперь — развитие внебюджетной деятельности и телемедицины в Сеченовском университете. Мы поговорили с Кириллом о том, как меняется система, где технология действительно помогает пациенту, почему «поехать — надёжнее», и как работает внутренняя мотивация врачей. — Расскажите, как вы соприкасались с телемедициной? Как всё начиналось? — Я врач изначально, затем организатор здравоохранения. Работал в сфере международного медицинского ассистенса — помогали нашим пациентам за рубежом, экспатам в России. Тогда, до 2017 года, это были единичные кейсы. Потом в ДМС — там у нас были партнеры: например, «Доктор рядом», предоставлявшие телемедицинские консультации. И я сам впервые попробовал телемедицину как пациент — просто позвонить

Кирилл Кузьмичев о технологиях, пациентах и внутреннем продвижении перемен

Кирилл Кузьмичев — врач, управленец, организатор здравоохранения. За его плечами — опыт в международном медицинском ассистенсе, добровольном медицинском страховании, работе в «СберЗдоровье», а теперь — развитие внебюджетной деятельности и телемедицины в Сеченовском университете. Мы поговорили с Кириллом о том, как меняется система, где технология действительно помогает пациенту, почему «поехать — надёжнее», и как работает внутренняя мотивация врачей.

Расскажите, как вы соприкасались с телемедициной? Как всё начиналось?

— Я врач изначально, затем организатор здравоохранения. Работал в сфере международного медицинского ассистенса — помогали нашим пациентам за рубежом, экспатам в России. Тогда, до 2017 года, это были единичные кейсы. Потом в ДМС — там у нас были партнеры: например, «Доктор рядом», предоставлявшие телемедицинские консультации.

И я сам впервые попробовал телемедицину как пациент — просто позвонить, успокоиться, не срываться с работы. Или проконсультироваться с врачом уже повторно после визита по ходу лечения — а это актуально для меня как для пациента даже с учетом медицинского образования.

А затем были полтора года в крупном телемедицинском проекте, где я работал с медблоком. Дежурные службы, аналитика, расписания, эффективность — как не перегружать врача, но при этом не заставлять пациента ждать. Курировал узких специалистов, выстраивал расписания, чтобы они были доступны, но не простаивали.

После этого я пришел в Сеченовский университет на позицию заместителя главного врача по внебюджетной деятельности Университетской больницы №4. И здесь сразу встал вопрос: а можно ли консультировать дистанционно? Коллеги говорили — невозможно. Но я не принимаю «невозможно» как ответ. Оказалось, что уже готовится запуск платформы, шли тендеры. Потом началась работа с «Медтера Телемедицина», и сегодня я рад говорить: платформа запущена, врачи могут консультировать, пациенты — записываться.

А как вы оцениваете спрос на телемедицину внутри клиники?

— Пациенты моей больницы в основном получают помощь именно в стационаре. У нас высокий процент ДМСгоспитализаций, и более половины от общего количества — это региональные пациенты. Для них возможность получить консультацию из федерального центра без поездки — это радость и одновременно неожиданность. Это неочевидный путь, хотя он уже есть.

Чего сейчас не хватает, чтобы пациенты чаще пользовались телемедициной?

— Не сказал бы, что чего-то прямо не хватает. Скорее, можно больше рассказывать, показывать. Особенно для региональных пациентов — важно просто понять, что такое возможно. Есть маршрутизация на бумаге, а есть реальный путь пациента: что делать, куда нажать, к кому обратиться.

У нас пациенты 60+, но часто обращаются их дети 30–50 лет, которые уже понимают: можно иначе. Можно сначала созвониться, не ехать вслепую.

А как, по-вашему, улучшать маршрутизацию? Это должна быть централизованная система?

— Очень сильный вопрос.

Мой подход: всегда начинать изнутри. Сначала сделать это нормальной практикой у себя.

Сейчас у нас врачи задают такие удивляющие меня самого порой вопросы — а онлайн консультация оплачивается врачу? Разъясняем докторам: да, пациент может оплатить консультацию онлайн, и для врача это будет полноценно оплачиваемый приём. Думаю, подобные вопросы могут быть связаны с тем, как часто доктора привыкли консультировать в режиме «мне просто спросить» — когда подобное время и ресурс врача не оплачиваются. При этом сейчас из 14 врачей моей больницы, подключённых к платформе, активно дают сетку расписания 4–5человек. Остальные пока не дошли. Хотя сами же раньше просили: дайте платформу, есть пациенты, мы готовы.

И что мешает? Внутренние барьеры, инфраструктура, мотивация?

— Это про внутреннее продвижение. Даже не столько про доход. Просто не все ещё знают, что это возможно. А следующий этап — понять, как это сделать. Что нужно врачу, чтобы записать пациента? А пациенту — чтобы понять, как записаться?

Насколько важно обучать врачей телемедицине? С чего начать?

— Слово «обучать» мне иногда режет слух. Я бы сказал — «показать, как». Но сложно сказать, с кого начать. В списке задач дня это почти никогда не в топе. Я вот сегодня после разговора вернусь к одному доктору, который просил помощь, и спрошу — попробовали ли? Что еще сделать, чтобы стало понятнее? Вернулся, обсудили с доктором: у доктора задачи по научным стажировкам, исследованиям. Руки не дошли до стратегической задачи по онлайн-консультациям.

Вы говорите о коммуникации между врачом и пациентом. Как выстраивать её онлайн?

— Это отдельная зона, где много чему можно учиться. Те, кто выпускается сейчас, уже чему-то учатся в вузе.

Но онлайн-консультация — это не просто обычный приём. Тут нужно соблюдать границы, тайминг, удобство.

У меня два монитора, гарнитура — я всё вижу, слышу. Но для этого нужно сесть и спокойно продумать этот процесс. А в ежедневной врачебной практике не всегда есть время «сесть и подумать».

Что помогает вам лично держать темп в этом «тур де Франс», как вы однажды сказали о медицине?

— Вот такие разговоры. Каждый контакт возвращает к точкам роста. Я рад, что мы говорим об этом вслух. Это возвращает нас к восходящей спирали развития. И буду рад продолжить этот разговор.

И мы обязательно его продолжим. А пока — подпишитесь на канал Медтеры в Telegram, если вам близки честные разговоры о врачебной практике, технологиях, коммуникации с пациентом и тонкостях системы.

Без фальши. Без паники. С участием тех, кто сам меняет медицину изнутри.