Найти в Дзене
Ленинка

Страсти по Колобку

Эй, кто там на Колобка свой рот распещерил в голодном прикусе?
Пародия-подражание Владимиру Маяковскому (сеть) Впервые классическая сказка «Колобок», рассказывающая о похождениях хлеба, была записана и издана Екатериной Алексеевной Авдеевой, уроженкой Курщины. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить. В «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевою» (СПб., 1844), изданные Авдеевой, вошли теперь уже хрестоматийные «Волк и коза», «Волк и лиса», «Колобок», «Кот, лиса и петух» и другие. Они сразу закрепились в программе начального детского чтения. В сказке точно отражён народный календарь. Обычно колобки на Руси готовились в день Сорока Святых, или Сороки, а праздник этот отмечается 22 марта (9 марта — по старому стилю). То есть к началу весны у старика со старухой все запасы закончились, пришлось по сусеку мести. Так что Колобок
Оглавление

Эй, кто там на Колобка свой рот распещерил в голодном прикусе?
Пародия-подражание Владимиру Маяковскому (сеть)

Художник: Юрий Васнецов
Художник: Юрий Васнецов

Когда день рождения Колобка и кто его «мама»

Впервые классическая сказка «Колобок», рассказывающая о похождениях хлеба, была записана и издана Екатериной Алексеевной Авдеевой, уроженкой Курщины.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

В «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевою» (СПб., 1844), изданные Авдеевой, вошли теперь уже хрестоматийные «Волк и коза», «Волк и лиса», «Колобок», «Кот, лиса и петух» и другие. Они сразу закрепились в программе начального детского чтения.

В сказке точно отражён народный календарь. Обычно колобки на Руси готовились в день Сорока Святых, или Сороки, а праздник этот отмечается 22 марта (9 марта — по старому стилю). То есть к началу весны у старика со старухой все запасы закончились, пришлось по сусеку мести. Так что Колобок отмечает свой день рождения 22 марта.

Мучное изделие, приготовленное из остатков муки и / или теста, получило название «колобун» или «кулабух, кулабушек» — круглый «небольшой хлебец, испечённый из остатков теста, поскрёбыш» [СРНГ: 14: 147].

Екатерина Алексеевна Авдеева. XIX век. Источник изображения: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Екатерина_Алексеевна_Авдеева.gif
Екатерина Алексеевна Авдеева. XIX век. Источник изображения: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Екатерина_Алексеевна_Авдеева.gif

Он родился в Сварожьих сусеках

Сказка «Колобок», по мнению многих исследователей, — это описание астрономического движения месяца по небосклону: в чертогах Тарха и Дживы происходит полнолуние, а после чертога Лисы наступает новолуние.

Жена (Небо) пошла и по Сварожьим сусекам поскребла, по чертожьим амбарам помела и слепила колобок, и положила на окно Чертога Рады. И засиял Колобок и покатился по Перунову Пути. Но недолго катился, в Чертог Вепря прикатился, отгрыз Вепрь у колобка бок, но не весь откусил, а крошечку.
Покатился дальше колобок и докатился до чертога Лебедя, и Лебедь отклевал кусочек, и в Чертоге Медведя — Медведь ему бок помял. Волк в своём чертоге почти полколобка обглодал, а когда докатился он до чертога Лисы, то тут она его и съела.
Шабанова Н. С. Сакральные смыслы русских народных сказок // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1 (25).

Чтобы понять смысл, заложенный в древних сказах, нужно взглянуть на мир глазами людей, живших во времена появления самих сказов, когда славяно-русская культура ещё опиралась на язычество.

Рисунок: Шабанова Н. С. Сакральные смыслы русских народных сказок // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1 (25)
Рисунок: Шабанова Н. С. Сакральные смыслы русских народных сказок // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1 (25)

Роковая встреча: мужское и женское

Колобок — представитель мужского типа мышления. Ярко выраженный эгоцентризм лишает его критического мышления и бдительности. Три раза Колобок выходит сухим из воды и утверждается в мысли, что так будет всегда, то есть становится жертвой собственного стереотипа.

Подходы животных к Колобку однотипны, их отличает только мощь и сила, которая прогрессирует от зайца до медведя. Заяц, волк и медведь — тоже представители мужского типа мышления, они прямолинейны в диалогах, чётко говорят о своих желаниях, поэтому Колобок благополучно от них сбегает. Он, как исследователь, проверяет окружающих, но беда в том, что ему встречаются те, кто мыслят и действуют так же, как и сам Колобок.

Однако стоит ему услышать лесть Лисы — представительницы женского типа мышления, как он тут же теряет всякую осторожность, потому что Колобок жаждет славы и почёта.

Лиса говорит, что герой красив, что он хорошо поёт чудесную песенку:

Здравствуй, колобок! Какая славная песенка! Ещё бы послушала! <...> Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок.

Заметим, что лиса не врёт, она предупреждает, что песенка в исполнении Колобка прозвучит «в последний разок». Но головокружение от успехов и самолюбование окончательно уничтожают инстинкт самосохранения героя. Колобок прыгнул на язык лисы и «пропал со сцены жизни».

В сказке содержится предупреждение: нельзя оставаться в плену стереотипа, а ситуацию нужно рассматривать с разных сторон.

Рисунок: И. В. Шарикова
Рисунок: И. В. Шарикова

Дао Колобка

Даосизм проповедует спонтанность, жизнь в гармонии с природой и принцип «у-вэй» — невмешательство в естественный ход вещей. Лао-цзы считал, что Дао не имеет вида, не издает звуков, не обладает формой: «смотришь на него, но не видишь, слушаешь его, но не слышишь, ловишь его, но не можешь поймать».

Колобок — символ постоянного движения без какой-либо целевой установки, он извечно пребывает в состоянии Пути, в котором предаётся радостям короткого авантюрного путешествия. Лисе не удалось добиться от жизнерадостного мякиша точного ответа на вопрос о конечном пункте его пути:

— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.

Это хаотичное движение, бесцельный побег, «поход туда, не знаю куда», то есть идеальный, дистиллированный Дао. И хотя Колобок обладает чертами нигилиста-беспредельщика, но всё-таки он прежде всего оптимистичный, общительный, энергичный и задорный путешественник.

В одиозной рекламе ритуальных услуг история Колобка сжимается до констатации Конца. В уста героя вкладывают осознание финала своей земной жизни:

— Куда ты скачешь, Колобок?
— Спешу купить себе гробок.

Но на самом деле Колобок в простоте своего хлебного сердца этого не ведает. Ведь цель Дао — жить в гармонии со своей внутренней природой и с природой в целом, не оглядываясь и не забегая вперёд.

Фото сгенерировано ИИ
Фото сгенерировано ИИ

Русския сказки для детей, разсказанныя нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевою, изданныя К. Авдеевою. — 7-е изд. — Санкт-Петербург ; Москва : М. О. Вольф, 1879

Подписывайтесь на телеграм-канал Ленинки.