По свидетельству Сергея Лохматого, сегодня около 400 николаевцев воюют на нашей стороне за Россию, за Новороссию, за Донбасс. Понятно, что цифра эта весьма примерна, и речь идет о тех, о ком знает Сергей.
Полагаю, и количество погибших из них николаевцев может приближаться к сотне.
Здесь расскажу только о троих из них, которых знал лично и пару слов о четвертом, с которым я знаком не был. Андрея я знал больше, Виктора меньше, Константина еще меньше, Максима не знал вообще, хотя наверняка встречал. Об Андрее Гончаруке, в 2019 году, на 4-ю годовщину его гибели, я написал статью, опубликованную нескольких сайтах, в том числе, на сайте «Русь Триединая». Поэтому о Вите и Косте (с Максом) напишу, а об Андрее просто размещу эту статью ниже.
Андрей Гончарук.
«Эх Андрей, Андрюшка, сынок…»
Прошло уже 4 года со дня гибели одного из наиболее юных и ярких представителей движения ольшанцев (николаевское сопротивление, «Южный фронт») — Андрея Гончарука (позывной «Молодой»). Сейчас ему могло бы было 23 года. В ночь с 11 на 12 марта 2015 года в городе Марьинка Донецкой области, воюя в составе ополчения ДНР, он попал под минометный обстрел и погиб в возрасте 19 лет.
Я познакомился с ним возле Николаевской областной администрации, где мы зимой 2014 года по призыву губернатора Николенко защищали ее (администрацию), порой при 20-градусном морозе, от возможного захвата нацистами. Тогда там командовали «регионалы», организовав пункты обогрева, чай и т.п. Тем не менее, мы, активные горожане, не имеющие отношения к тогдашней партии власти, чуя в воздухе запах гари, каждый день приходили к обладминистрации как на работу, выступая, смыкая ряды и не пропуская оголтелые группы майдановцев. Там-то я впервые и увидел Андрея — стильного аккуратного молодого парня, не выпускающего громкоговоритель из рук, с группой молодежи, принимавшей активное участие в нашем стоянии.
Тогда Андрей представлял молодежное крыло николаевского «Украинского выбора» Медведчука. Импульсивный, уверенный, решительный, он был вожаком среди товарищей. Потом я узнал, что он искал себя в общественной деятельности с 15 лет. Креатива, стильности Андрею было не занимать, и одним из первых его начинаний была проба себя в модельном бизнесе, однако по складу характера он не пошел в профессиональные модели, а погрузился в пучину флешмобов и общественных движений.
К 18 годам он стал активистом «Украинского выбора», с первых дней преддверия и, собственно, Русской весны в Николаеве смело нырнувшим в самую гущу событий. После подковерной сдачи власти регионалами смысла защищать обладминистрацию уже не было, но ситуация в Николаеве, как и в других городах Украины и особенно Новороссии, продолжала нагнетаться под гром Майдана.
Сразу после киевского путча 22 февраля 2014 года в Николаев на нескольких автобусах прибыли подготовленные молодчики валить памятник Ленину возле горадминистрации.
Отнюдь не будучи ленинцами по убеждениям, многие из нас восприняли этот демарш под свист и кричалки укронацистов как насилие над городом и вместе с коммунистами пытались защитить памятник. Здесь я снова встретил Гончарука с группой молодежи около 20 человек. Они атаковали варваров с фланга: кидали в них камни, вступали в драки. Однако нацисты были хорошо подготовлены, стаскивали нас с постамента и били по одному, располагая сотней боевиков с дубинками, молотками, кастетами. Силы были неравны. Милиция бездействовала, разве что не давала убивать. Мэр Николаева Гранатуров принял задним числом решение горисполкома о сносе: памятник сорвали с помощью крана и сбросили на асфальт под вой «Слава Украйине — Смэрть ворогам!»
На следующий день, 23 февраля, мы, представители общественных организаций и партий русского вектора, собрались у памятника Ольшанцам, где начали стихийный митинг и поставили палатки лагеря. Андрей Гончарук был там с самого начала и выступал ярко и эмоционально. На последующие митинги он приглашал молодежь через соцсети, за что был вызван на допрос в СБУ.
Спустя пару недель Андрей исчез. Как удалось выяснить позже, он уехал в Крым, где успел принять участие в Русской весне в Севастополе. Оттуда он вернулся к нам после победы в Крыму, но к тому времени против него было возбуждено уголовное дело. Он рвался помогать нашему лагерю у памятника Ольшанцам, но несколько дней бегал от разыскивающих его силовиков, появляясь в лагере ночью, и через несколько дней снова исчез, всплыв в информационном пространстве через Ютуб, будучи уже в ополчении ДНР. Там он записывал репортажи, видеоролики, обращения к николаевцам, обещая освободить родной город.
Мы следили за активностью Андрея и с радостью слушали его каждый новый ролик, хотя нашего лагеря ольшанцев не стало почти на месяц раньше, чем лагеря куликовцев в Одессе. Правда, слава Богу, жестокий ночной снос нашего лагеря обошелся без смертей, хотя было много травм, в том числе и тяжелых…
И вот Андрей на Донбассе. По одной информации, он воевал в отряде военной разведки «Викинг», по другой — в николаевском подразделении «Вымпел».
В ночь с 11 на 12 марта 19-летнего Андрея Гончарука не стало. Он, представитель большой Новороссии, погиб, защищая Донбасс.
Страшно было получить такое известие для нас, 40-50-летних. Нам всем он годился в сыновья, и вот, вопреки логике жизни, он убит.
Верю, что его смерть, как и тысяч других героев на Донбассе, будет отомщена, как будут отомщены погибшие и замученные в тюрьмах Одессы, Харькова, Мариуполя, Николаева, Запорожья. Верю, что однажды по Божьей воле расправит плечи освобожденная большая Новороссия от Харькова до Одессы. Тогда мы восстановим справедливость и правду и, конечно же, воздадим честь и память таким героям, как Андрей Гончарук (Молодой), отдавшим свою жизнь за освобождение Родины.
Виктор Федоров. Казак-пограничник.
С Витей я познакомился и общался еще в Николаеве, а потом пару раз виделись после его обмена в Новороссийске.
Виктор запомнился как тихий, спокойный, добрый и достаточно незаметный человек. Вот уж правда, что время рождает героев.
Витя Федоров служивый. Срочную службу был пограничником. На сверхсрочной — связистом. Военная выправка, подтянутость и аккуратность остались с ним навсегда. Когда началась Русская весна в Николаеве, Витя практически сразу примкнул к антимайдану, ольшанцам. С ним всегда приходили его друзья и товарищи, бывшие советские пограничники из его родного района Соляные. Они часто бывали на митингиах, обязательно во все праздничные для николаевцев дни, с возложением цветов к памятнику героям Ольшанцам. Федоров был лидером, организатором своей группы, ему доверяли, за ним шли.
На день пограничника 28 мая они всегда ходили коробкой советских пограничников, а уже украинские пограничники шли либо отдельно, либо в хвосте колонны.
После разгона лагеря ольшанцев Виктор нашел способ примкнуть к николаевскому подполью, помогающему ценной информацией защитникам Донбасса. Он оказался неожиданно полезным, так как вступал в контакты с военными, и информация от него поступала достаточно насыщенная, структурированная и важная.
В июне 2018 года Федоров и еще несколько человек, в том числе и Кореновский, были арестованы. Виктор и еще двое товарищей сначала содержались в Киеве в тюрьме СБУ на Аскольдовом переулке, 4, а потом в Николаевском СИЗО. На допросах он вел себя достаточно мужественно и сдержанно.
В сентябре 2019 года Виктора поменяли в Россию. Это был тот самый знаменитый самолетный обмен, когда самолет приземлился сразу в Москве. После этого Федоров с Кореновским попали в Новороссийск, где Виктор принял посвящение в казачество.
С началом СВО Федоров просился на фронт, но его не брали по возрасту (1969 г.р.). Витя сумел добиться и был причислен к пехотному полку, воюющем на Херсонско-Николаевском направлении, участвовал в боях под Чернобаевкой.
Осенью 2022 года Виктор получил несколько серьезных осколочных ранений, одно из них в шею (осколок зашел под каску). Он лежал в полевом госпитале, потом в больнице в Симферополе и был комиссован по состоянию здоровья и, конечно, возрасту.
10 марта 2023 года в Новороссийске Федоров скончался от ран. Был похоронен в военном секторе кладбища с воинскими почестями в казачьей форме, достойно.
Константин Ковалев, позывной «Шумахер» и Максим Титаренко, позывной «Леший».
Про Костю я знаю гораздо меньше, чем про Андрея и Виктора, поэтому информация будет более краткая, про Максима узнал только в Москве.
Ковалев появился на нашем антимайдане, буквально в первый день. Я увидел его рядом с Константином Тистолом, возле которого он был весь вечер, и они переговаривались. Крепкий, серьезный, уверенный в себе светловолосый парень внушал доверие, и мы познакомились. Он пришел в сопротивление из компартии, однако николаевское руководство КПУ тут же «открестилось» от него, не желая компрометировать себя участием в протестных акциях.
Костя Ковалев со своей девушкой, а впоследствии женой, Кристиной, и Максим Титаренко образовали мобильный отряд по борьбе с укропропагандой и опять таки продвижению нашей правды, назвав себя «николаевские птички». Всего в отряде было 7-8 человек. Они забрасывали шариками с краской бигборды и стенды, клеяли листовки и писали воззвания на стенах, столбах, указателях, переходах, заставляя николаевцев задуматься и призывая присоединяться к нашему протесту. Позже они пригласили в эту работу Таю и Сашу Красная Шкода, вместе с которыми команда «птичек» организовывала автотуры Николаев-Одесса-Николаев. Разумеется в автотурах участвовали и другие ольшанцы, да и просто сочувствующие. Заезжая в Одессу наши ребята порой выступали на митингах на Куликовом поле, общались и обсуждали события с куликовцами. (О взаимоотношениях ольшанцев и куликовцев в этой книге будет отдельный раздел).
Кроме того Костя Ковалев помогал Тистолу в вопросах, не требующих огласки, в качестве доверенного лица.
Когда мы, ольшанцы, представители Народного фронта Николаева, примерно 10 марта, давали пресс-конференцию в бизнес-центре «Александровский», а Константина Тистола забрали на беседу в СБУ, Ковалев вместе со мной, Андреем Молодым и еще с двумя другими ребятами отвечал на вопросы николаевских журналистов.
Я понимал, что некоторые журналисты нас провоцируют и потом запись встречи могут использовать против нас, и отвечал продуманно и обтекаемо. Ковалев, сидевший рядом, отвечал жестко и безапелляционно.
Возможно, эти ответы вызвали последующее пристальное внимание СБУ к его персоне. Для ареста нашего героя с его товарищами, СБУ «пристегнула» к делу якобы готовящиеся теракты на 9 мая. Вроде бы, у кого-то из группы, в которой состоял Костя, при обыске нашли взрывчатку, хотя, зная методы СБУ, уверен, что ее подкинули.
Тогда Ковалеву, единственному из группы, судья присудил меру предварительного задержания — домашний арест, и Костя смог уехать из Украины в Крым, а оттуда с отрядом добровольцев через Ростов на Донбасс. В первом бою за Донецкий аэропорт 26 мая Костя на скорости поставил КАМАЗ с ополченцами на 2 колеса но сумел его выровнять, за что и получил позывной - "Шумахер".
Получив контузию и находясь на лечении в Ростове, Костя Шумахер на своей странице в «ВК» поглумился над СБУшниками за то, что они его так и не смогли поймать. Также он рассказал, что воюет в составе батальона «Восток». На своей странице Костя (на фото вместе с Максом) просил помощи на приобретение раций, разгрузок и бронежилетов для подразделения.
18 августа 2014 года Константин Ковалев (Шумахер) погиб во время боя под Ясиноватым, Артемовское направление.
Максим Леший пробирался на Донбасс вместе с Костей Шумахером. На Макса произвел большое впечатление парад Победы 9 мая в не сдавшемся Донецке, и он мечтал увидеть такой парад в освобожденном Николаеве. Он также, как и Костя, в составе отряда добровольцев один из участников легендарных боев в Донецком аэропорту, 26 мая и был ранен, однако помогал грузить других раненных. После лечения в Ростове, Максим продолжил воевать, в третьей бригаде народной милиции ДНР, батальон "Беркут", вернулся на фронт он позже Шумахера, потому что его ранения были куда серьезней.
Через некоторое время после гибели друга, Кости Шумахера, Макс уехал в Санкт-Петербург, занявшись там работой своей мечты на мебельном производстве.
С началом СВО Макс вернулся на войну в подразделение "Редут", батальон "Шторм". Позже, в конце лета 2022 г он перешел в штурмовую бригаду ЧВК "Вагнер". И уже в августе 2022 г. Максим Титаренко (Леший) геройски погиб под Артемовском. Посмертно он был награжден орденом мужества.
У обоих ребят и у Кости и у Макса осталось по маленькому сыну.
Упокой, Господи, души убиенных воинов Андрея, Виктора, Константина и Максима, всех тех, кто здесь не описан, но чьи имена Тебе ведомы, Боже, жизнь свою положивших на поле брани за правду, за други своя.
Приобрести полную версию книги "Ольшанцы Русской весны" в печатном варианте вы можете в издательстве "Солон-Пресс" по ссылке https://solon-press.ru/vneserijnaya-literatura/olshancy-russkoj-vesny-v-nikolaeve С радостью жду новых читателей!