23 мая 2025 года стартовал основной этап сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В этот день выпускники будут сдавать три предмета по выбору: историю, литературу и химию.
В 2025 году ЕГЭ сдают 716 308 человек, из которых 641 313 (89,5%) — выпускники текущего года. По сравнению с предыдущим годом заметно увеличилось количество школьников, выбирающих естественно-научные дисциплины: профильная математика - рост на 8,3% (до 336 675 человек); физика - рост на 6,2% (до 117 724 человек).
ЕГЭ-2025, как и в предыдущие годы, проходит в три этапа:
1. Досрочный период (21 марта — 21 апреля)
2. Основной период (23 мая — 23 июня)
3. Дополнительный период (4-23 сентября)
Каждый этап имеет свои особенности и предназначен для разных категорий сдающих.
Досрочный период (21 марта — 11 апреля)
В досрочный период сдавать ЕГЭ могут выпускники текущего года, завершившие освоение школьной программы, учащиеся экстерната, студенты колледжей и техникумов, выпускники иностранных школ.
Для участия в досрочной сдаче необходимо не иметь академических задолженностей, полностью выполнить учебный план и получить зачет за итоговое сочинение.
Основные даты:
- 21 марта — география, литература
- 25 марта — русский язык
- 28 марта — математика (базовый и профильный уровни)
- 1 апреля — биология, физика, иностранные языки (письменная часть)
- 4 апреля — иностранные языки (устная часть)
- 8 апреля — информатика, обществознание
- 11 апреля — история, химия
Резервные дни:
- 14 апреля — русский язык
- 17 апреля — математика
- 18 апреля — биология, литература, физика, обществознание, иностранные языки (письменная часть)
- 21 апреля — география, информатика, история, химия, иностранные языки (устная часть)
Основной период (23 мая — 23 июня)
Этот этап предназначен для большинства выпускников 2025 года. Экзамены начинаются в 10:00 по местному времени.
Основные даты:
- 23 мая — история, литература, химия
- 27 мая — математика (базовый и профильный уровни)
- 30 мая — русский язык
- 2 июня — обществознание, физика
- 5 июня — биология, география, иностранные языки (письменная часть)
- 10-11 июня — информатика, иностранные языки (устная часть)
Резервные дни:
- 16 июня — география, литература, обществознание, физика
- 17 июня — русский язык
- 18 июня — иностранные языки (устная часть), история, химия
- 19 июня — биология, иностранные языки (письменная часть), информатика
- 20 июня — математика (базовый и профильный уровни)
- 23 июня — все учебные предметы
Дополнительный период (4-23 сентября)
Этот этап предназначен только для тех, кто не сдал обязательные предметы (русский язык и базовую математику) и не получил аттестат:
- 4 сентября — русский язык
- 8 сентября — математика (базовый уровень)
- 23 сентября — резервный день для обоих предметов
Время, отведенное на выполнение заданий, варьируется в зависимости от предмета:
- 3 часа 55 минут: биология, информатика, литература, математика (профильный уровень), физика;
- 3 часа 30 минут: история, обществознание, русский язык, химия;
- 3 часа 10 минут: иностранные языки (письменная часть, кроме китайского);
- 3 часа: география, математика (базовый уровень), китайский язык (письменная часть);
- 17 минут: устная часть по английскому, французскому, немецкому, испанскому;
- 14 минут: устная часть по китайскому языку.
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) внес корректировки в структуру экзаменов по восьми предметам:
1. Русский язык: ужесточены требования к сочинению — теперь работа менее 99 слов автоматически получает 0 баллов.
2. Литература: усложнена тестовая часть, изменения в критериях оценки письменных работ.
3. Физика: небольшое усложнение заданий, хотя экзамен остается проще, чем в 2024 году.
4. Иностранные языки, информатика, биология, химия, обществознание: уточнены формулировки заданий.
Немного истории ЕГЭ
Идея единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России зародилась в конце 1990-х годов, когда страна переживала период масштабных реформ. Министр образования Владимир Филиппов, возглавлявший ведомство с 1998 по 2004 год, стал ключевым инициатором этой реформы. Основной целью введения ЕГЭ было создание равных условий для поступления в вузы всех школьников страны, независимо от их места жительства и социального статуса.
Первый экспериментальный ЕГЭ провели в 2001 году всего в пяти регионах: республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях. В эксперименте участвовали 30 тысяч школьников, которые сдавали экзамены по восьми учебным дисциплинам . В последующие годы география эксперимента расширялась: в 2002 году - 16 регионов, в 2003 - 47, в 2004 - уже 65 субъектов РФ.
Первые варианты ЕГЭ значительно отличались от современных. Например, в 2005 году экзамен по математике содержал часть "А" с тестовыми заданиями, где нужно было выбрать один из четырёх вариантов ответа. Это создавало 25% вероятность угадать правильный ответ даже без знаний. Такая структура подвергалась критике за "угадайку" и формирование у школьников навыков натаскивания на тесты, а не глубокого понимания предмета.
В 2009 году ЕГЭ стал обязательным для всех выпускников школ и основной формой вступительных испытаний в вузы.
Однако техническая организация экзамена ещё не была совершенной - до 2013 года варианты выпускались только для четырёх географических зон (Дальний Восток, Сибирь, Урал и Центр), что создавало возможности для утечек заданий из регионов с более ранним временем проведения экзамена.
Со временем структура ЕГЭ значительно изменилась. В 2010 году из экзамена по математике убрали тестовую часть, а в 2015 году его разделили на базовый и профильный уровни. Базовый уровень предназначен для тех, кому математика не нужна для поступления в вуз, а профильный - для абитуриентов технических и экономических специальностей.
В 2019 году тестовая часть ("угадайка") была окончательно удалена из всех предметов ЕГЭ. Современные контрольно-измерительные материалы (КИМы) включают задания, требующие развёрнутого ответа и демонстрации реальных знаний. Например, в ЕГЭ по русскому языку теперь есть сочинение, а по иностранным языкам - устная часть.
Скандалы вокруг ЕГЭ
Самый масштабный скандал произошёл в 2013 году, когда в интернет попали задания по большинству предметов. По русскому языку было слито 30 из 120 существующих вариантов . В Минобрнауки признали, что почта ведомства, где хранились варианты, была взломана . Результатом стал аномальный рост числа стобалльников - их количество увеличилось почти втрое по сравнению с предыдущим годом и составило более 10 тысяч человек .
После этого случая систему распределения вариантов пересмотрели - с 2014 года задания стали готовить для каждого из 11 часовых поясов России отдельно.
В 2009 и 2013 годах наблюдались случаи, когда выпускники из одних регионов показывали аномально высокие результаты.
В 2013 году в Дагестане около полутора тысяч школьников срочно выписались из Махачкалы и прописались в сёлах, надеясь на менее строгий контроль в сельской местности . В 2009 году СМИ писали о "нашествии 100-балльников" из Чечни, Дагестана и Ингушетии в ведущие вузы страны.
Были случаи, когда за выпускников экзамен сдавали другие люди. В 2011 году в Астраханской области сёстры-близнецы пытались сдать ЕГЭ друг за друга, но попались на одинаковых паспортных данных . В 2015 году в Нижнем Новгороде студент вклеил свою фотографию в чужой паспорт, чтобы сдать экзамен за школьника.
Отдельной проблемой стали взятки. В 2014 году в Черкесске бывший министр образования КЧР получил 8 лет колонии за взятку в 650 тысяч рублей - он обещал оформить документы о сдаче четырёх экзаменов с результатами по 70 баллов . В Ростовской области глава образования организовал цех по решению заданий ЕГЭ за учеников в Доме детского творчества.
В последние годы участились конфликты, связанные с мерами безопасности на ЕГЭ. В Воронеже в 2024 году разразился скандал, когда школьниц якобы заставляли демонстрировать нижнее бельё при проходе через металлодетекторы . В Липецке в том же году сняли двери с туалетных кабинок, чтобы предотвратить списывание, что вызвало возмущение родителей и учащихся.
А что дальше?
Сегодня ЕГЭ продолжает развиваться. В 2024 году впервые число стобалльников по профильной математике превысило тысячу человек . По словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, работа по совершенствованию экзамена будет продолжена, особенно в части повышения качества преподавания физики и математики в школах .
Несмотря на все сложности и скандалы, ЕГЭ стал неотъемлемой частью российской образовательной системы. Он выполнил свою первоначальную задачу - создал более равные условия для поступления в вузы школьников из разных регионов страны. Хотя проблемы остаются (например, зависимость результатов от уровня доходов семьи и доступности репетиторов), альтернативы ЕГЭ как объективному инструменту оценки знаний на сегодняшний день не предложено.
Как отметил Музаев, отвечая на предложения об отмене ЕГЭ: "Не просто вернуться к прошлому - это уже невозможно. Дайте конкретные работающие предложения" . Эта фраза хорошо отражает нынешнее положение ЕГЭ - при всех недостатках, он стал привычным и устоявшимся механизмом, который продолжает эволюционировать, отвечая на вызовы времени.