Кто из нас хоть раз в жизни не слышал "Мурку" - песню, ставшую настоящим хитом криминального мира? Да, да, ту самую "Мурку", где: "Мурка, ты мой Мурёночек, Мурка, ты мой котёночек..." Но мало, кто знает, что сюжет этой блатной песни - практически документальный отчёт об одной из операций "под прикрытием" Московского уголовного розыска двадцатых годов. Причем, подробности этой операции до сих пор не рассекречены. Но самое удивительное в том, что в строчках этой песни - беспрецедентный случай - названо настоящее имя главной героини. Мария Прокофьевна Климова.
Мария Климова родилась в городе Великий Устюг в 1897 году. Революция 1917 года застала 20-летнюю Марусю в Москве, где она работала прислугой в доме юриста Шнеерсона. Идеи всеобщего равенства и братства привели эту решительную и смелую девушку в большевистский отряд по воплощению в жизнь первых советских декретов: "Хлеб - рабочим, земля - крестьянам". Через три года Мария Климова, поражавшая даже мужчин своим бесстрашием и отвагой, а также всецело преданная "делу революции", уже служила особым агентом МУРа.
Кстати, Мурка - самое обычное для того времени сокращение имени "Мария". Мурой называл свою любовницу - баронессу Марию Будберг - писатель Максим Горький. А другой писатель, Корней Чуковский звал Мурочкой свою младшую дочь Машу. Может быть, помните: "дали Мурочке тетрадь, стала Мура рисовать..."
А в это время в Одессе наводил не тихий шорох своими "тёмными делами" уголовный авторитет, вор в законе по кличке Бриллиант. Настоящее имя этого "драгоценного" - Владимир Бабушкин. Бандит сумел стать преступным королём Одессы после расстрела в 1919 году знаменитого Мишки Япончика. Чтобы ликвидировать банду Бриллианта, в 1922 году из Москвы в Одессу тайно выехали лучшие опера московского угро и сотрудники ВЧК, и среди них - Мария Климова.
Есть мнение, что МУРками уголовники звали всех женщин, работающих в Московском Уголовном Розыске, независимо от их настоящего имени.
"Прибыла в Одессу банда из-за МУРа"... - это прямая причина появления банды Бриллианта в Одессе: Япончик был расстрелян оперативными сотрудниками, и так как свято место пусто не бывает, банда Бабушкина быстро прибрала "осиротевший" город к рукам. Помощь одесским коллегам в ликвидации этого и прочих преступных сообществ лично организовал Феликс Эдмундович Дзержинский. Он же и подал идею легенды для внедрения Климовой в банду. Мария должна была выдать себя за одну из сообщниц батьки Махно, не успевшей удрать с ним в Румынию. Свидетелей, чтобы подтвердить или опровергнуть это, не было - легенда сработала.
Дальше, собственно, расклад: "В банде были урки - шулера. Банда занималась тёмными делами, и за ней следила ГубЧеКа". ГубЧК - губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В 1922 году по всей советской республике их начитывалось уже сорок восемь. Диктатура пролетариата с врагами революции не церемонилась. Чрезвычайные полномочия этой комиссии заключались в праве расстреливать на месте, без суда и следствия всех, кто не принимает или вредит новой социалистической республике. Именно из сокращения "ЧК" всех сотрудников комиссии называли "чекистами"
"В банде была баба, звали её Мурка. Хитрая и смелая была. Даже злые урки, и те боялись Мурки, воровскую жизнь она вела". Марию Климову удалось внедрить в банду Бриллианта, не в последнюю очередь благодаря его любвеобильности. Бабушкин, как говорят, не пропускал ни одной юбки, меняя любовниц как перчатки, но на Мурку реально запал. Думается, что дело здесь не только в привлекательной внешности 25-летней Маруси, но и в её стальном характере. В банде Бриллианта она за считанные дни сменила статус, став из "марухи" без права голоса правой рукой главаря.
И еще одна версия. Мурками называли своих "подопечных" сутенеры еще в царской России, так как сами они на блатном жаргоне именовались "котами". Об этом часто упоминает Владимир Гиляровский в своих очерках под общим названием "Москва и москвичи", когда описывает преступно знаменитый Хитров рынок.
Ну а потом, по песне: "Вдруг пошли провалы, начались облавы, много стало наших попадать. Как узнать скорее, кто же стал шалавым", чтобы за измену покарать?" До достижения главной цели совместной спецоперации ГубЧеКа и муровцев - физическая ликвидация верхушки криминальной Одессы - благодаря деятельности Климовой в роли двойного агента оставалось недолго, но тут произошло странное событие.
"Раз пошли на дело, выпить захотелось, мы зашли в шикарный ресторан - там сидела Мурка в кожаной тужурке, а из-под полы торчал наган". То есть, агент под прикрытием, рискуя провалить операцию, как ни в чем не бывало рассиживается по ресторанам в "трендовой" одежде чекистов, да ещё и с оружием. Как-то не вяжется с умной и хладнокровной Климовой, не так ли?
Но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Значит, так оно всё и было. Но почему? Есть свидетельства, что Маруся, будучи любовницей Бриллианта в интересах дела, влюбилась в главаря другой одесской банды - Жорку Чревеня. Двойная игра стала тройной игрой. Представляю, что творилось у Климовой на душе. Ум с сердцем не в ладу, но выбор делать все-таки надо. Остаться муровкой и довести спецоперацию до конца, подведя под расстрел Бриллианта и всех, кого зацепит чекистская пуля, включая Чревеня? Или уходить "за любимым в ночь", рискуя нарваться на нож ревнивого бандита? Или быть ликвидированной своими за измену социалистическим идеалам?
Коллеги не зря ценили Марию Климову за умение найти выход из самой критической ситуации. Нашла его Мурка и в этот раз. Похоже, она, хладнокровно все взвесив, решила "довериться судьбе". В одесском ресторане "Бристоль" назначила свидание Жорке, зная, что чуть позже в этот вечер туда собирался и Бриллиант. Явилась туда в кожанке, с личным оружием и стала ждать. Чревень со своей бандой, похоже, не придал значения "демонстративному" чекистскому наряду своей возлюбленной или был посвящен в Муркин план - теперь уже не узнать.
А вот Бриллиант был "нокаутирован сразу с двух рук": "Слушай, в чем же дело? Что ты не имела? Разве я тебя не одевал? Кольца и браслеты, шляпки и жакеты разве я тебе не покупал?" Двойное предательство, двойная измена - и ему, как мужчине, и бандитским понятиям - довели главаря до состояния аффекта.
"Здравствуй, моя Мурка, здравствуй, дорогая. Здравствуй, моя Мурка, и прощай. А ты зашухарила всю нашу малину и за это пулю получай". После этого Бриллиант трижды выстрелил в Климову - по выстрелу на каждое предложение песни. Пули попали Марусе в грудь, в руку и в голову.
"Мурка, ты мой Мурёночек, Мурка, ты мой котёночек, Мурка, Маруся Климова, прости любимого!" В ответ на расстрел Климовой в "Бристоле" завязалась не просто перестрелка, а самый настоящий бой. После в зале ресторана оперативники обнаружили более двадцати трупов из обеих банд. Были убиты и Жорка Чревень, и Бриллиант.
А вот Мурка выжила. И не просто выжила, а продолжала служить "в особом отделе" вплоть до 1952 года. И ровно в 55 лет, дослужившись до капитана, ушла на заслуженный отдых. Умерла Мария Климова в 1965 году. Именно в этот год дело лихой сотрудницы ВЧК передали в архив.
P.S. Невероятно, но факт. У этого криминального шлягера, написанного в стиле городского романса с обязательным трагическим финалом, есть автор. Это Яков Давыдов, творивший под говорящим псевдонимом "Ядов". Давыдов переехал в Одессу после революции. Был лично знаком с Катаевым, Паустовским, Ильфом и Петровым. Состоял внештатным сотрудником многих одесских газет, писал для них стихотворные фельетоны на злобу дня. Но, похоже, в блатной романтике находил особое очарование. Помимо "Мурки", Ядов сочинил такие воровские хиты, как "Гоп со смыком", "Бублики", "Лимончики", "Фонарики" - те, где «ночка надвигается, фонарики качаются…". А музыку к "Мурке" сочинил Оскар Строк, в наши дни совершенно забытый композитор.