Найти в Дзене
Тайная комната

"Мурка" - загадочная история песни из жизни

Кто из нас хоть раз в жизни не слышал "Мурку" - песню, ставшую настоящим хитом криминального мира? Да, да, ту самую "Мурку", где: "Мурка, ты мой Мурёночек, Мурка, ты мой котёночек..." Но мало, кто знает, что сюжет этой блатной песни - практически документальный отчёт об одной из операций "под прикрытием" Московского уголовного розыска двадцатых годов. Причем, подробности этой операции до сих пор не рассекречены. Но самое удивительное в том, что в строчках этой песни - беспрецедентный случай - названо настоящее имя главной героини. Мария Прокофьевна Климова. Мария Климова родилась в городе Великий Устюг в 1897 году. Революция 1917 года застала 20-летнюю Марусю в Москве, где она работала прислугой в доме юриста Шнеерсона. Идеи всеобщего равенства и братства привели эту решительную и смелую девушку в большевистский отряд по воплощению в жизнь первых советских декретов: "Хлеб - рабочим, земля - крестьянам". Через три года Мария Климова, поражавшая даже мужчин своим бесстрашием и отвагой,

Кто из нас хоть раз в жизни не слышал "Мурку" - песню, ставшую настоящим хитом криминального мира? Да, да, ту самую "Мурку", где: "Мурка, ты мой Мурёночек, Мурка, ты мой котёночек..." Но мало, кто знает, что сюжет этой блатной песни - практически документальный отчёт об одной из операций "под прикрытием" Московского уголовного розыска двадцатых годов. Причем, подробности этой операции до сих пор не рассекречены. Но самое удивительное в том, что в строчках этой песни - беспрецедентный случай - названо настоящее имя главной героини. Мария Прокофьевна Климова.

В иллюстративных целях
В иллюстративных целях

Мария Климова родилась в городе Великий Устюг в 1897 году. Революция 1917 года застала 20-летнюю Марусю в Москве, где она работала прислугой в доме юриста Шнеерсона. Идеи всеобщего равенства и братства привели эту решительную и смелую девушку в большевистский отряд по воплощению в жизнь первых советских декретов: "Хлеб - рабочим, земля - крестьянам". Через три года Мария Климова, поражавшая даже мужчин своим бесстрашием и отвагой, а также всецело преданная "делу революции", уже служила особым агентом МУРа.

Учётная карточка Климовой М.П. Из открытых источников
Учётная карточка Климовой М.П. Из открытых источников
Кстати, Мурка - самое обычное для того времени сокращение имени "Мария". Мурой называл свою любовницу - баронессу Марию Будберг - писатель Максим Горький. А другой писатель, Корней Чуковский звал Мурочкой свою младшую дочь Машу. Может быть, помните: "дали Мурочке тетрадь, стала Мура рисовать..."

А в это время в Одессе наводил не тихий шорох своими "тёмными делами" уголовный авторитет, вор в законе по кличке Бриллиант. Настоящее имя этого "драгоценного" - Владимир Бабушкин. Бандит сумел стать преступным королём Одессы после расстрела в 1919 году знаменитого Мишки Япончика. Чтобы ликвидировать банду Бриллианта, в 1922 году из Москвы в Одессу тайно выехали лучшие опера московского угро и сотрудники ВЧК, и среди них - Мария Климова.

Из личного дела Климовой М.П. Из открытых источников
Из личного дела Климовой М.П. Из открытых источников
Есть мнение, что МУРками уголовники звали всех женщин, работающих в Московском Уголовном Розыске, независимо от их настоящего имени.

"Прибыла в Одессу банда из-за МУРа"... - это прямая причина появления банды Бриллианта в Одессе: Япончик был расстрелян оперативными сотрудниками, и так как свято место пусто не бывает, банда Бабушкина быстро прибрала "осиротевший" город к рукам. Помощь одесским коллегам в ликвидации этого и прочих преступных сообществ лично организовал Феликс Эдмундович Дзержинский. Он же и подал идею легенды для внедрения Климовой в банду. Мария должна была выдать себя за одну из сообщниц батьки Махно, не успевшей удрать с ним в Румынию. Свидетелей, чтобы подтвердить или опровергнуть это, не было - легенда сработала.

В иллюстративных целях
В иллюстративных целях

Дальше, собственно, расклад: "В банде были урки - шулера. Банда занималась тёмными делами, и за ней следила ГубЧеКа". ГубЧК - губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В 1922 году по всей советской республике их начитывалось уже сорок восемь. Диктатура пролетариата с врагами революции не церемонилась. Чрезвычайные полномочия этой комиссии заключались в праве расстреливать на месте, без суда и следствия всех, кто не принимает или вредит новой социалистической республике. Именно из сокращения "ЧК" всех сотрудников комиссии называли "чекистами"

В иллюстративных целях
В иллюстративных целях

"В банде была баба, звали её Мурка. Хитрая и смелая была. Даже злые урки, и те боялись Мурки, воровскую жизнь она вела". Марию Климову удалось внедрить в банду Бриллианта, не в последнюю очередь благодаря его любвеобильности. Бабушкин, как говорят, не пропускал ни одной юбки, меняя любовниц как перчатки, но на Мурку реально запал. Думается, что дело здесь не только в привлекательной внешности 25-летней Маруси, но и в её стальном характере. В банде Бриллианта она за считанные дни сменила статус, став из "марухи" без права голоса правой рукой главаря.

И еще одна версия. Мурками называли своих "подопечных" сутенеры еще в царской России, так как сами они на блатном жаргоне именовались "котами". Об этом часто упоминает Владимир Гиляровский в своих очерках под общим названием "Москва и москвичи", когда описывает преступно знаменитый Хитров рынок.

Ну а потом, по песне: "Вдруг пошли провалы, начались облавы, много стало наших попадать. Как узнать скорее, кто же стал шалавым", чтобы за измену покарать?" До достижения главной цели совместной спецоперации ГубЧеКа и муровцев - физическая ликвидация верхушки криминальной Одессы - благодаря деятельности Климовой в роли двойного агента оставалось недолго, но тут произошло странное событие.

В иллюстративных целях
В иллюстративных целях

"Раз пошли на дело, выпить захотелось, мы зашли в шикарный ресторан - там сидела Мурка в кожаной тужурке, а из-под полы торчал наган". То есть, агент под прикрытием, рискуя провалить операцию, как ни в чем не бывало рассиживается по ресторанам в "трендовой" одежде чекистов, да ещё и с оружием. Как-то не вяжется с умной и хладнокровной Климовой, не так ли?

Но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Значит, так оно всё и было. Но почему? Есть свидетельства, что Маруся, будучи любовницей Бриллианта в интересах дела, влюбилась в главаря другой одесской банды - Жорку Чревеня. Двойная игра стала тройной игрой. Представляю, что творилось у Климовой на душе. Ум с сердцем не в ладу, но выбор делать все-таки надо. Остаться муровкой и довести спецоперацию до конца, подведя под расстрел Бриллианта и всех, кого зацепит чекистская пуля, включая Чревеня? Или уходить "за любимым в ночь", рискуя нарваться на нож ревнивого бандита? Или быть ликвидированной своими за измену социалистическим идеалам?

В иллюстративных целях
В иллюстративных целях

Коллеги не зря ценили Марию Климову за умение найти выход из самой критической ситуации. Нашла его Мурка и в этот раз. Похоже, она, хладнокровно все взвесив, решила "довериться судьбе". В одесском ресторане "Бристоль" назначила свидание Жорке, зная, что чуть позже в этот вечер туда собирался и Бриллиант. Явилась туда в кожанке, с личным оружием и стала ждать. Чревень со своей бандой, похоже, не придал значения "демонстративному" чекистскому наряду своей возлюбленной или был посвящен в Муркин план - теперь уже не узнать.

А вот Бриллиант был "нокаутирован сразу с двух рук": "Слушай, в чем же дело? Что ты не имела? Разве я тебя не одевал? Кольца и браслеты, шляпки и жакеты разве я тебе не покупал?" Двойное предательство, двойная измена - и ему, как мужчине, и бандитским понятиям - довели главаря до состояния аффекта.

В иллюстративных целях.
В иллюстративных целях.

"Здравствуй, моя Мурка, здравствуй, дорогая. Здравствуй, моя Мурка, и прощай. А ты зашухарила всю нашу малину и за это пулю получай". После этого Бриллиант трижды выстрелил в Климову - по выстрелу на каждое предложение песни. Пули попали Марусе в грудь, в руку и в голову.

"Мурка, ты мой Мурёночек, Мурка, ты мой котёночек, Мурка, Маруся Климова, прости любимого!" В ответ на расстрел Климовой в "Бристоле" завязалась не просто перестрелка, а самый настоящий бой. После в зале ресторана оперативники обнаружили более двадцати трупов из обеих банд. Были убиты и Жорка Чревень, и Бриллиант.

А вот Мурка выжила. И не просто выжила, а продолжала служить "в особом отделе" вплоть до 1952 года. И ровно в 55 лет, дослужившись до капитана, ушла на заслуженный отдых. Умерла Мария Климова в 1965 году. Именно в этот год дело лихой сотрудницы ВЧК передали в архив.

P.S. Невероятно, но факт. У этого криминального шлягера, написанного в стиле городского романса с обязательным трагическим финалом, есть автор. Это Яков Давыдов, творивший под говорящим псевдонимом "Ядов". Давыдов переехал в Одессу после революции. Был лично знаком с Катаевым, Паустовским, Ильфом и Петровым. Состоял внештатным сотрудником многих одесских газет, писал для них стихотворные фельетоны на злобу дня. Но, похоже, в блатной романтике находил особое очарование. Помимо "Мурки", Ядов сочинил такие воровские хиты, как "Гоп со смыком", "Бублики", "Лимончики", "Фонарики" - те, где «ночка надвигается, фонарики качаются…". А музыку к "Мурке" сочинил Оскар Строк, в наши дни совершенно забытый композитор.