Цепляющая реклама может стать визиткой на долгие годы. Вспомните серию роликов «С каждым клиентом мы находим общий язык» от «Альфа-Банка» — они уже стали легендарными. Или конфет «Рондо», которые сближают. В наше время вышла отличная реклама от ВТБ по мотивам гоголевских «Мертвых душ».
Мечта — продвигать себя так же эффективно, как гиганты рынка. И вот бизнес начинает креативить кто во что горазд. Но от зоркого взгляда ФАС сейчас не уберечься. Какие же нарушения служба чаще всего находит?
Спам
Это могут быть звонки, смс или сообщения по электронной почте — при условии, что получатель своего согласия на них не давал. Нужно сказать, что к согласию отдельные требования: не считается надлежащим безальтернативное проставление «галочки», допустим, при регистрации на сайте или оформлении дисконтной карты.
Пример спама — Челябинское УФАС оштрафовало сеть гипермаркетов за смс о скидках.
Финансовые услуги
К такой рекламе закон предъявляет и общие, и специальные требования. Нарушать специальные могут не только финансовые организации, но и те, которые предлагают рассрочку для приобретения своих товаров (см. дело Брянского УФАС).
Пример: Красноярское УФАС указало, что реклама «кредит до 15 млн. 100% выдача» не содержала информацию о лице, которое предоставляет финансовые услуги.
Реклама, вводящая в заблуждение
Здесь не сообщаются существенные сведения, искажается смысл сообщения. Пример: Пензенское УФАС обнаружило в рекламе выражение «избавим от всех долгов и кредитов» — при отсутствии информации о том, как долги списываются.
Недостоверная реклама
Такие сообщения содержат не соответствующие действительности сведения. Допустим, Тверское УФАС обратило внимание на рекламу: «Всё для строительства и ремонта»: эта фраза свидетельствует о наличии всего существующего ассортимента товаров, что на практике невозможно.
Товары, запрещенные к рекламированию
Закон о рекламе содержит перечень объектов, продвигать которые нельзя.
На практике нередко встречается рекламирование табачной продукции, что запрещено. К примеру, Крымское УФАС оценивало баннер, где изображен курящий мужчина и содержится фраза: «Табачный №1 Гарантия вкуса и качества».
Реклама алкоголя
Закон ограничивает продвижение алкогольной продукции. Хабаровское УФАС обратило внимание, что у входа в торговую точку сообщалось о скидках на горячительные напитки. При этом реклама алкоголя крепостью выше 5% возможна только в стационарных торговых объектах, где его продают в розницу.
Реклама на транспорте
К ней установлен ряд условий — в частности, в отношении безопасности на дорогах. Так, Псковское УФАС обнаружило рекламу на автобусах, причем пленкой были оклеены и запасные окна транспорта. А это уже затрудняет аварийную эвакуацию пассажиров.
Неэтичная реклама
Волгоградское УФАС оценило рекламу жилого комплекса со слоганом: «Мама говорит: «Когда любят, покупают квартиру в центре». УФАС отметило, что закон содержит ряд норм об этичности рекламы. Это запрет не только использовать мат, непристойные и оскорбительные элементы, но и формировать негативное отношение к людям, которые не пользуются рекламируемыми товарами.
Желаю вам найти форматы, которые позволяют создать незабываемую рекламу без нарушений!
Источник статистики за 2023 г.: Приказ ФАС России № 307/24 от 06.05.2024