Найти в Дзене
ЯМадама

«Палач»: можно ли понять и простить героиню фильма

Оглавление

Первый канал завершил повторный показ сериала «Палач» - лучшую историю из всех расследований майора Черкасова. Именно этот фильм до сих пор горячо обсуждают, потому что он затрагивает важные нравственные проблемы – можно ли оправдать злодеяния, которые даже с правовой точки зрения не имеют срока давности?

Здравствуйте!

История Тоньки, которую в фильме сыграла Виктория Толстоганова, основана на реальных событиях. В фильме не следовали прямо подлинному сюжету, использовали образ. И внесли в него коррективы, попытавшись объяснить превращение обычной девушки в нечеловеческое зло.

-2

«Палач»: как красавица стала чудовищем

В биографии реальной Антонины Макаровой многое остаётся непрояснённым. Именно эти нестыковки и дали следственным органам ниточки, потянув за которые, они размотали клубок тридцатилетней давности. Причины потрясающей хладнокровной жестокости обычной с виду женщины так и остались непонятными. Человеческому сознанию такое недоступно.

Но в фильме попытались обосновать мотивы. Показали девушку, которая сломалась под влиянием непреодолимых обстоятельств.

Героиня фильма Тоня Малышкина попала в печально известный Вяземский котёл. Советская сторона понесла тогда сотни тысяч безвозвратных потерь. Из окружения смогли выйти всего несколько десятков тысяч. Антонина не вышла. И ни от кого не получила ни помощи, ни сочувствия, даже от советского солдата. Оказавшись в оккупации, решила выживать как получится. И преуспела в этом. Полторы тысячи человек на её совести. И этот груз её совесть – если она была – благополучно вынесла.

-3

«Палач»: можно ли оправдать

Тяжёлую историю двадцатилетней девушки в фильме показали подробно. Эти кадры были настолько впечатляющими, что вызвали сочувствие. Не только у зрителей – даже на экране говорят, что Тоньку жалко. Ответ звучит резко: А этих людей не жалко?

-4

Фильм вышел десять лет назад, а дискуссии продолжаются. Многие зрители считают, что авторы смягчили центральный образ.

У лже-Раисы случаются приступы. Психосоматика. Понятно: через что пришлось пройти двадцатилетней девочке. Но это только по фильму. У настоящей Тони Макаровой ничего не болело.

Такая трансформация наводит на мысль: неужели пытались оправдать?

Страшный фильм, одно непонятно зачем находить оправдание Тоньке, показывая, как её ломали немцы. Ведь самое страшное, что она сама охотно сделала выбор, отдавалась за деньги и cтpeляла за деньги и даже строила планы, не испытывая никаких душевных мук, надеясь на минимальный срок после суда. Как это страшно.

Настоящей Тоньке никаких оправданий не нашли даже спустя тридцать лет после Победы. Оказалось – никто не забыт и ничто не забыто.

-5
Вот именно оправданием Тоньки мне и не понравился сериал. А почему бы не показать, как было на самом деле. Что Тоньке просто нравилось казнить, и ей всё равно было кого, русских или немцев. И в немецкий притон она добровольно пошла, так как там платили, кормили и поили. Такой твари нет оправдания. Сколько патриотов замучили фашисты, но они предпочли смерть, а не предательство. Вот так и переписывается история. Когда заставляют зрителя сочувствовать нелюдю.

Впрочем, некоторые зрители иначе прочитали акценты, расставленные в фильме.

Это не то чтобы оправдание. Этим показано, что таким зверствам нет оправдания. Правильно тут подметили о противопоставлении двух героинь: лже-Раисы и лже-Нины. Обе пережили страшные времена. Но второй сочувствуешь и понимаешь, а первая заслуживает только сурового возмездия.

Но для многих нравственная оценка прозвучала не очень убедительно. С одной стороны – странно ждать от детективного сериала глубоких выводов. А с другой – такая тема требует серьёзного отношения. Мы все сейчас пытаемся быть гуманными, считаем, что каждый имеет право на оправдание. Но в этой прогрессивной позиции иногда теряем саму суть понятия гуманизма.

-6

Ещё в середине века наши писатели, публицисты, корреспонденты суровых лет, очевидцы страшных событий активно протестовали против попыток понять и оправдать тех, кого с таким неимоверным трудом разбили в сорок пятом. В то время Илья Эренбург написал фразу, которую, к сожалению, вспоминают сейчас редко:

Нельзя одновременно любить и людей, и людоедов.

Мне думается – лучше не скажешь.

А вы что думаете?

«Палач» - фильм, который оставляет впечатление и заставляет задуматься