Мотосезон давно открыт, но проливные дожди то и дело препятствовали мотоциклистам насладиться им в полной мере. И вот, наконец, солнечные выходные! Вместе с экипажем ГАИ мы выбрались за город с целью проверки документов у водителей двухколёсной техники. К сожалению, количество ДТП с участием мотоциклистов растёт, поэтому Госавтоинспекция весь тёплый сезон держит байкеров на особом контроле.
Останавливаемся недалеко от Острошицкого городка — и почти сразу на горизонте появляются два мотоцикла…
Быстрый взмах жезлом — и байки тут же останавливаются у обочины. По тревожному взгляду водителей сразу видно: встретить патруль ГАИ они не ожидали! А волнение вскоре подтверждается… отсутствием техосмотра сразу у обоих транспортных средств!
Обращаемся к Виталию и Александру, которые оказались братьями:
— Выходит, на станцию техосмотра ещё не заглядывали?
— Нет, заезжали! Но увидели огромную очередь и решили попозже подъехать, — объясняет отсутствие дозвола один из водителей. — Похоже, схлопотали предупреждение...
— Уже были нарушения ПДД за рулём мотоцикла?
— Нет. За рулём байка нарушений совсем немного. Ездим аккуратно, так как некоторые из знакомых ребят получали многочисленные травмы, управляя мотоциклом. Один после ДТП очень долго восстанавливался…
— А что это у вас за мотоциклы?
— Ездим на Racer Skyway 2024 года выпуска. Объём двигателя здесь небольшой — всего 270 «кубиков». Максимальная скорость по заводу — 145 км/ч. Ранее пробовали и 600—700-кубовые, но быстро поняли, что нам это не нужно. Страшные машины! Поэтому пересели на байки послабее, созданные исключительно для спокойных «покатушек» за городом. Три недели назад купили! И вот сегодня впервые выехали — до этого погода не позволяла.
Интересно, всё ли чисто по базе МВД у водителей в плане нарушений ПДД, как они утверждают.
— Согласно действующему законодательству, после регистрации транспортного средства владелец обязан пройти техосмотр в течение 10 дней. В данном случае обоим водителям вынесли электронное предупреждение. Других нарушений за ними ранее не зафиксировано.
— Сколько случаев ДТП с участием мотоциклов зафиксировано с начала 2025 года?
— С начала года с участием водителей мототранспорта произошло 33 ДТП, в результате которых 5 человек погибли, 36 — травмированы. Девять ДТП произошли по вине нетрезвых водителей мототранспорта.
— Какие нарушения наиболее характерны для мотоциклистов? Почему количество аварийных ситуаций с участием байкеров увеличивается?
— На мой взгляд, ввиду доступности самих мотоциклов, в первую очередь. Отмечу особый класс — эндуро. Некоторые родители покупают такие байки своим детям — говорят, для занятий мотоспортом. Но по факту на них же можно передвигаться и по дорогам общего пользования. При этом технику предварительно необходимо зарегистрировать на общих основаниях, оформить страховку и иметь водительское удостоверение соответствующей категории. Без всего перечисленного участвовать в дорожном движении запрещено. А у подростка 16—17 лет даже после тренировки на специальных площадках опыта и умений мало. Но они выезжают на дороги общего пользования и попадают в ДТП. А там вероятность получения тяжёлой травмы крайне высока.
— И часто вы останавливаете подростков на мотоциклах без права управления?
— Из личного опыта: каждую неделю фиксируем по несколько нарушений! Это касается не только отсутствия в/у, а также и других правонарушений. Например, внесение изменений в конструкцию транспортного средства, особенно выхлопной системы, что создаёт неудобства для других участников дорожного движения.
— А совсем недавно получили сообщение: в садовом товариществе квадроцикл совершил наезд на столб. Причина проста: граждане покупают такую технику, насмотревшись видеороликов, а управлять квадроциклом толком не умеют, габаритов не чувствуют… А ведь это довольно мощные машины, и их сухая масса (без водителя и пассажира) порой доходит до 500 кг! То есть при опрокидывании такой техники есть вероятность получить травмы, опасные для жизни.
— Возникают вопросы и недопонимания со стороны водителей так называемых электровелосипедов или электросамокатов, которые по ПДД относятся к мопедам. Люди приобретают их для передвижения по городу и думают, что можно ездить без в/у. Это не так!
— Необходима категория А1 для управления плюс соответствующая регистрация. Естественно, владелец получает штраф, а само транспортное средство отправляется на штрафстоянку, так как зачастую рядом нет никого с действующим в/у, кому можно было бы передать тот же электросамокат.
— И какое наказание в этом случае предусмотрено?
— Как и за обычное управление ТС без прав — от 5 до 20 БВ, повторное нарушение влечёт за собой уже штраф от 20 до 50 базовых или арест до 15 суток, а при третьем нарушении в течение года наступает уже уголовная ответственность. Кстати, такие случаи не единичны.
Наш диалог прерывает появление ещё одного мотоциклиста на горизонте. На этот раз у водителя с документами полный порядок, и он спокойно отвечает на наши вопросы после минутной проверки.
— Как открыли нынешний мотосезон?
— А я его и не закрываю никогда! — улыбается водитель Kawasaki ZR 1200. — Круглый год катаюсь. Это уникальный аппарат! Один из самых быстрых мотоциклов. Максимальная скорость — более 300 км/ч.
— Ого! Неужели ни разу не превышали скорость?
— На этом новом байке не было такого! За последние пять лет передвижения на мотоциклах меня всего один раз привлекли к административной ответственности — не успел зарегистрировать байк… Так-то у меня это уже шестой мотоцикл и все категории открыты!
Желаем счастливого пути Алексею и продолжаем диалог с инспектором ГАИ, Кунтышом Виктором Владимировичем.
— Водители дорогих мотоциклов зачастую ведут себя более осознанно на дорогах, — делится личными наблюдениями инспектор. — Стоимость некоторых байков доходит и до $80 000. — Видимо, понимание дороговизны ремонта такой техники является сдерживающим фактором для их владельцев…
— В этом сезоне можете припомнить что-то неординарное с участием мотоциклистов?
— Вот в начале 2025 года был случай в районе Фаниполя. Остановили водителя мотоцикла в нетрезвом виде. На наш резонный вопрос: куда он в таком состоянии направляется? Услышали: «За добавкой!» Мы, естественно, поинтересовались, неужели нельзя было отправить в магазин кого-нибудь трезвого. А в ответ услышали: «Отдыхаем впятером. И я самый трезвый!» Медосвидетельствование после показало 2 промилле алкоголя в крови…
— Недавно был ещё случай: заехали на АЗС на трассе М1. Уже собирались уезжать, как услышали звук приближающегося мотоцикла. Метра четыре не доехал до машины — остановился. Пассажир сразу же спрыгнул с мотоцикла и бежать! А водитель, заглушив двигатель, принимается что-то делать в нём. С напарником подходим ближе. На вопрос об употреблении спиртного водитель отвечает отрицательно. Но по его поведению всё было и так понятно. Поначалу водитель ещё отнекивался, а после у него выявили 3 промилле алкоголя в крови! Тоже за добавкой ехали…
— Знаете, практически все нарушители чётко осознают ответственность. Более того, многие не единожды уже садились за руль в нетрезвом виде, надеясь, что их пронесёт. Выходит, людей ни конфискация ТС, ни большие штрафы не останавливают.
— А были случаи, когда вы останавливали велосипедиста в нетрезвом виде?
— Это статья 18.20 «Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)», часть 2 — штраф предусмотрен от 3 базовых величин.
— Такое нарушение может привести к лишению водительского удостоверения при его наличии?
— Нет! Однако если гражданин неоднократно попадается в нетрезвом виде и ему устанавливают соответствующий диагноз в медицинском учреждении, то он получает направление на повторное медицинское освидетельствование. Фактически водительское удостоверение остаётся при нём, но управлять ТС он не имеет права, пока не пройдёт это освидетельствование. В случае остановки сотрудником ГАИ он уже приравнивается к лицу, не имеющему права управления ТС, и понесёт соответствующее наказание.
После небольшой паузы инспектор продолжил:
— Ещё один случай припоминаю… Но уже с положительной стороны!
— Недавно на Слуцкой трассе мотоцикл попал в ДТП. Без серьёзных увечий, но байк не мог продолжать движение из-за полученных повреждений. Владелец состоял в одном из байкерских сообществ — написал в группу с просьбой о помощи. Пока мы оформляли ДТП, а это минут 20—25, к нему уже подъехало с десяток мотоциклистов! Кто-то привёз запчасти, кто-то — инструмент. Раз-два — и мотоцикл пострадавшего уже на ходу! И это были не его знакомые, а просто люди из одного байкерского сообщества, которые тут же откликнулись на просьбу о помощи. Такая взаимосвязь приятно удивляет!
Неожиданно диалог прерывает звук сирены: мотоциклист на Ducati игнорирует дорожный знак STOP. За подобное нарушение водитель получает наказание в виде штрафа на 1 базовую величину.
— Дорога пустая — уступать некому было… — отвечает нам нарушитель, отводя взгляд в сторону.
Стаж езды на мотоцикле у него оказался небольшой — 2 года, как и срок владения данным Ducati XDiavel 2021 г. в. К диалогу водитель не был расположен, и мы не задавали больше вопросов.
Заприметив в руках у мужчины наушники, решили поинтересоваться у инспектора, что он думает по этому поводу.
— Если говорить конкретно о прослушивании громкой музыки, управляя мотоциклом, то это представляет собой опасность — музыка дезориентирует водителя и лишает его возможности быстро оценивать ситуацию на дороге, а также оказывает влияние на вестибулярный аппарат, вплоть до нарушения ориентации.
**
Подежурив у Острошицкого городка ещё с полчаса, злостных нарушителей ПДД среди мотоциклистов мы больше не встретили. Ну а после наш экипаж получил приказ по рации выдвигаться для оформления мелкого ДТП, вынуждая нас попрощаться.
До следующего совместного рейда! Который обязательно скоро случится — ГАИ МВД продолжит вести контроль за обеспечением безопасности на магистралях во всех регионах страны.