Границы микрорайона Текстильщик в Королеве тесно соприкасаются с теперь уже микрорайоном Юбилейный (когда-то бывший город). О нем вот тут можно почитать. Но и сам микрорайон вырос не из откуда – бывший поселок городского типа Текстильщик, он же посёлок фабрики "Передовая текстильщица", только в 2003 году стал частью города-наукограда, как полноценный микрорайон со своими улицами с достаточно стандартными названиями. Поэтому в Королеве сейчас в Королёве 4 Полевых улицы, три Комсомольских, по две Калининградских, Советских, Новых. Весьма архаичный микрорайон, в простонародье его фамильярно обзывают "Пердушка".
Удобнее и быстрее добраться до него можно от ж/д станции «Подлипки-Дачные», самая ближняя точка, хотя первые границы уже микрорайона начинаются в 2 км к востоку от железнодорожной платформы Тарасовская и в 2 км к западу от платформы Фабрика 1 мая. А еще одна из границ Текстильщика проходит по изгибам реки Клязьма, на другом берегу уже начинается – Пушкинский район.
Через микрорайон проходит всего две крупные транспортные артерии: улицы Калининградская, образовавшаяся от Болшевского шоссе и Тарасовская, выходящая прямиком на Ярославское шоссе и в нее же перпендикулярно втыкается Калининградская.
Мне посчастливилось побывать здесь по творческим делам. Выйдя на остановке «Калининградская улица», огляделся: вокруг внушительный поток автомобилей, движущихся в обе стороны, отдельно стоящая точка общепита и двухэтажные жилые дома. Сразу понимаешь, что место застыло во времени, о современности напоминают только отдельно стоящие, неуместные высотки - как пугало выставили.
Рабочий поселок вырос из сельца Куракино Мытищинской волости, принадлежавшее помещице Варваре Павловне Аладьиной, штаб-ротмирстше. Первое задокументированное упоминание нынешних мест относится к 1646 году, когда в конце XVI века сельцом Куракино владел князь Фёдор Васильевич Щербатов, в 1680 году перешедшее к его вдове — Прасковье Петровне Щербатовой. Оно располагалось при впадении Дулёва ручья в реку Клязьма.
В начале XIX века владелицей сельца упоминается Савина Мария Алексеевна, в связи с тем, что она направила шесть ополченцев на борьбу с наполеоновским нашествием. В 1828 году сельцо Куракино упоминается как владение Александра Владимировича Нарышкина. И тут нужно сказать, что в это время в Куракино уже существуют две шерстоткацкие фабрики - Ивана Федоровича Водолеева и Фёдора Михайловича Устинова с общим числом рабочих 200 человек. Отмена крепостного права в 1861 году дала ещё больший толчок развитию промышленности в данной местности. В 1875 году известные купцы-предприниматели Сапожниковы купили две суконные фабрики и на их месте построили новые корпуса, в которых разместилась частично переведённая из Москвы шелкоткацкая фабрика. С этого времени «Куракино» тесно связано с производством шелковых тканей и семьёй Сапожниковых.
Основатель фирмы по производству парчовых и шелковых тканей - Григорий Григорьевич Сапожников, начал в 1830-м году с торговли шелковыми изделиями в Китай-городе, в Средних рядах. Григорий Сапожников был женат на Вере Владимировне Алексеевой, и из рода Сапожниковых-Алексеевых впоследствии произошел Константин Станиславский. Усадьба Алексеева-Станиславского находится рядом, в селе Любимовка, на другом берегу Клязьмы.
В 1837 году Сапожников основал свою первую шёлковую фабрику в Москве, в районе Красных ворот. Но для производства нужно было большое количество воды, и в 1875 году уже его дети Александр и Владимир перенесли часть производства из Москвы в сельцо Куракино, но ставили фабрику не на пустом месте, а выкупив полуразваленные рабочие здания, прикупив земли у помещицы Варвары Аладьиной, включая усадьбу, но по каким-то причинам практически не жили в усадебном доме. Вскоре они стали сдавать его в аренду на лето семье Павла Михайловича Третьякова, основателя известной картинной галереи. Эти семьи находились в родственных отношениях. Елизавета Григорьевна Сапожникова была женой Саввы Ивановича Мамонтова, а жена Павла Михайловича - Вера Николаевна была родом из той же купеческой семьи Мамонтовых.
На новой площадке Сапожниковы старались максимально механизировать производство, закупали уже механические станки (станки Жаккарда). Для их привода были установлены паровые машины и водяная турбина. Налажен полный производственный цикл производства шёлка. На фабрике работали преимущественно женщины. Продукция фабрики занимала первые места на выставках как в России, так и за рубежом.
После событий Октябрьской революции фабрика Сапожниковых была национализирована и простояла все военные годы, претерпевая все невзгоды, выпавшие бездействующему предприятию. Только в 1922 году возобновился выпуск тканей, да и то не шёлковых, как раньше, а полушёлковых. В 1923 году за победу в соревновании среди фабрик Шелкотреста получает название «Передовая текстильщица» . А еще в 1927 году село Куракино получило статус рабочего посёлка с именем Текстильщик. Костяк посёлка строился вокруг фабрики. В 1960 году посёлок административно подчинили Калининграду, нынешнему Королеву.
Основным активом микрорайона, как не сложно догадаться, является фабрика "Передовая Текстильщица», основанная в 1875 году. Ныне она спрятана за высоким бетонным забором с колючей проволокой наверху. На заборе висят объявления о приеме на работу различных специальностей, а также вывеска - Королевская шелковая фабрика «Передовая текстильщица». Строго все тут: КПП, шлагбаум. За забором, на территории фабрики сохранилось несколько исторических зданий, но кроме двухэтажного бледно зеленого деревянного здания, а также административного трехэтажного, ничем не примечательного кирпичного здания, больше ничего не увидеть.
В годы Великой Отечественной войны фабрика перешла на военные рельсы, стала выпускать парашютный шелк, шинельное сукно, ткани для маскхалатов. А в 60-е годы, в период развития химической промышленности и появления на рынке новых волокон, фабрика одной из первых освоила выпуск технических тканей специального назначения из синтетических и химических волокон и нитей. В нынешние времена расположение фабрики в космической столице накладывает определенный отпечаток на выпускаемый ассортимент. Одним из основных потребителей фабрики является РКК Энергия, ткани "Передовой текстильщицы” работают как тепловые панели космических объектов, ими оснащены метеоритные ловушки на космических станциях, они используются для спускаемых аппаратов. Еще одним из ассортиментных направлений в работе фабрики является выпуск фильтровальных тканей для фарфорофаянсовой, горно-металлургической, алюминиевой, молочной промышленности. Благодаря выпуску тканей специального назначения фабрика и выжила.
Площадка рядом с фабрикой не пустует – ныне тут сквер фабрики. Скромный, тихий! На его территории, напротив проходной установлен скромный гранитный памятник жителям посёлка Текстильщик, павшим в боях в годы Великой Отечественной войны, установленный на невысоком трехступенчатом основании. Памятник утопает в цветах, а рядом разбиты клумбы в виде красных звезд, внутри которых поставлены белые голуби.
А через дорогу от фабрики сохранилось здание конца XIX - начала ХХ в. - бывшая "спальня" (общежитие) для рабочих фабрики Сапожниковых. Одна из трех уцелевших казарм. Трехэтажное здание и сейчас используется в качестве общежития, оно построено из кирпича, произведённого на заводе Челнокова, по адресу – Советская, 1А. Часть окон заложена кирпичом. Бывшая казарма выкрашена в желтый цвет, по состоянию фасада, кирпича вполне можно сделать вывод о возрасте здания – оно достаточно старое.
Заботились Сапожниковы о своих работниках шелкоткацкой фабрики знатно – даже больницу в 1916 году построили для них когда-то, но сегодня в историческом трехэтажном здании, построенное по проекту архитектора Семена Митрофановича Ерофеева, находится библиотека. А на здании висит табличка: «В память действительного статского советника шелкового фабриканта и мецената Сапожникова Владимира Григорьевича…»
Меня не отпускало ощущение, что нахожусь в архаичном, маленьком захолустном провинциальном городке. Вереница металлических гаражей, растянувшихся вдоль берега Клязьмы, сама же речка узкая, грязная где-то, берега поросли сорняком, которые, в свою очередь, забились мусором. Здесь находится один из трёх королёвских мостов, по которому можно переехать через реку на автомобиле.
Архитектура микрорайона разношерстная: тут сохранились как послевоенные, так и дореволюционные двухэтажки. Первый этаж кирпичный, второй- деревянный. Один из прилично сохраненных, 1938 года постройки, находится по улице Фабричная. Во дворах этих домов – время застыло! Жители по-прежнему сушат белье на улице, там же и ковры выбивают. Без многоэтажек нынешний микрорайон также не остался: в довольно приличном количестве полно как стареньких кирпичных девятиэтажек, 12-этажек, так и посовременней, во дворах которых также сушат белье на веревочках, на трансформаторных будках рисуют мурал в виде ракет, чтобы не забывали в каком городе живут. Эти сравнительно небольшие многоэтажки как-то гармонично влились в общую канву бывшего поселка, а вот от 25-этажных домов, которых тут минимум три шутки, становится не по себе: на маленьком клочке земли стоит бетонная махина. Знатно нависает над тобой.
Невозможно не упомянуть и о деревянных, немного перекошенных сарайчиках, утопающие в сорняках. Такие строения- непременный атрибут таких посёлков.
Мой путь пролегал к Дому культуры «Текстильщик». Нынче он сияет – его недавно отреставрировали. Несмотря на небольшие размеры, всего в два этажа, ДК производит приятное впечатление как снаружи, так и изнутри. Дом культуры имеет долгую историю. Как известно, после октябрьских событий 1917 года, шелкоткацкая фабрика была остановлена, но уже в начале 20-х ее работа возобновилась. Тогда же советской властью встал вопрос об организации досуга и культурного отдыха трудящихся фабрики и жителей посёлка. Было отреставрировано одно из строений бывшей хозяйской усадьбы, где и открылся клуб. В начале 70-х годов ветхое строение было совсем разрушено и на его месте возведено новое двухэтажное здание, это случилось в феврале 1976 года, до сих пор радует глаз.
После того, как к микрорайону был присоединен 43 квартал, состоящий полностью из частного сектора, площадь микрорайона существенно увеличилась. Чем-то особенным, эти места не выделяются: жилые дома на любой кошелек, но особенно меня привлекла голубятня. Прямо как из песни Юрия Шатунова: «… Я хочу по крышам бегать, голубей гонять...».
Как уже было сказано, внушительную часть микрорайона занимает частный сектор, включая гаражно-строительный корпоратив, еще часть забирает промзона с Королевским заводом Свай и различными автомастерскими, также здесь имеется старое Болшевское кладбище, тихо расположившиеся на улице Калининградской, соединяющий бывший посёлок с основной частью Королева.
На старом Болшевском кладбище хоронят только в урнах и только в могилы ближайших родственников. Кладбище примечательно тем, что на его территории сохранился мемориал на братской могиле немецких военнопленных, погибших и умерших в два послевоенных года – большая редкость в наше время. Работу по восстановлению имён, обустройству мемориала финансировал Йоганнес Нитшке после того, как нашёл в архивах место захоронения своего отца. К слову, в нынешнем Королеве немцы строили много - Финский посёлок, квартал в улицах Фрунзе, Циолковского, Карла Маркса и Лесная который даже называют немецким посёлком.
Куда больше мне хотелось заглянуть в ГСК «Текстильщик» - целый квартал гаражей, выстроенные в длинные ряды, и покрашенные во все различные цвета. Радуга! Меня, откровенно говоря, заинтересовал, как было указано на «Яндекс Картах» - развлекательный центр «Авиатренажер Ту-154м». Любопытно было добраться. Точно не ожидал его увидеть на территории ГСК, еще меньше ожидал встретить его в гараже, о том, что внутри есть что-то похожее на авиатренажер выдавал рисунок на фасаде гараже в виде самолета «Ту-154м», а также некоторые его запчасти: шасси, дверь, часть крыла и если бы не охранник, так бы и остался стоять как остолоп.
Микрорайон, несмотря на определенную архаичность, на сомнительную транспортную доступность, особенно для жителей, передвигающихся на общественном транспорте, не обделен социальными объектами: тут и техникум им. С.П. Королёва имеется, и детские сады со школами, МФЦ, несколько сетевых магазинов в шаговой доступности, а уж до крупного (до «Глобуса»), нужно подождать маршрутку. Гулять по микрорайону приятно, но вот от жизни в этой точке земли воздержался бы, пожалуй.
На этом буду заканчивать.
Спасибо, что дочитали до конца.
Подписывайтесь на мой канал, я обещаю Вас радовать новыми очерками.