За парадными портретами и киноафишами скрывались живые люди... Со своими страстями, слабостями, радостями и печалями. Те самые звёзды, которых миллионы советских зрителей боготворили с экранов, в реальной жизни были совсем другими — непосредственными, уязвимыми, настоящими.
Что же там творилось за кулисами кинематографа? Неужели наши любимые актёры и актрисы были способны на такое?! А ведь многие из этих снимков могли стоить карьеры их героям... Ох, если бы стены "Мосфильма" могли говорить!
Сегодня мы приоткроем завесу тайны и заглянем в те моменты, когда камеры снимали не для широкой публики, а просто фиксировали жизнь. Настоящую жизнь настоящих людей, которых мы привыкли видеть только в образах своих героев.
Александр Абдулов и Лариса Белогурова на съемках х/ф «Гений», 1991 год
Вот они — без грима, без камер... Просто семья! Абдулов с женой Ларисой и дочкой Ксенией во время съёмок "Гения". Саша здесь совсем не похож на своего Забавного из "Обыкновенного чуда" — в полосатой тельняшке, расслабленный, он просто ПАПА.
Интересный факт: Абдулов панически боялся, что дочь тоже выберет актёрскую профессию! "Слишком нервная работа", — говорил он.
Но судьба распорядилась иначе — Ксения стала актрисой. Такие семейные кадры тогда точно не попадали в "Советский экран" — слишком "приземлённые" для звёздного имиджа!
Александр Лазарев и Светлана Немоляева
Какая трогательная близость! Лазарев обнимает Немоляеву с искренней нежностью — коллеги по цеху или что-то большее? В советском кино хватало служебных романов, тщательно скрываемых от публики.
Лазарев здесь не похож на строгого Шарапова — расстёгнутая рубашка, взъерошенные волосы. А Немоляева так молода! Та самая актриса, что позже покорит зрителей в "Служебном романе".
Интересно: Лазарев славился галантностью к коллегам-женщинам, но такие моменты близости... Наверное, бывали исключения?
Алексей Баталов
Взгляд настоящего мастера! Алексей Баталов в военной фуражке — кадр, снятый, видимо, во время съёмок одного из его фильмов. Этот проникновенный взгляд покорил миллионы зрительских сердец в "Летят журавли" и "Москва слезам не верит".
А ведь мало кто знает: Баталов мог стать... инженером! В юности он поступил в Московский энергетический институт, но театр оказался сильнее техники.
Хорошо, что выбрал сцену — иначе мы бы лишились одного из самых тонких лирических героев советского кино. На этом снимке — вся его внутренняя сила и интеллигентность.
Алиса Фрейндлих и Василий Лановой, 1970-е годы
Редкий кадр двух легенд советской сцены! Фрейндлих и Лановой в 70-е — на пике славы, но здесь они просто коллеги, отдыхающие между спектаклями или съёмками. Алиса уже покорила зрителей в "Сталкере", а Василий стал народным любимцем после "Алых парусов".
Фрейндлих обнимает Ланового с такой естественностью... А ведь интересно: Алиса всегда была известна своей сдержанностью и некоторой отстранённостью. Но с близкими коллегами она умела быть по-домашнему тёплой. Лановой тоже выглядит расслабленно — не тот железный офицер, каким его привыкли видеть на экране!
Василий Лановой
Лановой на московской улице — просто горожанин в костюме, а не легендарный Павка Корчагин или князь Болконский! Этот снимок сделан, судя по архитектуре, где-то в районе Калининского проспекта. Интересно наблюдать звезду в повседневной жизни.
Любопытный факт: Лановой обожал пешие прогулки по Москве и мог часами бродить по улицам, наблюдая за людьми. Говорил, что это помогает ему лучше понимать своих героев. Василий Семёнович идёт себе, никого не узнавая в нём знаменитого актёра.
Владимир Высоцкий, Марина Влади и Иван Бортник во время гастролей театра на Таганке в Париже, 1977 год
Невероятный кадр! Высоцкий с женой Мариной Влади и коллегой Иваном Бортником во время легендарных гастролей Таганки в Париже. Володя здесь счастлив и расслаблен — редкость для человека, всегда находившегося в напряжении.
Эти гастроли 1977 года стали настоящей сенсацией! Парижане впервые увидели советский театр без цензурных купюр. А для Высоцкого это была возможность почувствовать себя свободно — рядом с любимой женой, в любимом городе.
Интересно: именно в Париже Володя написал несколько своих лучших песен. Жаль, что таких моментов счастья в его жизни было так мало...
Молодые Николай Караченцов и Людмила Поргина, 1970-е годы
Молодые Караченцов и Поргина — он обнимает её так бережно, словно боится, что она исчезнет. А ведь именно так и начиналась одна из самых красивых актёрских любовных историй советского времени.
Они познакомились в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Николай влюбился в Люсю с первого взгляда — она была такая хрупкая, воздушная... А потом 40 лет не расставались!
Даже когда Караченцов попал в страшную аварию, Людмила выхаживала его, не отходя от постели. Вот она — настоящая любовь, какой её показывают в кино!
Ирина Алфёрова
Ирина Алфёрова за телефонным разговором — интимный кадр из гостиничного номера или съёмочной базы. Обнажённые плечи, рассеянные кудри, задумчивое выражение лица... Она здесь не "Д'Артаньян и три мушкетёра", а просто женщина.
Интересная деталь: телефон с длинным витым шнуром — примета того времени! А Алфёрова... Мало кто помнит, что она могла стать балериной — в детстве серьёзно занималась танцами. Но театр оказался сильнее.
И правильно — её Констанция стала одной из самых обаятельных героинь советского кино! В этом кадре чувствуется та же грация, что и на экране.
Леонид Куравлев
Ох, каким же серьёзным выглядит наш любимый балагур Леонид Куравлев! В роскошном военном мундире XIX века — явно кадр со съёмок одного из исторических фильмов. А ведь этот человек умел превратить любую драму в комедию одним только взглядом!
Куравлев лежит в каком-то ящике или сундуке — наверное, сцена смерти или ранения героя. Но даже в таком "печальном" моменте его лицо излучает ту самую куравлевскую ироничность!
Интересный факт: Леонид Вячеславович терпеть не мог сниматься в "серьёзных" драмах, говорил — "Жизнь и так достаточно грустная". Поэтому даже в трагических ролях умудрялся находить комические нотки.
Людмила Гурченко
Людмила Марковна на московской скамейке — такая элегантная, но почему-то грустная... В строгом тёмном костюме, с тростью, она больше похожа на задумчивую парижанку, чем на звезду советского экрана. Этот снимок — настоящая исповедь в чёрно-белых тонах.
А ведь мало кто знал, что за яркой улыбкой и безудержным весельем Гурченко скрывалась ранимая душа. Она часто гуляла одна по Москве, размышляя о ролях, о жизни... "Смешить людей — самая трудная работа", — говорила она.
И вот на этом кадре мы видим не комедийную актрису, а просто уставшую женщину, которая позволила себе несколько минут честности.
Наталья Гундарева
Какая пронзительная красота! Наталья Гундарева в этом интимном кадре — воплощение женственности и глубины. Строгая причёска, изысканные украшения, но главное — этот ВЗГЛЯД... В нём вся гамма чувств, которые она так мастерски передавала на экране.
Гундарева всегда была актрисой "не для всех" — слишком сложная, слишком умная для массового зрителя. Но те, кто её понимал, боготворили! Она умела из самой незначительной роли сделать психологический этюд.
Интересно: Наталья Георгиевна панически боялась камеры в личной жизни, а вот на съёмках была абсолютно раскрепощена.
Олег Ефремов и Татьяна Доронина на съемках фильма «Три тополя на Плющихе», 1967 год
Вот она — советская кинематографическая классика в процессе создания! Ефремов и Доронина во время съёмок легендарных "Трёх тополей"... Но посмотрите, как нежно он на неё смотрит! А ведь это не просто коллеги — между ними был настоящий роман.
Их отношения держались в строжайшем секрете. Официально Ефремов был женат, а Доронина считалась недоступной звездой. Но камера поймала момент искренности...
Татьяна Васильевна позже вспоминала: "Олег умел влюбляться в каждую свою партнёршу по фильму. Это делало его игру живой". А в данном случае — игра стала жизнью! Именно эта внутренняя связь и сделала их экранную пару такой убедительной.
Олег Табаков
Молодой Олег Табаков — ещё не тот округлившийся "папа" советского театра, каким мы его запомнили. Здесь он подтянутый, элегантный мужчина с проницательным взглядом. Классический костюм, безупречная причёска — настоящий театральный аристократ!
А ведь мало кто помнит, что в молодости Табаков был настоящим сердцеедом! Высокий, статный, с великолепной дикцией... Девушки из театрального института теряли голову!
Интересный факт: Олег Павлович начинал как актёр драматический, а комедийный талант раскрылся случайно — когда заменял заболевшего коллегу в водевиле. Оказалось, смешить людей — его призвание.
Савелий Крамаров и Михаил Кокшенов, 1993 год
Два короля советской комедии встретились в 1993-м! Крамаров — уже эмигрант, вернувшийся в гости, Кокшенов — верный "домосед". Но какая радость в их объятиях! Настоящая мужская дружба, проверенная временем и расстояниями.
Савелий к тому моменту уже несколько лет жил в Америке, снимался в Голливуде. А Миша продолжал смешить советских зрителей. Но когда они встретились... Словно время остановилось!
Оба в цветастых рубашках — мода начала 90-х, оба искренне счастливы. Крамаров тогда сказал: "В Америке я актёр, а в России — душа". И эта фотография — доказательство его слов.
Юрий Яковлев на прогулке, 1988 год
Юрий Васильевич в зимней Москве, 1988 год... Последние годы СССР, а он уже тогда выглядел как человек, предчувствующий перемены. В вязаной шапке, простой куртке — не князь Мышкин и не Иван Васильевич, а обычный москвич на прогулке.
За спиной — советские автобусы, заснеженные улицы... А на лице — та задумчивость, которая всегда отличала Яковлева. Он умел находить глубину в самых простых ролях.
Интересно: Юрий Васильевич обожал зимние прогулки по Москве, говорил, что именно зимой город показывает свою настоящую душу. И сам он в этот момент — сама душа русской интеллигенции, немного уставшей, но не сломленной.
Фаина Георгиевна Раневская и Татьяна Ивановна Пельтцер, 70-е годы
Боже мой, какая встреча титанов! Раневская и Пельтцер — две непревзойдённые мастерицы характерных ролей в дружеских объятиях. Фаина Георгиевна с длинными волосами (редкость!), Татьяна Ивановна в очках — обе уже в зрелом возрасте, но полные жизни.
Эти женщины олицетворяли два разных подхода к мастерству: Раневская — с её убийственной иронией и цинизмом, Пельтцер — с добротой и материнской теплотой. Но их объединяла абсолютная преданность театру.
Интересный факт: они часто спорили о том, должен ли актёр "жить" ролью или "играть" её. Раневская была за "игру", Пельтцер — за "жизнь". А дружили всю жизнь!
Вот и подошла к концу наша прогулка по закулисью советского кино... Какие же они были разные — наши любимые актёры! За парадными портретами скрывались живые люди со своими радостями и печалями, страстями и слабостями.
Абдулов, который боялся за дочкино будущее... Караченцов и Поргина с их сорокалетней любовью... Высоцкий, счастливый в Париже рядом с Мариной Влади... Раневская и Пельтцер, споривших о театре, но не расстававшихся...
Эти кадры дороги именно тем, что показывают: за блеском и славой стояли обычные люди. Люди, которые умели любить, дружить, грустить, смеяться... И именно эта человечность делала их игру такой пронзительной!
Многих из этих замечательных артистов уже нет с нами. Но остались фильмы, спектакли... И вот такие редкие снимки, которые напоминают: они были не просто звёздами — они были ЛЮДЬМИ. Настоящими, живыми, неповторимыми.