Сезонные изменения в природе не могут остаться незамеченными для детского пытливого ума. Первую бурную реакцию у Веры вызвал осенний листопад 🍂, благодаря ему даже в нашем звукоподражательном лексиконе появилось слово «бах» (о листочке, потом уже оно сопровождало и падение снежинок).
На смену эмоциям удивления осенним явлениям пришёл тотальный отказ от ходьбы по снегу🤦🏻♀️. Мы искали причину во всём: в комбинезоне, в обуви, но нет же, она была в снеге! Затем весна порадовала любимыми детскими водоёмами. Это я о луже, конечно😀
Сейчас при виде любой воды мы собираемся мочить ноги и купаться, будь то Нева, Финский залив, озеро или пруд… Что ж? Пришла пора немного познакомить с временами года.
Начали с контрастных времен года - зимы и лета. На примере них проще рассказать и показать отличия. Обращаем внимание на сезоны, изображенные в книжках, которые читаем. Для ознакомления рассказываем на примере простых ассоциаций (показываем картинки, карточки). Например, зимой - снег, летом - ягоды, море, осенью - жёлтые листочки и т.д. У нас устойчивые ассоциации на зиму - снеговик и ёлочка 🌲, на осень - падающие листочки, на лето - цветы, весна пока, как мне кажется, запомнилась только лужами и зонтиком.
Вот несколько простых игр, которые мы уже используем:
1) «ключики - замочки»
Давно уже полюбившаяся нам игра, о которой я рассказывала ранее 👇
Подбирать ключики к замочкам мы хорошо научились, теперь ещё рассматриваем все картинки и проговариваем, что мы на них увидели. На каждое время года по два замочка, у Веры уже ловко получается их компоновать.
2) карточки-говорилки
Заранее подбираю карточки, выбирая картинки по нашей теме.
Задаём вопросы по картинкам. Например:
- покажи снег (рассказываем, что снег бывает зимой);
- покажи опавшие листочки;
- что девочка делает на море?;
- что у девочки на ногах? (сапоги)
- что у мальчика надето на шею? (шарф)
Одновременно учим предметы одежды, строим ассоциации на тему «одежда по сезону». Вместе рассуждаем, смотрим и тоже проявляем любопытство.
3) яблоня и времена года
На примере яблони (эти может быть любое плодовое дерево) наглядно показываем изменения по временам года.
Для такого наглядного пособия мне потребовались 5 крышек от сметаны и краски. На одной крышке рисуем ствол дерева, а на остальных - снег, красно-жёлтые листочки, цветы и яблоки с зеленью.
По очереди накладываем на яблоневый ствол четыре картинки и объясняем, что происходит с деревцем за все времена года. Всё, что касается крышек, для детей всегда увлекательно!
Тема непростая, но интересная, пока только ознакомительного характера, подробнее к ней вернемся в 3-4 года.