Найти в Дзене
Облако свидетелей

Почему Бог не осудил повивальных бабок за ложь?

Христос Воскресе! Читая в Ветхом Завете историю о лжи повивальных бабок, мы можем задаться справедливым вопросом: так что, Господь дозволяет в определенных случаях врать? И если так, то как понять, когда лгать можно, а когда ложь есть грех? Прежде чем разобраться в этом интересном вопросе, давайте вспомним, что на эту тему говорится в книге Исход: Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают (Исх. 1:19). Из текста мы ясно видим, что повивальные бабки соврали фараону, который ранее приказал им убивать всех младенцев мужского пола, которых рожали еврейки: и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. (Исх. 1:16). В то же время, за сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. (Исх. 1:20). На первый взгляд видна несостыковка. С одной стороны, Бог запове
Изображение: https://www.adcspinola.org/index.php/23-blogs/imagenes/338-mujeres-biblicas35
Изображение: https://www.adcspinola.org/index.php/23-blogs/imagenes/338-mujeres-biblicas35

Христос Воскресе! Читая в Ветхом Завете историю о лжи повивальных бабок, мы можем задаться справедливым вопросом: так что, Господь дозволяет в определенных случаях врать? И если так, то как понять, когда лгать можно, а когда ложь есть грех? Прежде чем разобраться в этом интересном вопросе, давайте вспомним, что на эту тему говорится в книге Исход:

Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают (Исх. 1:19).

Из текста мы ясно видим, что повивальные бабки соврали фараону, который ранее приказал им убивать всех младенцев мужского пола, которых рожали еврейки:

и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. (Исх. 1:16).

В то же время,

за сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. (Исх. 1:20).

На первый взгляд видна несостыковка. С одной стороны, Бог заповедует не лгать (Лев. 19:11). С другой, мы видим, прямо скажем, одобрение Господом поступка повивальных бабок. Как же разрешается сия дилемма? Обратимся к святым отцам Церкви. Ниже я приведу прямые цитаты ряда толкователей, но подытожив все ими написанное по теме лжи повивальных бабок, можно заключить следующее.

Бог делал добро этим бабкам, видя, что и они делают великое благо и добро, спасая еврейских младенцев мужского пола. В данном случае невольно вспоминается фраза «ложь во благо». Отцы пишут, что обман в подобных случаях исходит из злого сердечного умысла соврать, но происходит исключительно по падшему человеческому естеству, во благо совершения добра. Вот, что пишет на сей счет блаженный Аврелий Августин:

Ложь часто бывает для чьего-либо спасения или благополучия, не для зла, а из милосердия, как, например, в Исходе, ложь тех повивальных бабок, которые сообщили фараону неправду, чтобы не убивали сынов Израиля. Однако достойно похвалы не само деяние, но природная склонность, так как тот, кто лжет только таким образом, однажды удостоится освобождения от всякой лжи.

Одного только этого толкования, кажется, уже достаточно, чтобы иметь святоотеческое представление о разрешении проблемы лжи повивальных бабок. Тем не менее, предлагаю немного углубиться в вопрос и почитать еще одно толкование этого же святого. Токование, благодаря которому мы научаемся смотреть на проблематику по иному, с другого ракурса:

Обычно, когда рассуждают о лжи повивальных бабок, когда они обманули фараона, чтобы не убивать новорожденных израильских младенцев мужского пола, говоря, что, мол, еврейские женщины рожают не так, как египетские, имеют обыкновение спрашивать, была ли эта ложь одобрена Божественным суждением, поскольку написано, что Бог сделал добро повивальным бабкам; но неизвестно, из милосердия ли Он простил ложь или считал, что сама ложь достойна награды. Одно дело совершали повивальные бабки, сохраняя жизнь младенцам, другое - говоря ложь фараону. Сохранение жизни было делом милосердия, но ложью этой они пользовались для своего блага, чтобы не наказал их фараон, что не похвально, но простительно. Мне кажется, что поэтому не дано права лгать тем, о которых сказано: И в устах их нет лукавства (Откр. 14:5). Ведь жизнь некоторых людей находится очень далеко от жизни святых, если она имеет эти грехи лжи; они живут сами собой, в соответствии с природной склонностью, особенно, если они еще не научились ожидать Божественные небесные благодеяния, но заняты земными делами. А те, кто живут так, что, как говорит апостол, их жительство на небесах, я не считаю, что они должны подлаживать свой язык по примеру повивальных бабок, чтобы выразить правду и избежать лжи. Но более подробно этот вопрос нужно рассмотреть на других примерах из Писания.

Прошу подписаться на канал «Облако свидетелей», поставить лайк и сделать репост. Если у вас есть возможность сделать пожертвование, пройдите по этой ссылке. Храни вас Господь и Матерь Божия!