Как избавиться от навязчивых мыслей и действий
Автор: Михайлов Кирилл Денисович
Опубликовано: 01 июня 2025
Обсессии и компульсии
Михайлов Кирилл Денисович
Контактный e-mail: kiry.m2007@inbox.ru
Младший научный сотрудник
Института психиатрии и информальной юстиции
Аннотация: в статье рассматривается новый подход к диагностике и профилактике обсессий и компульсивных действий. Сформированы рекомендации по минимизации дискомфортных состояний, вызванных боязнью опасности.
Ключевые слова: обсессии, компульсии, социопаты, психопаты.
Навязчивые мысли - кошмарные образы
Давайте выясним природу или причину навязчивых мыслей - кошмарных образов, чтобы определить степень здравомыслия и оценить психическое состояние тревожного человека.
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) характеризуется повторяющимися навязчивыми мыслями, образами, импульсами или идеями (обсессиями), обычно вызывающими беспокойство или страдание (дистресс), а также повторяющимися идеаторными (мыслительными) или поведенческими феноменами (компульсиями), сопровождающимися ощущением необходимости их выполнить либо в соответствии с обсессиями, либо согласно определенным правилам, которые необходимо соблюсти для достижения чувства «завершённости действия».
В международной классификации болезней 10-го пересмотра, адаптированной для практики в Российской Федерации (1995, 1999) ОКР выделены в отдельную рубрику F42 и включены в общий кластер невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств (F40-F48).
Обсессивно-компульсивное расстройство (F42)
Существенной особенностью состояния является наличие повторяющихся навязчивых мыслей или вынужденных действий. Навязчивые мысли представляют собой идеи, образы или побуждения, которые вновь и вновь приходят больному в голову в стереотипном виде. Они почти всегда огорчительны, и пациент часто безуспешно пытается сопротивляться им. Тем не менее больной считает эти мысли своими собственными, даже если они непроизвольны и отвратительны.
Навязчивые действия, или ритуалы, являются стереотипными манерами, которые больной повторяет вновь и вновь. Они не являются способом получить удовольствие или атрибутом выполнения полезных задач. Эти действия являются способом предотвратить возможность наступления неприятного события, которое, как опасается больной, в противном случае может произойти, нанеся вред ему или другому лицу.
Обычно такое поведение осознается больным как бессмысленное или неэффективное и делаются повторные попытки противостоять ему. Почти всегда присутствует тревожность. Если компульсивные действия подавляются, тревожность становится более выраженной.
Включены:
ананкастический невроз;
обсессивно-компульсивный невроз;
Исключена: обсессивно-компульсивная личность (расстройство) (F60.5).
F42.0. Преимущественно навязчивые мысли или размышления
Они могут принимать форму идей, мысленных образов или побуждений к действию, которые почти всегда причиняют страдание пациенту. Иногда идеи являются незаконченными, бесконечно рассматриваемыми альтернативами, связанными с неспособностью принять обычное, но необходимое решение, касающееся повседневной жизни. Связь между навязчивыми размышлениями и депрессией является особенно тесной, поэтому диагнозу обсессивно-компульсивного расстройства следует отдать предпочтение лишь только в том случае, если навязчивые мысли возникают или удерживаются при отсутствии депрессивного эпизода.
F42.1. Преимущественно компульсивное действие (навязчивые ритуалы)
Большинство компульсивных действий относится к очистке от загрязнения (в основном мытье рук), повторным проверкам для получения гарантии того, что потенциально опасная ситуация не может возникнуть, или соблюдению аккуратности и опрятности. В основе такого явного поведения лежит обычно боязнь опасности, которой может подвергнуться сам пациент или которой он может подвергнуть другого, и ритуальные действия являются безрезультатной или символической попыткой предотвратить опасность.
Другие категории:
F42.2. Смешанные навязчивые мысли и действия
F42.8. Другие обсессивно-компульсивные расстройства
F42.9. Обсессивно-компульсивное расстройство неуточненное
Дефиниции некоторых симптомов и синдромов
Описаны разнообразные варианты содержания обсессий и ритуалов. Тем не менее, среди них могут быть выделены следующие категории («симптоматические дименсии»):
«Очищение» – страхи, связанные с загрязнением/заражением и ритуалы очищения;
«Симметрия» – обсессии по поводу симметрии и ритуалы повторного, «правильного» выполнения действий, раскладывания предметов в определённом порядке и счет;
«Табуированные мысли» – примеры включают агрессивные, сексуальные, богохульные обсессии и связанные с ними компульсии;
«Причинение вреда» – например, мысли или представления о причинении вреда самому себе или кому-то другому («контрастные навязчивости») и ритуалы перепроверки («повторного контроля») по этому поводу;
«Хординг» – обсессии и компульсии по поводу собирания и накопления различных предметов.
Обсессии
Обсессии – это повторяющиеся или неотвязные мысли, представления, или побуждения. Обсессии не приносят удовольствия и не воспринимаются как произвольные.
Они назойливые, нежелательные, и большинство людей страдают или испытывают тревогу от их появления. Пациенты с ОКР стараются игнорировать, избегать, подавлять навязчивости, или нейтрализовать их другими мыслями или действиями (например, выполняя ритуалы).
Компульсии
Компульсии (ритуалы) – это повторяющееся поведение или идеаторные акты, которые человек совершает из чувства необходимости в связи с содержанием обсессий или в соответствии с правилами, требующими точности исполнения, или достижения чувства «завершенности», «полноты» выполнения. Целью является уменьшение дистресса, вызванного обсессиями, или предотвращение нежелательных событий. При этом компульсии никаким реалистичным образом не связаны с этими «опасными» событиями или очевидно избыточны в сравнении с обычными действиями.
Компульсии также могут выполняться для избавления от чувства «незавершенности» — например, необходимость многократного повторения действия, пока оно не будет выполнено «абсолютно правильно».
Выполнение ритуалов не приносит удовольствия, хотя некоторые пациенты испытывают облегчение тревоги и дискомфорта.
Обсессии и компульсии могут быть различными по своей частоте и интенсивности – от 1-2 часов в день с их незначительной интенсивностью до постоянно присутствующих тягостных симптомов, значительно снижающих трудоспособность и (или) качество жизни.
В момент появления обсессивных мыслей или компульсивных действий пациент может испытывать разнообразные эмоции. Так, некоторые больные ощущают выраженную тревогу, на высоте которой могут развиваться и повторяться приступы паники (психовегетативные пароксизмы). Другие пациенты сообщают о выраженном чувстве отвращения. При совершении ритуала, многие пациенты испытывают неприятное чувство «незавершенности» или неловкости, которые не прекращаются пока действия не будут выполнены (например, определенные предметы разложены «правильным» образом).
У многих пациентов с ОКР обнаруживаются ошибочные убеждения и установки, включая следующие:
утрированное чувство собственной ответственности за предстоящие события и склонность преувеличивать негативные последствия неудач;
перфекционизм и неспособность переносить неопределенность («низкая толерантность к неопределенности»);
переоценка роли и важности идеаторных феноменов (мыслей) – например, вера в то, что наличие «плохих, запрещённых» мыслей также плохо, как и реальные действия;
убеждение в возможности и необходимости контролировать мышление.
Существует связь между ОКР и суицидальным поведением, частота возникновения суицидальных мыслей у больных ОКР на протяжении жизни значительна. У каждого второго пациента с ОКР были суицидальные попытки.
Большему риску подвержены больные с наличием коморбидной психической патологией, симптомами депрессии и тревоги, суицидальными попытками в анамнезе. Часть пациентов испытывают навязчивый страх причинить вред окружающим, но нет данных о том, что они с большей вероятностью совершат агрессивный поступок, чем лица из общей популяции.
Пациенты с ОКР по-разному оценивают степень бессмысленности и чрезмерности своих навязчивых мыслей и ритуалов. Степень критичности к симптомам зависит от индивидуальных особенностей и может меняться по мере развития заболевания. В ряде случаев при отсутствии критического отношения навязчивые мысли могут трансформироваться в бредовые – например, в случае с убеждённостью пациента в том, что его мысли смогут причинить реальный вред другому человеку.
Развитие симптомов ОКР чаще постепенное. Начинается из-за затруднений человека в адаптации к окружающей его социальной действительности. Привыкнув к заботе о себе со стороны любящих родителей, ребёнок сталкивается с другими людьми, и чувствует равнодушие к себе. Начинаются переживания безразличных отношений. Запускается ОКР. Ребёнок начинает избегать таких взрослых и места их сосредоточения. Став подростком, и чувствуя к себе безразличие со стороны других людей, призванных учить и воспитывать его (учителя, наставники, тренеры), он избегает лишних контактов с ними.
Если ребёнок сталкивается с нравственными, заинтересованными отношениями к себе в социальной среде (учебный класс, школа, секция, кружок), то ОКР не развивается.
ОКР формируется как избегающее поведение, когда больные с ОКР избегают безнравственных, лицемерных, социопатизированных людей, вещей, мест, наличие которых усиливает обсессии и компульсии.
Например, при страхе загрязнения такое поведение может распространяться на общественные места – рестораны, уборные – с целью уменьшения риска загрязнения или инфекции. Пациенты с навязчивыми мыслями агрессивного содержания могут ограничивать социальные взаимодействия. Избегающее поведение может охватывать разнообразные сферы жизни и значительно нарушать повседневное функционирование, трудоспособность и (или) качество жизни.
Развитие ОКР приводит к ухудшению качества жизни, а также значительно нарушает социальную и трудовую адаптацию. Нарушения касаются многих аспектов жизненного уклада и зависят от остроты симптоматики. К ним, как правило, приводят следующие последствия обсессий или компульсий:
время, затраченное на «прокручивание» навязчивых мыслей и выполнение ритуалов;
избегающее поведение по отношению к ситуациям, провоцирующим усиление симптомов ОКР;
специфичные ограничения, связанные с фабулой (содержанием) симптомов.
Диагностика заболевания или состояния
Критерии установления диагноза/состояния (исследовательские диагностические критерии по МКБ-10):
А. Как обсессии, так и компульсии (или оба вместе) представлены в большинстве дней как минимум в течение двухнедельного периода.
Б. Обсессии (мысли, идеи или образы) и компульсии (действия) включают следующие признаки, все из которых должны присутствовать:
1. Они воспринимаются больным, как возникшее в его собственном разуме и не навязаны окружающими влияниями или лицами.
2. Они повторяются и неприятны; как минимум, одна обсессия или компульсия должна пониматься больным как чрезмерная или бессмысленная.
3. Субъект пытается противостоять им, но если они долго существуют, то сопротивление некоторым обсессиям или компульсиям может быть незначительным. Как минимум должна быть одна обсессия или компульсия, сопротивление которой оказалось безуспешным.
4. Осуществление компульсивных актов и обсессивные мысли сами по себе не вызывают приятных ощущений. (Эта особенность должна быть ограничена от временного облегчения тревоги и напряжения).
В. Обсессии или компульсии вызывают дистресс или мешают социальной или индивидуальной деятельности больного, обычно за счет пустой траты времени.
Г. Наиболее часто используемые критерии исключения. Обсессии или компульсии не являются результатом других психических расстройств, таких как шизофрения и связанные с ней расстройства (F20-F29) или (аффективных) расстройств настроения (F30-F39).
Критерии установления диагноза/состояния, исследовательские диагностические критерии по П.И. Юнацкевичу (Институт психиатрии и информальной юстиции, 2025 год):
1. Пациент находится во взаимодействии с социопатом или психопатом, лишённым совести. Это общение вызывает нервно-психическое напряжение у пациента. Уклониться от такого деструктивного общения пациент по разным причинам не может.
2. Возникли навязчивые мысли, идеи, образы, от которых трудно избавиться. Они не проходят в течении месяца.
3. Возникли навязчивые действия, ритуалы, без соблюдения которых не пропадает чувство беспокойства.
4. Навязчивые мысли, идеи и образы, действия и ритуалы необходимы для защиты от бессовестных людей, создавших проблемы пациенту.
5. Выполнение ритуалов позволяет на некоторое время успокоится и найти новые силы для взаимодействия с бессовестными людьми.
6. Пациент пытается противостоять бессовестным людям, участвуя в различного рода ритуалах, в том числе придуманных самостоятельно.
7. Взаимодействие с лишёнными совести не вызывает приятных ощущений. С помощью обсессии или компульсии пациент адаптируется к вынужденному общению с источником напряжения – социопатом, психопатом, лживым и бессовестным человеком, от которого пациент не может найти средства избавления или ограничения произвола и безнравственных поступков такого лица.
Навязчивым мыслям, идеям, ритуалам пациент придаёт осмысленность, при этом остаются сомнения в их бессмысленности, однако пациент считает что такие мысли и ритуалы облегчают ему жизнь.
Примеры компульсий:
1. В экономической сфере у пациента возник ритуал регулярного пересчёта своих денег и активов. Это успокаивает его, но тревога отступает ненадолго.
2. В духовной сфере у пациента возникли религиозные ритуалы, он стал регулярно повторять определённые действия, имеющие религиозный смысл, и, таким образом, на некоторое время находит покой. Однако тревога при этом возвращается, и ритуальное действие снова повторяется, чтобы избавиться на время от беспокойства.
3. В социальной сфере у пациента также возникают наведённые мысли, идеи, образы и ритуалы, от которых он не может избавиться, и считает, что во время таких ритуалов его постигает вдохновение, энтузиазм. Например, широко распространено так называемое ритуальное воровство. Попадая в экономическую зависимость от бессовестных людей (социопатов и психопатов), захвативших позиции в органах публичной власти, честный человек может на время сам социопатизироваться и психопатизироваться, что ведёт к утрате совести. Эта утрата возникает при участии в ритуальном воровстве бюджетов, так называемых «откатов» и «закатов». Если человек не участвует в регулярном расхищении бюджетов и имитации их освоения, то его немедленно увольняют, дискредитируют. Участника ритуального воровства поддерживают и продвигают по службе до самой вершины власти. Держится такая система больных отношений на ритуальном воровстве и навязчивом образе безответственности и гедонизме, личном паразитизме: «чтобы у меня всё было и мне ничего за это не было» - паразитическая логика больного воображения пациента.
Один деструктивный ритуал поддерживает другой. Например, ритуальное воровство поддерживается регулярным аморальным образом жизни: кокаиновая наркомания, половые извращения, социальные издевательства: унижение и преследование честных людей, тотальная ложь и обман, растление и оглупление молодёжи и тому подобные безнравственные деяния во вред другим людям, обществу и государству («наказание невиновных и награждение непричастных»).
Такие компульсии лишённых совести создают безнравственную атмосферу вымирания и гибели общества, развала государства. Люди это чувствуют, утрачивают доверие к такой власти и возникает запрос на нравственные отношения и совестливых лиц на всех социально-значимых позициях. Такая смена может носить летальный революционный характер (внезапный взрыв, погромы, убийства и насилия над представителями власти) или эволюционный нелетальный характер через своевременное удаление бессовестных со всех социально-значимых позиций. Иначе они навредят всем, и в итоге себя также погубят.
Профессор П.И. Юнацкевич данный феномен описывает как социальное самоубийство. Безответственность приводит к катастрофе любого социального субъекта. Он чувствует свою гибель, но его умственная скромность и угрызения жадности мешают поделиться с другими, вовремя уйти с должности, умерить свои амбиции и запросы, научиться не вредить и созидать для других.
Жалобы и анамнез
Обращение к психиатру пациентов с ОКР связано с дискомфортом преодоления навязчивых мыслей и ритуалов, которые определяют тяжесть этого расстройства. Больные жалуются:
на трудности в мышлении, связанные с непроизвольным появлением и назойливым присутствием как отдельных стереотипных мыслей, так и аффективно окрашенных воспоминаний, размышлений и опасений (например, богохульных мыслей или страха причинить вред другому человеку);
на необходимость затрачивать все больше времени на выполнение ритуалов, перепроверок (например, потребности многократно проверять правильно ли закрыта дверь, выключен газ и т.д.);
на тревогу, чувство «незавершенности» при «неправильном» порядке своих или даже чужих действий (например, необходимости
«правильно» накрыть стол);
на ограничения своих социальных активностей из-за таких особенностей поведения (например, невозможности проводить время вне дома из-за опасений загрязнения в общественных уборных).
Такие пациенты в большинстве случаев демонстрируют понимание неестественности, нелогичности навязчивых идей и состояний, однако бессильны в своих попытках преодолеть их. Нередко они высказывают страх «сойти с ума», реализовать агрессивные или аутоагрессивные побуждения.
В случае с контрастными навязчивостями, их появление может приводить к напряжённой внутренней борьбе, сопровождаемой выраженной тревогой.
Детальный анализ субъективного анамнеза направлен на выявление времени начала и характера течения заболевания, а также на оценку динамики избегающего поведения.
Получение объективных анамнестических данных (информации от близких пациента) необходимо для оценки объема и тяжести компульсивной симптоматики, которую пациенты могут диссимулировать.
При сборе психиатрического анамнеза следует помнить о группах риска развития ОКР, к которым относятся пациенты с симптомами депрессии, тревоги, со злоупотреблением
алкоголем и ПАВ в анамнезе, дисморфофобией или расстройствами приема пищи.
Для более эффективного выявления у них обсессивной и компульсивной симптоматики можно воспользоваться следующим прямыми вопросами.
1. Часто ли вы моете руки/все тело?
2. Часто ли вы контролируете/перепроверяете выполнение тех или иных собственных действий?
3. Бывают ли у вас такие размышления, которые продолжают беспокоить вас, даже когда вы стараетесь от них избавиться – и не можете?
4. Бывает ли так, что завершение повседневных дел занимает очень длительное время?
5. Следите ли вы за порядком среди своих вещей, есть ли у вас какие-то особые правила, нарушение которых может вас сильно расстроить?
6. Насколько сильно вас беспокоят эти проблемы?
Подобный скрининг на предмет наличия ОКР также рекомендуется проводить у пациентов дерматологических клиник, у которых повреждения кожного покрова могут сопровождать или быть вторичны по отношению к психическому расстройству.
Вывод
Обсессии или компульсии являются результатом взаимодействия пациента с социопатом или психопатом, лишённым совести, который ломает судьбу и жизнь пациенту, угнетает, использует и эксплуатирует его.
Классификация социопатов и психопатов по П.И. Юнацкевичу:
Социопаты и психопаты могут быть бытовыми – это психически больные члены семьи, родственники, соседи, товарищи по совместной учёбе, работе, службе, бизнесу. Бытовые социопаты и психопаты, если лишены надзора и родительской заботы, уходят в криминал, идут к личной выгоде любым путём, не пренебрегая убийствами и грабежами, мошенничеством и вымогательством. Ведут антиобщественный образ жизни.
Профессиональные социопаты и психопаты могут встречаться среди представителей различных профессий – заболевшие врачи, учителя, полиция, безопасность, право, экономика и тому подобное.
Административные социопаты и психопаты – психически больные руководители разного уровня, сколачивающие в органах публичной власти АПГ (административные преступные группы). Занимаются грабежом собственного населения по всем правилам юриспруденции.
Политические социопаты и психопаты – заболевшие руководители органов публичной власти высшего звена.
Сохраняют свой произвол путём самовоспроизведения во власти. Процедуры демократических выборов подменяют самоназначениями и грубой имитацией. Ведут свои страны к катастрофам и летальным войнам.
В своей совокупности политические, административные, профессиональные и бытовые социопаты образуют патогенную социальную среду (безнравственную атмосферу), своим бессовестным поведением раздражают, невротизируют пациента, вызывают у него состояние аномии и депрессии (аномическая депрессия).
По П.И. Юнацкеичу основная задача профилактики обессий и компульсий заключается в выявлении бытовых, профессиональных, административных и политических социопатов, оказывающих патогенное воздействие на пациента и оказание ему помощи в защите от них.
Как правило, наиболее эффективный способ защиты – это борьба с такими субъектами путём их идентификации, затем общественного обсуждения и осуждения. Это ведёт к удалению психопата и социопата из значимого окружения пациента, что и является важным условием его защиты от патогенного фактора. Не прекратив общения пациента с больными опасными антиобщественными психическими заболеваниями, трудно говорить об эффективной профилактике и лечении обсессий и компульсий.
Профилактика
Чтобы избавиться от навязчивых мыслей и действий
нужно избавиться от общения с навязчивыми социопатами и психопатами
П.И. Юнацкевич, 2025
Поддерживать благоприятную атмосферу в семье. Исключать из своего общения социопатов и психопатов.
Если это бытовые социопаты и психопаты – разрывать с ними бытовые отношения.
Если это профессиональные социопаты и психопаты – не обращаться к ним за профессиональной помощью или услугой.
Если это административные психопаты – не работать на них и не общаться с ними. Если нет такой возможности, то имитировать работу, потому что административный социопат или психопат наёмный труд использует во вред обществу и государству. Тут имитация становится единственным выходом, чтобы не навредить себе, другим людям и стране.
Политических социопатов и психопатов важно не смотреть, не слушать их и не делать то, к чему они призывают. Они лгут, им безразлична судьба других. Поэтому важно такому больному политику ответить тем же – стать безразличным и рекомендовать ему лечиться, лечиться, и ещё раз лечиться. И только потом заниматься политической деятельностью.
Также важен качественный сон и питание. Чаще гулять на свежем воздухе, отдыхать.
Не вредить и созидать для других.
Причиняя вред другим, человек причиняет вред себе, сокращает свою жизнь. Это одна из причин формирования обессий и компульсий.
Для профилактики обессий и компульсий каждый может стать добровольцем нравственного пути: не вредить другим людям и созидать для них. Именно это правило, если лично принять его как норму собственной жизни, позволяет сохранить здоровье и продлить свою жизнь.
Когда человек перестает вредить другим людям, он обеспечивает индивидуальную безопасность, составляющую основу общественной безопасности.
Каждый человек, приняв для себя правило «не вредить другим людям», становится добровольцем международного движения «Нравственная солидарность». Это движение объединяет всех людей на планете Земля, которые руководствуются нравственным правилом III-C, чтобы продлить себе жизнь: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью (М), ни словом (С), ни делом (Д); созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом:
С1 + С2 + С3
М + С + Д
где:
С1 – не вредить себе и созидать для себя;
С2 – не вредить соседям и созидать для соседей;
С3 – не вредить среде, и созидать для среды;
М – не вредить, и созидать мыслью;
С – не вредить, и созидать словом;
Д – не вредить, и созидать делом.
Нравственность – безвредное и созидательное поведение человека по отношению к самому себе и другим людям.
Созидание – общественно-полезная деятельность, в ходе которой человек отдаёт другим больше, чем получает взамен.
Международное движение «Нравственная солидарность» – это открытая платформа для глобального социального, экономического и финансового сотрудничества, консолидированного идеей нравственного пути человечества. Каждый может принять участие в этом движении, чтобы избавить человечество от диктатуры психически больных - социопатов и психопатов, лишённых совести.
Нравственный путь человечества – безвредная и созидательная деятельность людей друг для друга и среды обитания, совместное обсуждение и исполнение принятых решений.
Литература
1. Декларация нравственного пути человечества / Серия книг: нравственный путь человечества. – Нью-Йорк - Санкт-Петербург, Академия экосоциальных технологий, октябрь 2024 года. – 39 c.
2. Галушко Е.С. Долголетие. Как продлить себе жизнь / Серия книг: Нравственный путь человечества / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.: Институт индивидуальной педагогики, 2024. – 46 с.
3. Галушко Е.С. Патриотизм: Учебник / Серия книг: Нравственный путь человечества / Под ред. П.И. Юнацкевича. – СПб.: Институт индивидуальной педагогики, 2025. – 600 с.
4. Декларация нравственного пути человечества / Серия книг: нравственный путь человечества. – Нью-Йорк - Санкт-Петербург, Академия экосоциальных технологий, октябрь 2024 года. – 39 c.
5. Мосолов С.Н. Обсессивно-компульсивное расстройство (диагностика, клиника, терапия): монография / С.Н. Мосолов. – М.: 2005. — 56 c.
6. Колюцкая Е.В., Смулевич А.Б. Невротические расстройства // Психиатрия: Научнопрактический справочник / Под ред. академика РАН А.С. Тиганова. — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство». — 2016. — C. 349-368.
7. Юнацкевич П.И. Аномическая депрессия как средство массового психического поражения / Серия книг: Нравственный путь человечества. - Санкт-Петербург, Институт психиатрии и информальной юстиции, 2024. - 60 с.
8. Abramowitz J.S. Obsessive-compulsive disorder / J.S. Abramowitz, S. Taylor, D. McKay // Lancet. – 2009. – Vol. – 374. — № 9688. – P. 491–499.
9. Milad M.R. Obsessive-compulsive disorder: beyond segregated cortico-striatal pathways / M.R. Milad, S.L. Rauch // Trends in Cognitive Sciences. — 2012. – Vol. 16. — №1. – P. 43- 51.
10. Brain circuitry of compulsivity / O.A. van den Heuvel [et al.] // European Neuropsychopharmacology. – 2016. — Vol. 26. — №5. – P. 810-827.
11. Comorbidity, age of onset and suicidality in obsessive-compulsive disorder (OCD): An international collaboration / V. Brakoulias [et al.] // Comprehensive Psychiatry. – 2017. – Vol. 76. – P. 79-86.
12. Obsessive-compulsive disorder: an integrative genetic and neurobiological perspective / D.L. Pauls [et al.] // Nature Reviews. Neuroscience. – 2014. – Vol. 15. — №6. – P. 410-424.
13. International Obsessive-Compulsive Disorder Foundation Genetics Collaborative (IOCDFGC) and OCD Collaborative Genetics Association Studies (OCGAS). Revealing the complex genetic architecture of obsessive-compulsive disorder using meta-analysis / Molecular
Psychiatry. – 2018. – Vol. 23. — №5. – P. 1181-1188.
14. Whole-genome association analysis of treatment response in obsessive-compulsive disorder / H. Qin [et al.] // Molecular Psychiatry. – 2016. – Vol. 21. — №2. – P. 270-276.
15. Genome-wide association study of obsessive-compulsive disorder / S.E. Stewart [et al.] // Molecular Psychiatry. – 2013. – Vol. 18. — №7. – P. 788-798.
15. Systematic review of environmental risk factors for Obsessive-Compulsive Disorder: A proposed roadmap from association to causation / G. Brander [et al.] // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. – 2016. – Vol. 65. – P. 36-62.
16. Snider L.A. PANDAS: current status and directions for research / L.A. Snider, S.E. Swedo // Molecular Psychiatry. – 2004. — Vol. 9. – P. 900-907.
Михайлов Кирилл Денисович
Младший научный сотрудник
Института психиатрии и информальной юстиции