Диего Луна – один из самых известных мексиканских актёров на международной арене, а также одна из самых популярных звёзд в своей родной стране. Начав свою карьеру с ролей в мексиканских теленовеллах, он получил широкую известность благодаря фильму «И Твою Маму Тоже» 2001 года, который также стал прорывом для режиссёра Альфонсо Куарона. С тех пор Луна прошёл многогранный творческий путь, работая как с мэтрами независимого кино, такими как Гас Ван Сент и Хармони Корин, так и с гигантами мейнстрима вроде Стивена Спилберга и Кевина Костнера, а также с признанными авторами – Вуди Алленом и Биллом Кондоном. Он активно сотрудничает и с молодыми представителями мексиканского кинематографа. Вся его карьера – это свидетельство невероятной универсальности и зрелости.
Луна также известен как один из самых доброжелательных людей в индустрии, где встречается немало трудных характеров. Он снимал короткометражные фильмы, телесериалы, видеоклипы, документальное и полнометражное кино. Он также выступал как продюсер более 40 проектов, писал сценарии и даже пел – и при этом ни разу не позволил успеху вскружить себе голову.
Сейчас мексиканский актёр вновь заявил о себе во втором сезоне одного из самых признанных сериалов последних лет – «Андор», премьера которого состоялась на Disney+ 22 апреля. Луна исполняет роль Кассиана Андора – главного героя мрачной истории во вселенной «Звёздных войн», которую описывают как «если бы Кен Лоуч снял фильм по «Звёздным войнам». Кен Лоуч – культовый британский режиссёр, посвятивший свою жизнь фильмам о классовой борьбе, проблемах рабочего класса и даже Гражданской вoйне в Испании. Многие считают его одним из самых принципиальных и идеологически последовательных режиссёров своего поколения.
«Вау. Вы упомянули такого человека, с такой выдающейся карьерой, чтобы поговорить об «Андоре» – думаю, я понимаю, к чему вы клоните, – говорит Луна. – Сообщества в его фильмах всегда нуждались в том, чтобы рассказывать свои истории, и ещё никогда не было так важно говорить об этом снизу вверх, как он это часто делает; сейчас мир определяется борьбой за власть, и именно об этом говорит наш сериал».
Луна хорошо знаком с миром джедаев. Его самый коммерчески успешный фильм на сегодняшний день – «Изгой-Один: Звёздные Войны. Истории», ставший не только кассовым хитом, но и получивший признание критиков, – также разворачивается во вселенной «Звёздных войн». Многие считают его самым необычным фильмом всей саги. «Думаю, «Андор» не существовал бы без «Изгоя-Один», – говорит Луна. – И я также считаю, что «Изгой-Один» – это исключительный фильм во всех смыслах. У «Андора» есть большое преимущество: не обязательно смотреть другие фильмы «Звёздных войн», чтобы получить удовольствие от сериала. Многие мне говорили: «Мне не интересны «Звёздные войны», я никогда не следил за франшизой. Но я посмотрел «Андора», и он мне очень понравился». И всё потому, что если тебе нравятся политические драмы, шпионские сериалы или триллеры, ты можешь смотреть «Андора» и получать удовольствие, даже не будучи фанатом всей саги».
«Андор» занял особое место в сердцах зрителей благодаря истории, которая избегает клише и вместо этого рассказывает о восстании, возглавляемом забытыми и обездоленными в масштабах всей галактики. Сериал ощущается невероятно актуальным. «Я с этим согласен, но хочу добавить кое-что ещё, – говорит Луна. – Этот сериал был бы важен и 10 лет назад, и останется важным ещё через 10 лет, потому что он размышляет о том, как сообщества могут взять контроль в свои руки и бороться за свою судьбу. Он говорит об ответственности быть гражданином – ответственности, которая существовала всегда, важна сейчас и будет важна в будущем».
«Персонажи в «Андоре», как и настоящие люди, часто существуют в серых зонах, – продолжает актёр. – Мы играем настоящих людей, людей без надежды. Все они угнетены, но при этом в них живёт ощущение, что что-то должно произойти. Мы знаем, что Кассиан станет героем, но также понимаем, что к этому может привести не один путь. Я уже не раз говорил об этом: когда мы говорим о ревoлюции, то посыл, который мы передаём, заключается в том, что любая ревoлюция начинается с самого себя».
Когда я спрашиваю, почему актёр, вышедший из независимого кино, согласился на проект, столь далекий от его обычной работы, он объясняет: «Я фанат «Звёздных войн» с детства. Я рос с первой трилогией и стал настоящим фанатиком. Мы с кузенами играли в джедаев, хотя должен признаться: меня всегда немного тянуло на Тёмную сторону. Не могу этого отрицать, – смеётся он. – Я был самым маленьким из всех друзей, и сходил с ума, играя в «Звёздные войны. Но если отвечать на твой вопрос – режиссёр «Изгоя-Один» встретился со мной и сказал, что хочет снять совершенно особенный фильм по «Звёздным войнам», с иным стилем актёрской игры и гиперреалистичным тоном, почти граничащим с натурализмом. Он хотел создать нечто, по настроению почти документальное. «Я хочу, чтобы они импровизировали, чтобы актёры сами брали под контроль своих персонажей и отношения между ними. Мне бы хотелось почувствовать, что я смотрю что-то вроде «И Твою Маму Тоже», – сказал он нам. Тогда я подумал: Возможно, это роль для меня».
Но тогда Луна ещё не знал, что есть одна загвоздка. «Тогда это было скорее предложение пройти кастинг. Ему всё ещё нужно было убедить остальных, кто принимал решения. Так началась бесконечная череда проб и читок. В итоге всё сложилось удачно. Людям понравилось, что фильм получился другим, мрачным, более зрелым. Его нельзя было показать шестилетнему ребёнку, потому что финал был очень тяжёлым. Вот в чём было главное отличие. «Звёздные войны» можно показать шестилетке, я думаю». Но «Изгой-Один», по словам Луны, зашёл туда, куда девять других фильмов саги не заходили. «Андор», считает он, похож на своего предшественника – «потому что нам не нужно было ничего доказывать».
Актёрская карьера Луны началась рано. Будучи сыном сценографа Алехандро Луны и художницы по костюмам Фионы Александер, он легко вошёл в мир театра и кино. Уже в 13 лет он снимался в теленовелле El Abuelo y Yo («Дедушка и Я»), вышедшей на телеканале Televisa. До этого он в течение нескольких лет играл в театральных постановках.
«Когда ты столько лет в этой профессии, перестаёшь волноваться о многих вещах. Ты меньше нервничаешь, и проблемы кажутся не такими серьёзными», – говорит он. Когда его спрашивают, есть ли у него чёткий карьерный план, Луна отвечает без колебаний: «Плана нет. В этой профессии почти невозможно придерживаться плана, и часто даже опасно думать, что он у тебя есть. Конечно, когда мне было 20, у меня был просто потрясающий план, – снова смеётся он. – А потом – всё идёт как идёт, и план постепенно исчезает. Сейчас я об этом не думаю. Я думаю только о том, чтобы заниматься тем, в чём мне по-настоящему комфортно. Это для меня – главный приоритет».
Отец Диего Луны скончался в 2022 году. Актёр нисколько не сомневается в том, какую роль его отец сыграл в формировании его будущей карьеры.
«Папа водил меня в театр и позволял видеть всё изнутри. Эта жизнь окружала меня всё время – и так я пришёл туда, где нахожусь сегодня», – говорит он. Погружение в мир драмы также происходило под влиянием другой выдающейся фигуры – легендарного мексиканского драматурга Луиса де Тавиры, который стал наставником Луны и одним из тех, кто повлиял на его решение в возрасте 15 лет серьёзно заняться актёрским искусством.
«У моего отца были сомнения, и, конечно, у меня тоже. Но я многому научился и многое понял – о себе, о том, как двигаться вперёд, как справляться с трудностями. Когда ты очень молод, ты смотришь на всё через призму возраста, и эта перспектива меняется по мере того, как ты взрослеешь. Это то, что открывается тебе по пути – и я, наверное, понял это раньше, чем понял бы в других обстоятельствах».
Любовь Луны к театру привела его на телевидение, а оттуда – в кино. «Вся моя жизнь крутилась вокруг актёрства, – говорит он. – У меня было много свободного времени, чтобы исследовать этот мир, и театры и съёмочные площадки стали для меня настоящим домом. Я мог проводить в театре целые дни – другого места просто не было. Я говорю не только о репетициях, о магии актёрской игры или о сцене, освещённой и готовой к спектаклю. Я говорю ещё и о тех моментах, когда ты видишь, как всё складывается воедино, как рождается спектакль, как он создаётся. Я никогда не забуду, как влюбился в театр».
Как актёр, режиссёр и продюсер, Луна всегда оставался убеждённым активистом. Яркое тому подтверждение – его продюсерская компания La Corriente del Golfo (в переводе: «Гольфстрим»), которую он основал вместе с другом, которого называет «mi hermano» («мой брат») – Гаэлем Гарсией Берналем. Компания нацелена на решение различных социальных проблем. Они запустили её, сопроводив запуск манифестом, подписанным обоими: «Гольфстрим – это океаническое течение, которое берёт начало в Мексиканском заливе и достигает северной Атлантики, принося тёплый климат в регион, который в противном случае был бы холодной тундрой. Мы выбрали имя этого глобального течения, чтобы подчеркнуть, как жизнь может дарить свободу – во всех её смыслах – так же, как океаническое течение несёт движение и перемены». Луна и Гарсия Берналь давно поддерживают такие социальные инициативы, как борьба с нaсилием в отношении женщин и защита мексиканских журналистов, которым зачастую приходится работать в условиях, где нaсилие воспринимается как норма. «Думаю, лучше всего это объяснить так: мы просто позволяем течению нести нас. Мы хотим быть там, где рождаются эти истории», – говорит Луна.
«Андор» – не типичный сериал, и именно поэтому Луна принял в нём участие. «Андор» поднимает социальные вопросы, которые меня всегда волновали. Я считаю, что если фильм или сериал не отражает мир, в котором мы живём, если он не связан с нашей реальностью, – тогда он просто не имеет значения. Лично для меня важно участвовать в проектах, которые что-то для меня значат». Сериал от Disney+ также дал Луне более реалистичное понимание своей профессии: «После успеха «Изгоя-Один» – фильм собрал более миллиарда долларов по всему миру – я подумал, что с этого момента могу делать что угодно… и, ну, нет, – смеётся он. – С «Андором» я понял, что можно продвигать небольшие проекты и дать им вырасти, не ставя им границ».
Несмотря на карьеру, которая уже длится более трёх десятилетий, многие до сих пор знают Диего Луну прежде всего по фильму «И Твою Маму Тоже», в котором он снимался вместе с Гарсией Берналем и Марибель Верду. «Я не против того, что этот фильм всегда всплывает в любом разговоре, потому что я считаю, что «И Твою Маму Тоже» остаётся одним из лучших фильмов, в которых я когда-либо снимался, – говорит актёр. – Мне повезло сняться в нём в своей стране, со своим лучшим другом и с невероятным режиссёром. И хотя я уже был известен в Мексике и работал там много лет, именно с этого фильма моя карьера взлетела».
«Мы поехали в Венецию, потом в Сан-Себастьян. Это был весьма сумасшедший год, но именно тогда всё изменилось. Кроме того, Альфонсо Куарон сыграл фундаментальную роль в том, чтобы помочь мне понять кино как явление. Он научил меня смотреть на кино по-новому и впервые пробудил во мне желание экспериментировать с режиссурой и начать продюсировать фильмы. Это было начало пути, который привёл меня туда, где я нахожусь сегодня».
Луна улыбается, когда его спрашивают, боялся ли он, что «Андор» завершится уже после первого сезона, как это случилось со многими другими проектами для стриминга. «Это вас удивит, но я изначально подписался на пять сезонов. А потом однажды подумал: «Но, Диего, как, чёрт возьми, ты собираешься играть эту роль пять сезонов?», – рассказывает он. – Тогда я сел с Тони – (Тони Гилрой, шоураннер «Андора») – «и сказал ему, что не представляю себя играющим Кассиана в 80 лет, почти в инвалидной коляске, снова и снова возвращающимся к одной и той же истории. Тони предложил сделать ещё один сезон, но превратить его как бы в четыре фильма. Так мы сможем закончить историю так, как он того заслуживает.
«И знаете что? – смеётся Луна. – Он меня убедил».
Автор оригинальной статьи: Тони Гарсия.
По материалам ресурса Vanity Fair.