"Машина старой школы" - выражение, за которым обычно скрывается неподдельное уважение. Это комплимент в адрес достойного представителя классического дизайна и инженерии, закалённой десятилетиями. А вот о "новой школе" так с придыханием почти не говорят. Хотя, казалось бы, почему? Возьмём Mercedes-Benz CLK. Ему в этом году исполняется ни много ни мало - 28 лет. Но в когорту уважаемых "молодых классиков" он так и не попал. Хотя в случае с купе от Mercedes это бывает даже до снятия с производства.
Так где же проходит граница между условным "олдскулом" и не вполне уважаемой "новой волной"? У Mercedes-Benz, по большому счёту, всё очевидно. Последним истинным носителем философии старой школы считается S-класс в кузове W140. А вот первым, кто, как считается, открыл новую - куда более прагматичную и "маркетинговую" - эру, стал именно он. CLK-класс.
Парадокс в том, что "молодой" он уже давно не выглядит, но вспомнить - стоит. Хотя бы для того, чтобы попытаться понять, почему у CLK сложилась такая... неровная судьба.
Постарайтесь не запутаться
Цифры в истории Mercedes-Benz - вещь коварная. Формально первой полностью новой моделью после выхода W140 стал C-класс в кузове W202. Он пришёл на смену легендарному 190-му уже в мае 1993 года. Однако проектировать его начали ещё в конце восьмидесятых, и даже его дизайн словно стремился быть "маленькой S-классой". Так что - не считается.
А вот CLK вместе с "глазастым" E-классом в кузове W210 стали настоящими революционерами. Они не просто сломали прежнюю эстетическую парадигму, которую в Штутгарте выстраивали годами - они разнесли её в щепки. И именно CLK первым позволил себе ходы, от которых прежние дизайнеры Mercedes отвернулись бы с ужасом.
Джуджаро? Нет, но было бы логично
Что интересно - изначально именно W140 задумывался как носитель нового фирменного дизайна. Но у судьбы были свои планы. Смешанная реакция рынка, провал в продажах и стремительное наступление биодизайна вынудили Mercedes резко менять курс.
Уже весной 1993 года в Женеве штутгартцы показали концепт Coupe Studie. Серьёзно, всего через два года после дебюта W140! Формально - эксперимент. Мол, просто зондируем почву. Но даже по той сдержанной реакции понятно: присматривались не к реакции публики, а к тому, как вписать этот дерзкий дизайн в свою стратегию.
Новый облик был кардинально другим. Объёмные крылья, аккуратная решётка радиатора, врезанная будто по лекалу, и - главное - четыре овальные фары. Две большие и две маленькие. Перед нами был Mercedes, но с лицом, которого никто раньше не видел.
Интересно, что концепт собрали на базе старого купе W124 - с настоящим V8 под капотом! Только вот привычный трёхобъёмный силуэт уступил место фастбэку. На фоне прежней строгости - это был почти анархизм. Неудивительно, что по автосалонам тут же поползли слухи: неужели дизайн заказали самому Джуджаро?
Нет, не Джуджаро. Автор концепта и будущего CLK - молодой американец по имени Майкл Финк. Именно он ещё в 1991 году предложил совершенно новую стилистику, разрушив старую философию Mercedes - ту самую, что строилась на "горизонтальной однородности и вертикальной близости", как её определял легендарный Бруно Сакко.
Эти принципы означали, что у всей линейки должны быть узнаваемые черты, а новый автомобиль не должен превращать предшественника в музейный экспонат. Посмотрите на CLK - и скажите, тут хоть что-то осталось от этой философии?
Вопрос риторический. И всё же дизайнерский переворот внутри Mercedes-Benz удалось провернуть без формального ухода Бруно Сакко. Он покинет свой пост лишь в 1999 году...
Когда бухгалтеры сменили инженеров
Так откуда же такая смелость? Всё просто. После задержек и бюджета, раздутого до неприличия при создании W140, власть в концерне отдали не инженерам, а финансистам. И началась новая эра: теперь главное - в срок и без перерасходов.
Никто больше не хотел ассоциироваться с гигантским, неповоротливым W140. Новый курс требовал лёгкости - и в формах, и в философии. Вместо массивных пропорций - изящные линии. Вместо прежней монументальности - биодизайн. А вместе с ним - и круглые фары. Те самые, что оказались на концепте и позже перекочевали в W210 и CLK.
Формально Сакко был против. Но формально - не значит эффективно.
Уже всё решено
Создание концепта Coupe Studie якобы задумывалось как тест общественного мнения. Что ж, звучит логично. Только вот вся "новая физиономия" Mercedes уже была запатентована до дебюта в Женеве 1993 года. То есть никакой гибкости. Всё было решено заранее.
Истории о том, как Mercedes под впечатлением публики внезапно решил пойти по этому пути, - просто красивая сказка. На деле концепт был лишь "презентацией свершившегося".
При этом дизайн CLK до сих пор вызывает споры. Особенно достаётся передней стойке с декоративной псевдофорточкой и тяжеловатой задней части. В профиль машина казалась раздутой, особенно на скромных 16-дюймовых колёсах.
Не так прост, как кажется
Но главная претензия к CLK - вовсе не внешний вид. Знали ли вы, что под обёрткой от W210 на самом деле скрывался... C-класс? Да-да, кузов W208 построен на платформе W202. Это не скрывали: в Mercedes даже ввели отдельные индексы - C208 для купе и A208 для кабрио.
Колёсная база? Та же, что у "цешки" - 2690 мм. Ходовая, рулевое, моторы - всё оттуда же. Просто снаружи - лупоглазый Е-класс, а по сути - дорогой младший брат.
И вот тут начинаются вопросы. На старте продаж в 1997 году CLK предлагался только с двухлитровыми и 2.3-литровыми моторами. Четыре цилиндра. 136 л.с. в базовой версии. Спортивное купе? Ну-ну.
А цена? Стартовала с 55 890 марок. Для сравнения, седан E200 в том же W210 стоил всего на тысячу дороже. Но главное: та же "цешка" с тем же двигателем стоила на 5000 марок меньше. И что? Никто не жаловался. Удалось продать воздух - и ещё как!
Вера в звезду
CLK брали. Очереди были. Потому что звезда на капоте тогда значила всё. И никто не задавал лишних вопросов - ни про цену, ни про странные дизайнерские решения. Общественное мнение - вещь инертная. Толпа верит - и всё.
Проблемы начнутся позже. Когда на малых пробегах панель начнёт поскрипывать, когда электрика начнёт капризничать, а кузов - цвести. Сборка была уже совсем не та. Антикоррозийка - тоже.
Рулевое управление, кстати, редукторное - как на древних машинах. Отзывы? Сдержанные. Ещё в 1997 году журнал Autocar писал: "Пока Mercedes разлетаются как горячие пирожки, никто не заботится о том, насколько хороша сама машина. Но как только ажиотаж спадёт, недостатки выйдут наружу".
Так и вышло. Просто в Mercedes на это тогда махнули рукой.
Всё-таки не всё так плохо?
С другой стороны, ругать CLK до полного уничтожения - не совсем честно. Бывали и у Mercedes фейлы куда громче. Вспомните A-класс первого поколения или Vaneo - вот где действительно тяжело.
А CLK, при всех своих недостатках, продавался хорошо. Очень хорошо. За пять лет собрали 233 367 купе. Это на две трети больше, чем C124, который выпускался дольше.
В коммерческом смысле W208 - успех. Но вот в роли будущей классики он провалился. Да, были CLK 55 AMG. Были и легендарные CLK GTR - настоящие единороги. Но "обычные" 208-е? В сердца коллекционеров они так и не попали.
Mercedes-Benz CLK - это тот редкий случай, когда машина вроде и неплохая, и звезда у неё есть, и продавалась она успешно... А любви - так и не случилось. Потому что изменить идеалам - штука опасная. Даже если за это платят хорошие деньги.
А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новостей, интересных фактов и знать истории автомобилей былых времен, обязательно рекомендую подписаться на мой канал.