Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Загадочная и многоликая, колоритная и далекая. Африка в Музее Востока

Где: Музей Востока Адрес: Никитский бульвар, 12а До: 20 июля 2025 Музей Востока представляет выставочный проект, включающий три экспозиции, демонстрирующие уникальные особенности африканского искусства из разных регионов. Выставка «Земля тысячи королей. Искусство Республики Камерун» знакомит с искусством многочисленных этносов Камеруна. Посетители увидят скульптурные произведения, маски, костюмы, металлопластику, керамику и традиционное оружие этносов, населяющих страну. Камерун называют «Африкой в миниатюре» из-за его невероятного природного разнообразия, здесь есть тропические леса, саванны, горы, пляжи и пустыни. Камерунская часть тропического леса Конго включает заповедник Джа, который считается одним из старейших лесов на Земле. Его возраст оценивается в миллионы лет. Баобабы в Камеруне имеют глубокое культурное значение. Эти деревья считаются «хранителями времени» и символами мудрости. В некоторых деревнях под баобабами проводятся собрания старейшин и важные обряды. Местные

Где: Музей Востока

Адрес: Никитский бульвар, 12а

До: 20 июля 2025

Музей Востока представляет выставочный проект, включающий три экспозиции, демонстрирующие уникальные особенности африканского искусства из разных регионов.

Барабан ручной малый. Этнос басса. Побережье Камеруна. Конец 2010-х гг. древесина, волокно рафии, кожа, резьба, плетение. Метелка-мухогонка. Этнос бафия. Западный Камерун. 2024
Барабан ручной малый. Этнос басса. Побережье Камеруна. Конец 2010-х гг. древесина, волокно рафии, кожа, резьба, плетение. Метелка-мухогонка. Этнос бафия. Западный Камерун. 2024

Выставка «Земля тысячи королей. Искусство Республики Камерун» знакомит с искусством многочисленных этносов Камеруна. Посетители увидят скульптурные произведения, маски, костюмы, металлопластику, керамику и традиционное оружие этносов, населяющих страну.

Барабан. Этнос бамилеке. Западный Камерун 1960-е. дерево, кожа, мех, соломка, резьба, долбление, обтяжка
Барабан. Этнос бамилеке. Западный Камерун 1960-е. дерево, кожа, мех, соломка, резьба, долбление, обтяжка

Камерун называют «Африкой в миниатюре» из-за его невероятного природного разнообразия, здесь есть тропические леса, саванны, горы, пляжи и пустыни. Камерунская часть тропического леса Конго включает заповедник Джа, который считается одним из старейших лесов на Земле. Его возраст оценивается в миллионы лет.

Женщина с чашей и ложкой в руках. Этнос бамум. Северо-западный Камерун. 1970-е Сплав на основе меди, литье
Женщина с чашей и ложкой в руках. Этнос бамум. Северо-западный Камерун. 1970-е Сплав на основе меди, литье

Баобабы в Камеруне имеют глубокое культурное значение. Эти деревья считаются «хранителями времени» и символами мудрости. В некоторых деревнях под баобабами проводятся собрания старейшин и важные обряды. Местные жители также верят, что баобабы обладают магической силой и могут исцелять болезни.

Калебасы Этнос бафия. Западный Камерун 2010-е гг
Калебасы Этнос бафия. Западный Камерун 2010-е гг

В Камеруне проживает более чем 250 этнических групп, каждая из которых имеет свои уникальные традиции, языки и обычаи. Это делает страну одной из самых лингвистически разнообразных в мире. Официальными языками страны являются французский и английский, это колониальное наследие.

Маска буйвола ньятти. Этнос дуала. Вторая половина XX дерево, металл, резьба, ковка, роспись. Модель пироги традиционной. 1999 дерево, краски, металл, солома, резьба, роспись
Маска буйвола ньятти. Этнос дуала. Вторая половина XX дерево, металл, резьба, ковка, роспись. Модель пироги традиционной. 1999 дерево, краски, металл, солома, резьба, роспись

Маски играют важную роль в культурной жизни Камеруна. Их используют в обрядах инициации, свадьбах и похоронах. Каждая маска символизирует дух предков или какое-то божество.

В разных регионах Камеруна можно увидеть разнообразные типы традиционного жилья: от глиняных домов с соломенными крышами на севере до деревянных хижин в тропических лесах на юге. Литсайте ленту с фотографиями с выставки.

Выставка «Мами-Вата: водные божества южнее Сахары» - это рассказ о синкретическом божестве «Матушке вод». В ее образе объединились черты русалок, чьи изображения африканцы встречали в виде носовых украшений европейских торговых кораблей, и облик заклинательниц змей с рекламных плакатов эпохи XIX в.

Мами-Вата в образе русалки. Этнос эве. Того. Вторая половина XX дерево, резьба, раскраска
Мами-Вата в образе русалки. Этнос эве. Того. Вторая половина XX дерево, резьба, раскраска

По мнению учёных, образ Мами-Вата восходит к изображениям европейских русалок, которые видели жители Западной Африки ещё в XV-XVI веках. Должна сказать, что на этой выставке на меня наибольшее впечатление произвела галеонная фигура (скульптура на носу корабля). Не мудрено, что люди, увидев ростры на носу европейских кораблей, начинали покланяться русалкам.

Новосое украшение корабля. Западная Европа, XVII-начало XVIII дерево, металл, резьба
Новосое украшение корабля. Западная Европа, XVII-начало XVIII дерево, металл, резьба

Мами-Вата — это водяной дух необычайной силы, красивая светлокожую женщину с очень длинными волосами. Её нижняя часть тела напоминает хвост русалки. Люди верят, что она живёт в подводном дворце, из которого иногда выходит на берег, чтобы расчесать свои длинные волосы золотым гребнем. Расчёска — её самое ценное имущество. Еще одним атрибутом владычицы вод является зеркало, в которое она на себя любуется.

Мами-Вата. Этнос эве. Того. Вторая половина XX дерево, роспись, резьба
Мами-Вата. Этнос эве. Того. Вторая половина XX дерево, роспись, резьба

Мами-Вата, как и ундины, завлекает мужчин в пучину вод. Через некоторое время пленники возвращаются на землю. Причем Мами-Вата одаривает их крепким физическим здоровьем и неслыханной удачей. Побывавшие в ее объятьях мужчины быстро богатеют, им всюду сопутствует успех. Владычица вод за это требует “всего ничего” - клятву верности, больше не вступать в сексуальный контакт с другими женщинами.

Мами-Вата, кормящая ребенка. Этнос йоруба. Нигерия. Вторая половина  XX. сплав на основе меди, литье в технике выплавляемой восковой модели
Мами-Вата, кормящая ребенка. Этнос йоруба. Нигерия. Вторая половина XX. сплав на основе меди, литье в технике выплавляемой восковой модели

Матушка Вода также может даровать экстрасенсорное восприятие, в том числе предвидение и способность видеть то, что недоступно другим.

Дух воды в виде женщины верхом на рыбе. Этнос бага. Гвинея. Вторая половина XX дерево, резьба, роспись
Дух воды в виде женщины верхом на рыбе. Этнос бага. Гвинея. Вторая половина XX дерево, резьба, роспись

Узнать Мами-Вату можно и по большой змее, которая обвивается вокруг тела. Этот мотив пришел из рекламных плакатов XIX века. На рубеже XIX и XX веков в Европе были популярны выставки экзотических животных и шоу с заклинателями змей. Мами-Вата получила черты иконографии индийских божеств, теперь она часто становится трехголовым и многоруким существом.

Мами-Вата с тремя лицами и рыбьим хвостом. Того. Вторя половина XX. дерево, краска, резьба, роспись
Мами-Вата с тремя лицами и рыбьим хвостом. Того. Вторя половина XX. дерево, краска, резьба, роспись

Обольстительная и капризная, она не жалует брачные узы, напротив покровительствует девушкам легкого поведения.

Мами-Вата с шестью руками и атрибутами силы. Деревня Бадугбе, Республика Того Середина XX дерево, краска масляная, резьба, роспись
Мами-Вата с шестью руками и атрибутами силы. Деревня Бадугбе, Республика Того Середина XX дерево, краска масляная, резьба, роспись

Образ Мами-Ваты можно встретить среди символов женского движения в Африке.

Гастон де Камп Автоматон музыкальный "Зульма - заклинательница змей" Франция, 1907 паье-маше, дерево, металл, ткань, вышивка, механические работы, столярные работы (2)
Гастон де Камп Автоматон музыкальный "Зульма - заклинательница змей" Франция, 1907 паье-маше, дерево, металл, ткань, вышивка, механические работы, столярные работы (2)

На выставке представлен автоматон «Заклинательница змей», работа Гастона Декампа. Фигура темнокожей девушки на деревянной подставке, на верхней стороне которой, находится металлическая пластинка с прорезью для монеты; на задней стороне — отверстие для заводной ручки и кнопка пуска-остановки механизма. Внутри подставки смонтирован музыкальный механизм со звуковой гребёнкой и валиком на несколько мелодий.

Демон-шетани Этнос маконде. Танзания. Середина XX. дерево черное, резьба объемная, полировка
Демон-шетани Этнос маконде. Танзания. Середина XX. дерево черное, резьба объемная, полировка

Маконде - этнос, проживающий на юго-востоке Танзании, на севере Мозамбика и в Кении. Маконде говорят на английском в Танзании, португальском - в Мозамбике, а также суахили и макуа в обеих странах. Традиционно являются обществом матрилинейных отношений, в котором дети и наследование имущество переходит по женской линии. Традиционная религия - это анимистическая форма поклонения предками, хотя маконде в Танзании номинально мусульмане, а в Мозамбике - католики и мусульмане. Начиная с 50-х годов прошлого века было разработано так называемое современное искусство маконде.

Рашид. Демон-шетани. Этнос маконде. Танзания. Середина XX. дерево черное, резьба объемная, полировка
Рашид. Демон-шетани. Этнос маконде. Танзания. Середина XX. дерево черное, резьба объемная, полировка

Важный мотив в этом искусстве - абстрактные фигуры, в основном духи, Шетани. Существует легенда о том, что мастер Самаки Ликанкоа принес заказчику работу в реалистическом стиле. Случайно скульптуру уронили, и она раскололась на две части. Вид двух половинок, каждая с одной рукой, одной ногой, одним глазом, одним ухом, одной ноздрей понравился белым. Первая скульптура Самаки в таком стиле была моментально продана. Шетани - это дух или демон восточноафриканской мифологии. Это искаженный человек и любое животное в деформированном виде.

Подвеска-амулетница Зар. Египет, 1924-25 гг. серебро, ковка, гравировка
Подвеска-амулетница Зар. Египет, 1924-25 гг. серебро, ковка, гравировка

Небольшая выставка «Усмиряющие духов: ритуалы Зар в Северной Африке» посвящена североафриканскому ювелирному искусству в контексте ритуала Зар, в котором преимущественно принимают участие женщины. Ритуал посвящен общению с духами-джиннами и их усмирению. Зар — языческий религиозный культ, который первоначально возник в центральной части Эфиопии в XVIII веке и затем распространился в некоторых регионах Восточной и Северо-Восточной Африки (в Египте, Судане, Сомали, Джибути, Эритрее). Лидера группы называют в Египте "кодия", "шейха" или "умия" - в Северном Судане.

Подвеска-амулетница Зар. Египет, 1930-31 гг. серебро, ковка, гравировка
Подвеска-амулетница Зар. Египет, 1930-31 гг. серебро, ковка, гравировка

В Египте ритуал Зар обычно происходит в большой комнате с алтарем. Иногда это отдельная комната в доме, иногда для этой цели снимают целый дом. Алтарь представляет собой круглый поднос, помещенный на высокий столик в центре комнаты. Он покрыт белым платком и наполнен высушенными фруктами и орехами. Кодия с музыкантами занимает одну сторону комнаты, участники церемонии располагаются на оставшемся пространстве. От гостей ожидаются денежные приношения в зависимости от их состояния и общественного положения.

Подвеска-амулетница Зар. Египет, 1946-47 гг. серебро, ковка, гравировка
Подвеска-амулетница Зар. Египет, 1946-47 гг. серебро, ковка, гравировка

Та женщина, ради исцеления которой устраивается церемония, одевается в белое, часто это мужская одежда вроде рубашки. Ее руки и тело украшаются узорами, нанесенными с помощью хны, а глаза обведены черным. Она также может быть умащена благовониями, которые являются самыми распространенным приношениями духам Зара. Перед началом церемонии среди гостей проносится кадильница с ароматами, чтобы присутствующие могли очистить свои тела через вдыхание дыма.

Подвеска-амулетница Зар. Египет, 1949-51 гг. серебро, ковка, гравировка
Подвеска-амулетница Зар. Египет, 1949-51 гг. серебро, ковка, гравировка

Кодия должна быть хорошей певицей, знающей песнопения и ритмы для каждого духа. По мере того, как она распевает песню для определенного духа и следит за обратной реакцией, она может определить, какой конкретно дух явился ей и как с ним нужно обращаться. В течение церемонии вызываются различные духи, путем исполнения особого ритма на ударных.

-23

Если в церемонии используются жертвоприношения, это может быть курица, голубь, овца, иногда даже верблюд, если женщина может себе это позволить. В любом случае, предложение духу пищи является необходимой частью ритуала. В Эфиопии духи очень любят кофе.

Амулеты, представленные на выставке, неотъемлемая часть ритуала Зар.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Музей_Востока #выставки_в_Москве #Шедевральные_маршруты