1963 год, Япония. Для Ивао Энокидзу нет ничего святого. Он убивает, ворует, соблазняет и обманывает. Пройдёт семьдесят восемь дней, прежде чем полиции удастся изловить преступника. И тогда у всех встанет вопрос - как выходец из приличной набожной семьи мог стать таким негодяем?
Этот фильм, высоко ценимый в среде кинематографистов, можно найти под такими названиями как «Месть за мной», «Моя месть» и «Я отомстил». Хотя вынесенная в названии цитата из Библии (Послание к Римлянам, глава 12, стих 19) наиболее полно позволяет понять авторский замысел Сёхэя Имамуры. Имамура вышел из длительного перерыва в творчестве, обратившись к роману Рюдзо Саки, который осмыслял преступления убийцы Акиры Нисигути. Имя «героя» заменили на Ивао Энокидзу, как и некоторые детали истории, но самое главное - полностью переписали историю поимки. И зная реальную хронику событий, это даже немного странно, учитывая её кинематографический потенциал, а главное - смысл.
Дело в том, что Нисигути был схвачен благодаря... 10-тилетней девочке Рюрико Фурукава, которая опознала его по листовке. Убийца втёрся в доверие к семье Фурукава, обещая помощь. Глава семьи, Тарью Фурукава, пытаясь успокоить дочь, назвал гостя «посланником счастья», на что Рюрико ответила: «Нет, он посланник зла!» Повезло, что к девочке прислушались и аккуратно проверили гостя, убедившись, что он не тот за кого себя выдаёт. После ареста Нисигути сказал, что планировал убить семью после получения денег.
Фильм начинается с того, что Энокидзу уже арестован, но, кажется, только доволен этим. В его погоне за страстями не просматривалось счастливого конца, ибо не за что зацепиться, не за кого. Перебравшись из одной патологической семьи в другую, убийца по инерции продолжает творить зло, не находя оправдания для этих людей.
Высоконравственность традиций давно прогнулась под материальный мир послевоенной разрухи. И неслучайно, что Энокидзу всегда реагирует на неприятные новости одинаково - он смеётся. Смеётся над тем, как все вокруг него пытаются всячески доказать, что они лучше него, правильнее, добродетельнее, набожнее.
Ивао, примеряющий на себя функции Господа, отнюдь не его посланник. Но точно наказание для таких лицемеров и манипуляторов, как его отец. И само зарождение подобного персонажа по-своему закономерно для общества, которое лишь прикрывается громкими слоганами да показной добродетелью.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.