Найти в Дзене
Логопед Анна Полякова

Аутизм или не аутизм?

Наверное, один из самых частых вопросов, которые задают родители: «А не аутизм ли это»? Вдруг все-таки это что-то иное, другое не связанное с психиатрией явление. Давайте попробуем разобраться в данной проблеме подробнее. Итак, какие основные диагнозы формируют систему грубых заболеваний речи и мышления ребенка? Думаю, стоит назвать здесь афазию и дисфазию- те самые заболевания, в основу которых легла нейропсихология, которые до сих пор относятся к градации неврологических в России, алалию моторную и сенсорную, а также их сочетания- ставшие, по сути, аналогом детской дисфазии. Замечу, что А.Лурия дисфазию не открывал, он отрыл афазию-патологию речи возникающую от распада мыслительной функции, а вот уже на основании его работ западные ученые описали раннюю детскую дисфазию, когда поражения мозга возникли еще до появления речи у ребенка. Что же такое аутизм- это группа психических расстройств, которые характеризуются отстраненностью, нарушениями в процессе взаимодействия с людьми в част

Наверное, один из самых частых вопросов, которые задают родители: «А не аутизм ли это»? Вдруг все-таки это что-то иное, другое не связанное с психиатрией явление. Давайте попробуем разобраться в данной проблеме подробнее.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Итак, какие основные диагнозы формируют систему грубых заболеваний речи и мышления ребенка? Думаю, стоит назвать здесь афазию и дисфазию- те самые заболевания, в основу которых легла нейропсихология, которые до сих пор относятся к градации неврологических в России, алалию моторную и сенсорную, а также их сочетания- ставшие, по сути, аналогом детской дисфазии. Замечу, что А.Лурия дисфазию не открывал, он отрыл афазию-патологию речи возникающую от распада мыслительной функции, а вот уже на основании его работ западные ученые описали раннюю детскую дисфазию, когда поражения мозга возникли еще до появления речи у ребенка.

Что же такое аутизм- это группа психических расстройств, которые характеризуются отстраненностью, нарушениями в процессе взаимодействия с людьми в части речевой и неречевой коммуникации. Частым признаком аутизма является однотипное, повторяющееся поведение.

А теперь давайте рассмотрим, как взаимодействует диагноз аутизм с прочими речевыми диагнозами.

Ребенку с афазией, дисфазией или алалией того или иного вида обязательно поставят грубое речевое расстройство. Его может поставить как психиатр, так и невролог. Но далеко не каждое речевое расстройство, даже грубое сопровождается симптомами аутизма.

Приведу пример. Есть у меня вполне себе интересные дети, у которых с виду никакого речевого диагноза окружающие не диагностируют. Например, один мальчик, говорит не согласуя окончания. Неврологи ставят ему стертую дизартрию, вот только данная дизартрия проявляется не только в речи, но и в понимании услышанного и прочитанного. Как произносит, так и читает, так и понимает, а точнее недопонимает. Учителя шипят на него, указывая на яркие особенности мышления, требуя убрать ученика в коррекционную школу. Естественно, способность усваивать знания у такого ребенка снижена. Ведь точно так же он читает и параграфы по гуманитарным предметам, и задачи по математике- не понимая большую часть прочитанного. Что у данного мальчика? У него детская дисфазия, затрагивающая процесс мышления. Можно назвать ее моторно-сенсорной алалией, когда недоработанная моторика наложилась на расстройство слияния и синтеза усугубив его и выдав вот такую нарушенную картину в части знаковой, символьно-буквенной коммуникации. Вот только мальчик этот очень даже контактный. Друзей у него много, и девушки к нему присматриваются, да и вообще в простой словесной системе взаимодействия он прекрасный собеседник. Да, не блещет академическими знаниями, но зато добрый, чуткий, отзывчивый, и товарищ отличный и на помощь всегда придет. Как думаете есть у данного мальчика аутизм? Аутизма однозначно нет, а вот дисфазия или моторно-сенсорная алалия есть.

Другой пример взрослый парень, получивший контузию. До контузии все у него было хорошо, закончил ВУЗ, женился, детки появились. Руководство отмечало его собранность и ответственное отношение к поставленной задаче. Друзей было не так много, но зато настоящие, такие, что в огонь и в воду, а теперь сидит наш боец и смотрит в одну точку, или перебирает в руках газету. Речь его стала крайне однотипной, словно повторяет набор слов Эллочки Людоедки из 12 стульев, с разной интонацией, и вроде по делу, но как-то глупо и бессвязно. А иной раз просто схватится за голову и кричит а-а-а, то ли от боли, то ли от безысходности, то ли еще от чего-то. У данного пациента афазия- распад речи на фоне травмы головного мозга. Набор Эллочки Людоедки- это речевая эмболизация, остатки недовязанных слов, которые требуют сборки и дополнения шаблона, иные слова и вовсе потерялись и произнесению не подлежат. Именно такими пациентами и занимался А.Лурия. Есть ли у данного больного аутичные черты? Конечно, все его поведение буквально кричит о них. Поставят ли ему аутизм? В России однозначно нет. Он получит прочее расстройство поведения на фоне органической патологии.

Аналогичная картина ребенка с точно таким же поведением, вот только травма его мозга произошла не в сознательном возрасте, а раньше еще до появления речи. Наш ребенок точно так же, как боец выше, монотонно мнет газету, точно та же имеет несколько недобранных шаблонов-эмболов, которыми оперирует с трудом и не всегда к месту, точно также практически не набирает словарь и кричит а-а-а на распев. Что у данного малыша? У него ранняя детская дисфазия или сенсорная алалия, часто при вокализациях именно сенсорно-моторная. Есть ли у данного ребенка расстройство поведения по аутистическому типу, однозначно есть. Поставит ли его психиатр? Скорее всего поставит, для того чтобы родителям было проще оформить инвалидность и приступить к лечению. Часто такие дети не могут подтвердить органическое поражение мозга, их мозг пострадал внутриутробно и в карточке им пишут патологии развития вместо органических кист. А так как причина четко не установлена, а аутистическое поведение в наличии, врач имеет право опираться на него, как на симптом.

Третий вариант совсем иного вида. Наш пациент напротив крайне успешен. Он всегда был крайне скрупулезен в обучении в школе, его очень хвалили учителя. Он выиграл ни одну престижную олимпиаду и к 15-16 годам приобрел отличную репутацию. Его речь чистая и красивая, она вполне логичная, когда дело заходит о формулах и работе по шаблону. Речь он прекрасно понимает, но его поведение несколько отличается от других людей. Он замкнут, несдержан, его мнение и выводы об окружающих и о себе часто оказываются ложными. Иной раз его мысли противоречат друг другу. Примеряя на себя образ взбалмошного, эгоцентричного, взрывного парня, он вполне отдает себе отчет, что хочет выглядеть скандалистом, но при этом совершенно уверен, что, даже переругавшись со всеми вокруг, скандалистом он не является, и спалив пару машин у дома просто так для образа ведет себя, по своему мнению, тише воды и ниже травы. Спросите, как эти противоречивые мысли уживаются в нем? А вполне себе легко уживаются. Наш "умный" парень действительно не имеет никаких речевых проблем. Нет у него ни афазии ни дисфазии, нет никакой формы алалии, а вот аутистическое поведение есть. Ведь упиваясь своей вымышленной личностью, наш герой давно ушел в себя потеряв связь с реальностью, да и реальность эта его теперь мало интересует. В чем проблема нашего пациента- распад больших логических шаблонов. К чему она приведет - к распаду процесса мышления и речевой функции. Скорее всего данному пациенту в детстве установят диагноз аутизм, базируясь на его нелюдимости и чрезмерным увлечением наукой, позднее аутизм поменяют на шизоидный тип личности, а потом и шизофрению. В грубой форме к основному диагнозу шизофрения добавится и сопутствующий афазия, когда распад мыслительной процесса возьмет верх и наш больной будет подобен бойцу, описанному выше. Вот только боец будет стабилен на участке распада, а наш больной будет распадаться до самого логического конца.

А теперь главный вопрос что же такое аутизм? Аутизм -это переходный диагноз, описывающий сопутствующая симптоматику основного заболевания. Если в основе аутизма лежит сенсорная патология развития, недобор сенсорной информации, то данный диагноз становится вполне себе корректируемым и обратимым. Если же в основе система дегенеративного недуга, то с данной симптоматикой бороться становится куда сложнее.

Всегда ли сенсорной алалии, афазии или дисфазии сопутствует аутизм- однозначно не всегда. Нечем с афазии, при распаде речи аутизм вообще не ставится как диагноз, хотя поведение такого больного представляет собой ярчайшую картину аутизации. Почему не ставится, да потому что есть основной диагноз, либо органическое поражение мозга, либо шизофрения. У детей часто сложно выставить основной диагноз в силу того, что яркое проявление шизофрении у ребенка обычно стартует куда позже, а проблема формируется в раннем детстве. Обычно в России аутизм, как диагноз ставят тем детям, что не имеют органического поражения головного мозга, а симптоматику сенсорного распада или несформированности мышления подают довольно ярко. Особенно любят ставить аутизм детям с откатами в развитии.

Скажу лишь одно, аутизм всегда подразумевает под собой умственную отсталость. Да-да, даже у гениального человека с шизофренией, аутистичное проявление возникает именно на фоне деменции интеллекта, часто сопутствуя ее слабым проявлениям до момента яркого распада. Просто мы привыкли полагать, что интеллект определяют знания, однако это не так. Интеллект определяется системой возможностей понимания, и оперирования системой знаний, а у человека с аутизмом именно в разрезе операций с имеющимся материалом и возникает проседание. При высокофункциональном аутизме данное проседание видно в нарушениях поведения, в равнодушие, и нетривиальных «странных» чрезмерных интересах. Но если копнуть грубого, то на деле выясняется, что за ней кроется бессвязность мышления уже на третьей логической параллели. Сложности в работе не по заявленному шаблону, в неспособности самостоятельного создания системы поступательных логических параллелей и выводов. Недаром шизофрению приравнивают к ранней деменции.

Так стоит ли гадать аутизм или не атизм? Возможно логичнее лечить и корректировать основное заболевание, давшее симптоматику аутизма?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки буду Вам очень признательна.