Найти в Дзене

Алла Сигалова. Горячее сердце

В переводе с готского имя «Алла» обозначает «умеющая всё», с арабского — «богиня», с греческого — «другая». Хореограф, режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств и заслуженная артистка России Алла Сигалова совместила в своем характере все эти определения. Необычная, талантливая, яркая. Ее энергия обезоруживает. Она любит жизнь, стараясь не упустить ни одной секунды из ее скоротечного бега. Сигалова ставит спектакли по всему миру, выходит на сцену и как актриса, и как танцовщица. А еще она преподает, заведуя двумя кафедрами в крупнейших театральных вузах страны — в школе-студии МХАТ и ГИТИСе. 2025 год богат на премьеры — с аншлагами вышли ее спектакли «Щастье!» в Государственном академическом театре имени Моссовета и «8 разгневанных женщин» на сцене МХТ имени Чехова. В этом спектакле Сигалова выступила не только как режиссер и хореограф-постановщик, но и как актриса. И, конечно, не забудем про кино. Зрители смогут посмотреть с ее участием несколько новых сериалов, в том числе остр

В переводе с готского имя «Алла» обозначает «умеющая всё», с арабского — «богиня», с греческого — «другая». Хореограф, режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств и заслуженная артистка России Алла Сигалова совместила в своем характере все эти определения. Необычная, талантливая, яркая. Ее энергия обезоруживает. Она любит жизнь, стараясь не упустить ни одной секунды из ее скоротечного бега.

Сигалова ставит спектакли по всему миру, выходит на сцену и как актриса, и как танцовщица. А еще она преподает, заведуя двумя кафедрами в крупнейших театральных вузах страны — в школе-студии МХАТ и ГИТИСе. 2025 год богат на премьеры — с аншлагами вышли ее спектакли «Щастье!» в Государственном академическом театре имени Моссовета и «8 разгневанных женщин» на сцене МХТ имени Чехова. В этом спектакле Сигалова выступила не только как режиссер и хореограф-постановщик, но и как актриса. И, конечно, не забудем про кино. Зрители смогут посмотреть с ее участием несколько новых сериалов, в том числе остросюжетную ленту «Чужие деньги» Игоря Твердохлебова, вышедшую в онлайн-кинотеатрах Иви и Start.

Алла, в каждой вашей постановке — страсть, движение, огромная энергия. Откуда вы ее черпаете?

— Энергии и правда очень много, это тот «резервуар», которым наделила меня природа. Один из источников моей энергии — общение с людьми.

— Бывает ли, что вы испытываете усталость после общения?

— Нет! У меня никогда никто не может оттянуть энергию. Берите ее, пожалуйста, на здоровье!

В скольких проектах вы сейчас задействованы и работа с каким режиссером погружает вас в приятные ностальгические воспоминания?

— Сейчас идет активная подготовка к следующему сезону. В работе у меня сразу несколько проектов, но пока я не могу их озвучивать. Сегодня все меньше работаю с режиссерами, ставлю сама, выступая в одном лице и как хореограф, и как режиссер-постановщик. С ностальгией вспоминаю свою работу с Романом Григорьевичем Виктюком, с которым мы сделали эпохальный спектакль «Служанки» по одноименной пьесе Жана Жене. Это был спектакль, перевернувший эстетику российского театра. Премьера первой редакции состоялась в сентябре 1988 года. Выше «Служанок» в жизни Виктюка уже ничего не случилось.

Как вы отбираете материал для ваших творческих проектов?

— Я не отбираю материал, а «призываю» его к себе. Есть вещи, которые на данный момент меня сильно волнуют. Я постоянно ищу материал, который соответствует этому моему волнению. Замечательно, если это получается. Но бывает, что не нахожу его, а просто жду. Жду не пассивно, сидя на диване, а детально изучая те или иные источники. Я все время что-то читаю, смотрю, долго и скрупулезно ищу свой материал, такой, какой бы цеплял за «живое», за душу.

Какой материал вас сегодня может заинтересовать?

— Мне интересно всё, что может быть связано с темой долга — перед Родиной, в профессии, внутри одной взятой семьи. Это очень многогранное понятие.

Алла, вы являетесь воплощением сильной, независимой женщины. При этом ваша история успеха — это еще и результат сильного характера…

— Безусловно. Как говорят, характер — это судьба. Я в этом уверена. За 43 года своего педагогического стажа я видела огромное количество людей, талант которых был погребен за вялым, не системным, не напористым, не целеустремленным характером.

Кадр из фильма «Чужие деньги». Режиссер Игорь Твердохлебов.
Кадр из фильма «Чужие деньги». Режиссер Игорь Твердохлебов.

А можно ли характер воспитать в течение жизни, или это то, что дано на генетическом уровне?

— Это то, что мы воспитываем в себе сами. На характер влияет всё — и родители, и учителя, и друзья, и среда, в которой живет человек. С ранних лет я жила в семье потомков Константина Сомова, прошедших ГУЛАГ, которые мне, совсем еще юной, об этом рассказывали. Поэтому какие-то вещи с раннего детства были мною уяснены. Я приняла тот свод правил, который был передан мне в этой семье. По выходным мы выезжали в Петергоф, Павловск и Пушкин, где обсуждали прочитанные книги.

А кто еще вам помог «выковать» характер?

— Это прежде всего мой муж Роман Ефимович Козак, Алла Борисовна Покровская, Олег Николаевич Ефремов.

Вы сразу видите, кто из ваших учеников обладает таким характером?

— Перед моими глазами прошло огромное количество разных судеб. Это самый мощный учебник, который мне предоставила жизнь. За те четыре года, что мы учим студентов в театральном институте, происходит их становление и развитие. Они могут «прыгнуть» вверх только на четвертом курсе, а может случиться, что все начальные курсы студент ходит в лидерах, а потом вдруг происходит ломка, он отстает и уже не в состоянии подняться. Я всегда помогаю своим ученикам — и тем, кого жизнь «ломает», и тем, кому она предоставляет шансы. Педагог и режиссер должен быть еще и психотерапевтом. В нашей профессии в обязательном порядке требуются знания психологии человека. Я постоянно этому обучаюсь. Свои первые преподавательские шаги сделала, когда мне был 21 год. Тогда пришлось преодолевать и свою неуверенность, и сомнения.

Неужели вы были неуверенной?

— Неуверенность была мне свойственна всегда, я просто научилась с ней работать.

Сложнее ли вам сегодня находить новых друзей, с кем бы вы были на «одной волне»?

— Среди моих друзей, к сожалению, практически уже не осталось ровесников. Возникает стойкое ощущение, что люди 60+ сегодня всё меньше общаются между собой. С чем это связано — сложно сказать, но такая тенденция наблюдается. Я всегда тянулась к личностям. Все мои прекрасные друзья, общение с которыми ценила, уже ушли в мир иной. Среди них актриса театра и кино, режиссер, педагог школы-студии МХАТ, профессор Алла Борисовна Покровская, которая была старше меня на 20 лет. Для меня было принципиально важным иметь таких людей в своем окружении. Сейчас круг моего общения составляют люди намного моложе меня, и это тоже интересно, это дает энергию.

Были ли у вас периоды безвременья, остановки? И с чем они были связаны?

— Конечно! Иногда это были намеренные остановки, иногда складывалось так, что остановиться было просто необходимо. Случались перерывы и на месяц, и на год. Это то время, когда я ничего не ставлю и занимаюсь самообразованием. В вынужденную остановку пандемии у меня не было перерывов, продолжала преподавать студентам по зуму. Мне было комфортно, три месяца я вообще не выходила из дома: просмотрела огромное количество фильмов, прочла массу новых книг, прослушала прекрасную музыку.

Поставили ли вы для себя какой-то рубеж ухода с большой сцены?

— Такого рубежа не может быть. Когда превращусь в старуху, всё равно буду востребована. Пластика, движение — безвременны. Мне интересно всё! И прежде всего сама жизнь в ее огромном спектре. Даже если перестаешь работать, продолжаешь жить. Жизнь прекрасна тем, что в ней есть и путешествия, и общение с друзьями, и отдых на природе, и возможность прийти на репетицию, и отпраздновать свою премьеру.

Последнее время зрители часто видят вас в киносериалах, в центре которых — сильные, неординарные женщины. Легко ли вам перевоплощаться в близких по духу киногероинь, таких как, например, Рута Майерс из сериала «Балет»?

—Я и тот персонаж, который был на экране, — совершенно разные люди. Перевоплощение в мою героиню было непростым, потому что нужно было многое в себе поменять. У нее была другая харизма, «температура», жесты, темпоритм. Органично сыграть героиню удалось не только за счет актерского мастерства, но и благодаря прекрасному режиссеру Евгению Сангаджиеву. Если бы он захотел увидеть во мне другой персонаж, то мы бы сделали всё по-другому. Но Евгений увидел мой персонаж именно таким. Он специально пригласил меня на эту роль, потому что ему были нужны те личностные качества, которые я могла привнести в роль. Огромная его заслуга в том, что он смог помочь «выстроить» такого человека.

Скоро в онлайн-кинотеатрах Иви и Start выходит фильм «Чужие деньги» Игоря Твердохлебова, где вы сыграли маму главного героя, гениального обнальщика Алексея Воронова в исполнении Максима Матвеева. Какие творческие задачи перед вами стояли и как вы их решали?

— Моя героиня Ольга попала в страшнейшую ситуацию, переживала тяжелейшие жизненные эпизоды. Передо мной стояла масса мелких, сиюсекундных задач, которые нужно было воплотить. Во всех кинопремьерах я играю экстраординарных женщин. Это и сериал «Чужие деньги» Игоря Твердохлебова, и криминальная лента «Жар» Артема Аксененко, и новый сериал Даши Мороз пока без конкретного названия, и драма «Самая умная улица в мире» Ивана Вдовина, в которой я сыграла жену основателя новосибирского Академгородка Михаила Лаврентьева. Как режиссер прекрасно понимаю, что обладаю определенными данными, которые постановщики могут взять на вооружение. У меня бешеный темперамент, который довольно редко встречается в моем возрасте.

Вы «родом» из классического балета. Что сегодня с ним происходит? В какую сторону он может трансформироваться?

— Классический балет неизменен. Сегодня он собирает намного больше публики, чем современная хореография. Есть неоклассика, есть современные модерн-спектакли с огромным количеством придуманных техник и технологий. Однако во всем мире сейчас тенденция общего молчания — нет крупных хореографов, которые открыли бы новую страницу в истории балета. Природа не может все время рождать гениев. Сейчас идет момент накопления и бурления. Потом произойдет взрыв и обязательно появится какая-нибудь новая Пина Бауш или Бежар. Ждем!

Какие у вас планы на летний сезон?

— Он будет насыщенным — впереди закрытие сезона и подготовка к новому. В июне поплыву на корабле Volga Dream из Петербурга в Москву с остановками в Кижах, Рыбинске и других городах, где буду читать лекции о театре. Также буду участвовать в закрытии «Золотой маски», которая пройдет в Казани 26 июня.

Алла, в каком периоде жизни вы сейчас находитесь?

— В счастливом.

Беседовала Анна Пясецкая

Фото: Тата Земскова

Источник: https://uam.ru/paper/poputchik/alla-sigalova/