Найти в Дзене

Психологический разбор фильма "Гадкая сестра"

Фильм «Гадкая сестра» называют боди-хоррором. Главная героиня ради того, чтобы выйти замуж за принца, пытается изменить свое тело и стать супер привлекательной девушкой. Но это сказка. А сказка всегда скрывает за простыми, часто бытовыми вещами, символический мир внутренних процессов человеческой души. Фильм «Гадкая сестра» не просто о предательстве тела, он о чём-то более глубоком... Фильм "Гадкая сестра" 2025, режиссер: Эмили Блихфельдт Эльвира, главная героиня фильма, влюблена в принца. Эта влюбленность совершенно фантазийная. Это сплошная идеализация. Ведь девушка совершенно не знает принца и не пытается его узнать. При этом она готова на великие жертвы, чтобы быть с ним. Почему так? Эльвира выросла с холодной матерью, не получив от неё безусловной любви. Чтобы выжить в этом холодном мире отсутствия заботы и нежности, ей пришлось идеализировать мать, а самой согласиться стать плохой. Ребёнку легче признать себя ужасным, нежели увидеть уродство своей матери. Тоска по недополучен
Оглавление
 Фильм "Гадкая сестра"
Фильм "Гадкая сестра"

Фильм «Гадкая сестра» называют боди-хоррором. Главная героиня ради того, чтобы выйти замуж за принца, пытается изменить свое тело и стать супер привлекательной девушкой. Но это сказка. А сказка всегда скрывает за простыми, часто бытовыми вещами, символический мир внутренних процессов человеческой души. Фильм «Гадкая сестра» не просто о предательстве тела, он о чём-то более глубоком...

Фильм "Гадкая сестра" 2025, режиссер: Эмили Блихфельдт

Влюбленность Эльвиры

Эльвира, главная героиня фильма, влюблена в принца. Эта влюбленность совершенно фантазийная. Это сплошная идеализация. Ведь девушка совершенно не знает принца и не пытается его узнать. При этом она готова на великие жертвы, чтобы быть с ним. Почему так?

Эльвира выросла с холодной матерью, не получив от неё безусловной любви. Чтобы выжить в этом холодном мире отсутствия заботы и нежности, ей пришлось идеализировать мать, а самой согласиться стать плохой. Ребёнку легче признать себя ужасным, нежели увидеть уродство своей матери. Тоска по недополученной любви никуда не девается, не растворяется по мере взросления. Эта тоска реализуется в мечту о прекрасном принце, который придёт и наполнит жизнь любовью.

Кадр из фильма "Гадкая сестра" 2025
Кадр из фильма "Гадкая сестра" 2025

Мечты о любви становятся необходимостью реализации детских желаний о заботе и нежности матери. Принц идеализируется Эльвирой, на этот образ проецируется надежда на безусловную материнскую любовь. Поэтому главная героиня готова жертвовать ради такой любви всем, что у неё есть. Она научилась этому в детстве, идеализируя свою мать. Став послушной дочкой, она потеряла связь с реальностью, но сохранила надежду на получение любви. В любви к принцу нет желания узнать его, нет сексуальности и стремления к партнёрству. В этой любви только детская жажда обладания тем, кто обязательно полюбит и даст то, чего так не хватало ей всю её жизнь. Это бессознательная мечта об иллюзорной любящей матери, которая придёт и заберёт её, оторвёт от её настоящей жестокой матери.

Красота и уродство Эльвиры

В фильме мы видим Эльвиру как вполне симпатичную девушку. Но ее выражение лица придает девушке какую-то непривлекательную странность. Она как будто заколдована. Так и есть! Она заколдована своей матерью. Первое зеркало для девочки — это глаза родной матери. В них она видит своё первое отражение. В любящих глазах отражаются обожание, нежность, восхищение, любовь... В равнодушных — брезгливость, отвращение, ненависть... Этот взгляд отпечатывается в душе ребенка, поселяет в ней уверенность в своей красоте или уродстве.

Кадр из фильма "Гадкая сестра" 2025
Кадр из фильма "Гадкая сестра" 2025

Если этот взгляд неизменен, девочка постепенно начинает смотреть на себя так же. Волшебство или колдовство случилось! Постепенно взгляд подкрепляется словами, чувствами, действиями в отношении дочери. Взгляд матери превращается во взгляд целого мира. Вот мы видим танцующую Эльвиру. Она прекрасна в своей детской наивности и грации. Но учительница смотрит на неё глазами матери. Она видит в Эльвире что-то грубое и ужасное. И это не только про внешность. Ребенок может чувствовать себя глупым, никчемным, неуклюжим, в общем, гадким. Возникает желание улучшить себя, сделать прекрасной с точки зрения взгляда матери.

Преображение как отказ от себя

Эльвира по совету матери соглашается на операцию по изменению формы своего носа. Нос символизирует гордость человека и его индивидуальность. Эльвира соглашается символически отказаться от себя как уникальной личности. Это не только про внешность. Ребёнок, который рассматривается матерью как средство, становится таким, каким он нужен матери. Он теряет связь со своими индивидуальными особенностями. Свои таланты и способности, а значит, и свою индивидуальную судьбу он отдаёт на использование своей матери. Не зря во время этой жестокой операции сестра Эльвиры в шоке, а мать просто счастлива и искренне улыбается. Теперь Эльвира для матери есть то, чем можно распоряжаться по своему усмотрению.

Кадр из фильма "Гадкая сестра" 2025
Кадр из фильма "Гадкая сестра" 2025

Следующий этап преображения Эльвиры — это изменение ее фигуры. Одежда как метафора внешних требований моды диктует наличие определенных параметров. Яйцо ленточного червя становится волшебным средством, призванное сделать фигуру Эльвиры идеальной.

Эльвира постоянно ест что-то сладкое. Это очень символично. Младенец вместе со сладким молоком матери получает нежность, ласку, заботу, а главное, безопасность. Сладость пищи становится связанной со сладостью жизни. Сладкая еда — это суррогат материнского молока, желание хоть как-то создать для себя состояние безопасности и заботы во взрослой жизни. Наличие физической полноты становится защитой от страшного мира.

Проблема решается просто, нужно поместить внутрь себя что-то пожирающее. Это как искушение. Проглотить яйцо червя есть символический отказ от своего тела как чувствующего органа. Эльвира отказывается от себя, она больше не доверяет своим чувственным переживаниям, своей интуиции. Пожирающая мать поселяется внутри её, лишая девушку возможности ощущать как внешний, так и свой внутренний мир.

И, наконец, Эльвире пришивают ресницы как символ искусственной сексуальности. Её взгляд теперь другой. Он создан соблазнять тех, кто нужен ее матери. Теперь Эльвира красива, но психологически мертва. Не зря она теряет свои волосы — символ естественной женской силы и привлекательности.

Кадр из фильма "Гадкая сестра" 2025
Кадр из фильма "Гадкая сестра" 2025

Разочарование как исцеление

Несмотря на все манипуляции, реальность всё равно рано или поздно врывается в искусственную жизнь главной героини. Символично, когда на балу принц выбирает не Эльвиру, а Агнес, её тело изрыгает яйца червя. Реальность отрезвляет. Но Эльвира столько потратила сил, что уже не способна остановиться. Столько усилий, а туфелька мала!

Туфелька — это символ и женской сексуальности, и женского семейного счастья. А ещё это символ принадлежности к определённому сословию. Символ того, что дано от рождения и что невозможно изменить. Не подходит, значит, не твоё, чужое! Но Эльвира уже не понимает этого. Она готова отрубить часть своей ступни. Потерять устойчивость, но главное, отказаться от своего жизненного пути, своего призвания, забрать чужое, которое Эльвире совсем не нужно.

Кадр из фильма "Гадкая сестра" 2025
Кадр из фильма "Гадкая сестра" 2025

Эльвиру ждёт жуткое разочарование. Но разочарование всегда целительно. Спадают чары, колдовство рассеивается, происходит соприкосновение с реальностью. Её сестра, которая символизирует разум, помогает Эльвире избавиться от червя (внешних убивающих предписаний), и они покидают замок.

Они отделяются (сепарируются) от матери. Сестры садятся на лошадь (символ эго) и покидают мать. Мать наконец-то отпускает дочерей, закрывает дверь своей спальни. У неё теперь есть свой интерес.

Агнес

Агнес красивая и знает это, но ее красота мертвая. Она снисходительна к Эльвире, когда та приезжает в замок. Агнес чувствует своё превосходство и всемогущество. У неё всё прекрасно и грандиозно. Печаль о смерти отца величественна и, конечно, не может сравниться с печалью Эльвиры. Она — "фон" и еще много слов в ее имени и родословной.

Кадр из фильма "Гадкая сестра" 2025
Кадр из фильма "Гадкая сестра" 2025

Если Эльвира выжила со своей холодной матерью, то Агнес полностью себя умертвила. Она рациональная, циничная и целеустремлённая. Эльвира искренне влюблена в принца, а Агнес он нужен как средство для безбедной жизни.

Агнес — это отражение образа матери Эльвиры. В связи с этим у Эльвиры не было никакой возможности успешно соперничать и победить свою сводную сестру. Нельзя победить мать, если ты слита с матерью и являешься ее частью.

Мертвый отец

Нужно обратить внимание на то, что в замке нет отцовской фигуры. Отец Агнес в начале фильма слаб и беден, то есть символически он не может выполнять свои отцовские функции. На семейном ужине он кидает в Эльвиру кусок торта, и все смеются. Этот старый аристократ не является фигурой, которая устанавливает в замке (символически в семье) законы и правила. Он женится на матери Эльвиры ради денег, то есть не обладает богатством и силой. Закономерно, что он умирает. Устанавливается беззаконие.

Кадр из фильма "Гадкая сестра" 2025
Кадр из фильма "Гадкая сестра" 2025

В замке, где мертвый отец находится во власти червей, жизнь останавливается. Мёртвый отец не может отделить дочерей от матери. Девочки полностью во власти матери. Выбора нет. Можно или подчиниться как Эльвира, или уподобиться мачехе как Агнес. Агнес обретает принца, чтобы избавиться от материнской власти, но лишается любви. Конюх навсегда изгнан из жизни Агнес. Принц есть просто средство для материального богатства и статуса. И только Альма пытается найти свой путь, иметь свое мнение, жить своей жизнью, отказываясь от традиционных представлений о женственности.

Другие статьи о фильмах:

Психологический разбор фильмов | Психолог Лариса Пугачева | Дзен