Найти в Дзене
Гаврилины сказы

ПИЯЛА: ЗАПИСКИ СВЯЩЕННИКА

Путешествуя вдоль реки Онеги, путник не сможет проехать мимо деревни Пияла, живописно расположившейся на пологом речном берегу. Его внимание привлечет огромная шатровая церковь Вознесения Господня, построенная в 1654 году, и видная издалека, поскольку высота ее составляет ни много, ни мало 45 метров. Рядом расположилась небольшая колоколенка 1700 -го года постройки. В старые времена в Пияле располагался так называемый "тройник" - комплекс храмовых построек, состоявший из шатрового летнего храма, кубоватой зимней церкви и собственно колокольни. Он славился на всю округу своим иконостасом, созданным, видимо, при участии соловецкой иконописной артели. Увы, зимний храм сгорел от удара молнии в конце 1960-х. Согласно запискам священника Александра Боголепова, вышедшим в свет в "Архангельских епархиальных ведомостях" в 1907 году, в первое десятилетие ХХ века Пияла являлась центром весьма населенного прихода: храмовый комплекс объединял порядка 1800 жителей окрестных деревень. Читая эти запи

Путешествуя вдоль реки Онеги, путник не сможет проехать мимо деревни Пияла, живописно расположившейся на пологом речном берегу. Его внимание привлечет огромная шатровая церковь Вознесения Господня, построенная в 1654 году, и видная издалека, поскольку высота ее составляет ни много, ни мало 45 метров. Рядом расположилась небольшая колоколенка 1700 -го года постройки.

В старые времена в Пияле располагался так называемый "тройник" - комплекс храмовых построек, состоявший из шатрового летнего храма, кубоватой зимней церкви и собственно колокольни. Он славился на всю округу своим иконостасом, созданным, видимо, при участии соловецкой иконописной артели. Увы, зимний храм сгорел от удара молнии в конце 1960-х.

Пияльский "тройник". фотос сайта sobory.ru
Пияльский "тройник". фотос сайта sobory.ru

Согласно запискам священника Александра Боголепова, вышедшим в свет в "Архангельских епархиальных ведомостях" в 1907 году, в первое десятилетие ХХ века Пияла являлась центром весьма населенного прихода: храмовый комплекс объединял порядка 1800 жителей окрестных деревень. Читая эти записки, диву даешься. С одной стороны святой отец восторгается богомольными трудолюбцами, обитающими в окрестностях Пиялы, с другой - сетует на то, что народ здесь хоть и перенял городскую моду, однако же живет в нужде, несмотря на то, что с утра до ночи занимается земледелием. "Бедные! Изо всех сил бьются они с земелькой; пот и слезы знакомы им, зато у деток коровушка с молочком и овечка с шерстью... Нрава жители смирного, большие драки в редкость. Стол большею частью вегетарианский. Хлеб, щи крупяные - с капустой, с картофелью, грибовница, рыжики, волнухи, горох, брюква, репа, редька, квас.
Конечно, не без рыбы живет Пияльский житель. Ловят в реке и на озерах; щуки, лещи, окуни, язи, караси, налимы —попадают
в порядочном количестве"
.

Фото автора.
Фото автора.

При советской власти экономика региона существовала за счет лесодобычи и деревообработки, поскольку окрестности Пиялы богаты лесом. Сельское хозяйство тоже развивалось в рамках механизации. Увы, после распада союза население в этом краю серьезно уменьшилось. Сейчас в Чекуевском сельском поселении, в состав которого помимо прочих входит и Пияла, проживает порядка полутора тысяч человек, а в самой деревне - человек пятьдесят осталось. На память о былом великолепии до недавнего времени на краю заросшего бурьяном поля ржавел старый трактор.
Именно в Пияле был записан интересный свадебный ритуал, о котором я расскажу в ближайшее время.

#пияла #онега #храм #история #русскийсевер