Прежде чем строить новую столицу с «окнами на запад», Пётр I потренировался на юге Российской империи. Здесь он не только основал город на морском берегу, но и отработал технологии создания искусственной суши, которые потом использовал для Санкт-Петербурга.
О масштабной стройке, которая в 2000-х годах началась на насыпной территории в западной части Васильевского острова, знают не только петербуржцы, но и многие россияне за пределами Северной столицы. Некоторые помнят из школьных учебников, что вся история Санкт-Петербурга-Ленинграда сопровождалась постоянным расширением города в сторону моря.
Однако реальные масштабы этого отвоевания земли у залива мало кто себе представляет. А ведь только в течение XX века город таким образом прирос более чем на 3 тысячи га — это около 2% всей территории Петербурга. И это без учета многочисленных предыдущих намывов, старт которым дал Пётр.
Но это не первый город у моря, который основал царь, создав рукотворную сушу: сначала он «прорубил окно» на юге страны.
Первый искусственный остров в России
«Около полудня Его Величество прислал за генералиссимусом, мною и другими, дабы ехать с ним по воде и обозреть место для постройки города и гавани в Таган-роге, на крымской стороне», — записал 26 июля 1696 года в своем дневнике генерал и контр-адмирал Патрик-Леопольд Гордон, находившийся на российской службе.
Именно на оконечности мыса Таган-рог (который с тюркского языка переводится как «Приметный мыс») буквально через пару дней после победы во втором Азовском походе Пётр решил строить свой первый морской город-крепость. Место для него царь выбирал вместе с генералом Гордоном и воеводой, первым русским генералиссимусом Алексеем Шеиным — оба они руководили осадой турецкой крепости Азов.
Сначала новый город хотели назвать Троицк на Таган-роге, так как 1 сентября 1699 года, в знак старта стройки, здесь было освящено место закладки церкви во имя Святой Троицы. Но потом название сократилось до привычного нам Таганрога.
По соседству с главной Троицкой крепостью в акватории Азовского моря построили несколько крепостей поменьше. Причём одну из них — на искусственном острове под названием Черепаха. Островок насыпали специально для этих целей.
К 1711 году гавань была полностью готова и вооружена. Однако к тому времени Пётр охладел к этому проекту, в последний раз он инспектировал стройку в 1709-ом году. Царь уже был поглощен новой идеей: создать столицу на западе страны, посреди болот, на берегу Финского залива.
Как намывы формировали ландшафт Петербурга
С самого начала строительства Санкт-Петербурга стало понятно, что нужно укреплять болотистые почвы в районе будущей столицы и подсыпать пологие берега, которые постоянно заливает из-за нагонных наводнений — тех, которые нагоняются сильным ветром с моря.
Скажем, Заячий остров, с которого и началась застройка Петербурга, вырос на сотню метров в ширину и на два-три метра в высоту. На рукотворном островке к югу от острова Котлин в 1703 году Пётр I начал строить форт Кроншлот.
Уже после смерти императора нарастили юго-западную часть Котлина, сейчас здесь Петровский парк. Не увидел Пётр и начавшегося при его жизни расширения Летнего сада. Сначала, в 1725 году, немного сузили Неву, чтобы построить в Летнем саду «Залу для славных торжествований» для свадьбы старшей дочери Петра Анны с герцогом Голштинским. А в 1763-1767 годах увеличили территорию сада еще на 50 м, отодвинув берег реки.
В 1804-1810 годах наступление на Неву продолжили, нарастив Стрелку Васильевского Острова. В конце XIX века, в ходе строительства постоянного Троицкого моста, подсыпали и спрямили участок набережной, получившей название Петровской.
Можно долго перечислять многочисленные петербургские намывы. «Краеведный сборник» Ленинграда за 1928 год сообщает, что за 200 лет существования сухопутная площадь города увеличилась на 600 га. Учитывая, что общая площадь ленинградской суши на тот момент составляла всего 9 тыс. га, рост превысил 7%.
Задачи у такого изменения ландшафта были разные: на ранних этапах становления города — защитные: столицу нужно было оградить от возможных военных атак и постоянных наводнений. Позже добавились эстетические цели: спрямить береговую линию или, наоборот, создать эффектную стрелку, подсыпать набережную, чтобы разместить на ней задуманный архитектурный ансамбль.
В советские годы власти Ленинграда взялись расширять город с утроенной энергией. Причем главной задачей стало увеличение площади, пригодной для застройки.
На карте из Историко-географического атласа Ленинграда за 1981 год отчетливо показано, что практически все прибрежные территории города, а также значительная часть площади в его историческом центре как минимум сильно приподняты над исходным уровнем. А многие участки полностью созданы человеком.
Продолжение следует
В каждом новом советском генплане говорилось о том, какие еще намывные территории будут созданы и застроены. Скажем, Генплан Ленинграда за 1972 год предполагал увеличение площади города с 27 тысяч до 52,7 тысяч га, в том числе с помощью насыпных участков.
Наиболее ярко эти территориальные изменения видны на примере Василеостровского района.
Если взглянуть на карты XIX века, то видно, что между Васильевским и Петровским островами есть еще с десяток островов. Это группа Вольных островов, а также Голодай, Золотой, Гоноропуло, Жадимировского, Кашеварова и еще несколько мелких безымянных. В XX веке пространство между ними постепенно засыпают, они последовательно присоединяются к огромному Голодаю и в 1960-х окончательно сливаются в единый остров Декабристов.
С западной и северо-западной сторон Васильевский остров за это время тоже ощутимо подрос. Если в XVIII-XIX веках на его западной оконечности мы видим Галерную гавань, то к излёту XX века она довольно глубоко отодвинута от берега, а вдоль залива появилась протяжённая и широкая Морская набережная.
В нынешнем столетии город отвоевал у моря еще 333 гектара. А всего проект «Морской фасад», который с 2006 года реализуется на Васильевском острове, предусматривает создание здесь рукотворной суши площадью 476 га.
Новые территории Васильевского острова, возможно, не последний проект намыва в городе. Еще с советских времен рассматриваются идеи увеличения площади Курортного района города близ Сестрорецка. Тесно в нынешних границах морскому торговому порту. Возможно расширение берега на юго-западе, в направлении Петергофа.
Петербург растёт и нуждается в новых территориях для комфортной жизни.
Источники фото: rusneb.ru, prlib.ru, spbstarosti.ru, petro-barocco.ru, etomesto.ru, kupsilla.ru, Яндекс.Карты