Лёгкое чтение с горьким осадком. Итак, начало 90-х...
Это были те годы, когда о дизайнах сада заговорили новые русские. Светлана была из них. Ей тоже нужен дизайн и шен-шуй (да-да, я не описАлась, именно так и звучало из её уст вместо фен - шен) в палисаднике перед домом, который достался по наследству от троюродной бабки.
Весной она наняла мужиков, чтобы те искоренили всё, что росло у "древнего" человека и оставили чистый пар.
А, что росло у бабки!? То же, что у всех бабок - чертополох, хре-н (ни что иное, как растение) и невесть кто знает, что ещё за бурьян.
Сделали мужики своё дело и были вознаграждены горючим и горячим шашлыком.
Шашлыки и были, собственно говоря, бизнесом Светланы, надо добавить - и её мужа (Подкаблучника). Почему Подкаблучник с большой буквы!? Очень крупный и высокий у Светланы был муж.
Бизнесом управляла Светлана, всем остальным и всеми тоже она.
Ничего не стоило ей заняться и дизайном палисадника. Мода на розы пошла как раз у богатеньких буратино... Ей тоже, решила, надо.
По шен-шую посадила* их вдоль забора из сетки-рабицы с соседкой - бабкой Ивановной (все, кто старше пятидесяти, у Светланы - "бабки"). Так вот, Мария Ивановна, значит, ещё не на пенсии, но для тридцатилетней Светланы - бабка.
Посадила* - пояснить надо. Сажала не Светка, а муж. Светка показывала, где ямку копать, куда какую розу сажать. Муж не перечил "дизайнерскому" плану жены.
К началу лета выяснилось, что у Марии Ивановны в палисаднике растут мальвы, золотые шары, цинии, бархатцы, ромашка, космея, прочая дребедень (по Светланкиным понятиям).
Мальвы вымахали под два метра, за ними потянулись шары - те, что золотые. И всякая "дребедень" тоже не отставала в росте.
И, что же розам Светланы-то делать? С утра солнца не видят из-за "бабкиных" длинномеров, днём из-за дома холодок, и только на заходе солнце поворачивается лицом к розам. Часик-два и зашло оно за горизонт.
Решила Светлана действовать.
Бабке Ивановне указ дала: убрать цветы, которые и цветами назвать у неё язык не поворачивается, чтобы солнце розы с утра видели.
И срок дала - два дня.
А иначе...
Зашугала Ивановну, в общем. Рядом ещё и Подкаблучник поддакивал... Суровый же с виду детина. Да! Детина. Для "бабки" пятидесятилетней тридцатилетний - дитя. А, учитывая, размеры того - детина.
И хоть росли высокие цветы не у самой межи, а два метра от неё, всё-таки не стала связываться "бабка" с молодёжью. Срезала мальвы до земли, золотые шары тесно связала в снопы... И куст смородины переполовинила.
Но розы так и не показали себя во всей красе ни тем летом, ни осенью.
Лишь через год заработал Светкин шеншуй - кусты роз разрослись, а один вымахал выше мальв и "полез" по опоре на дом - красота несусветная - мало у кого такая плетистая красота по фасаду дома плелась.
У Ивановны по задней стенке туалетного строения тоже плетистое растение цвело - паутелька. Как правильно оно называлось "бабка" не знала. А, что с неё взять, она "бабка" - неграмотная была - ботаника ей неведома.
С каждым годом Светлана становилась круче. Сначала у неё появился полароид. Светлана около прекрасных роз позировала, а снимал муж.
Потом появился радиотелефон. И это тоже зафиксировал полароид. Светлана позировала около роз, решая по радиотелефону важные моменты ИДэ (индивидуальной деятельности). А снимал её в это время всё тот же муж (объелся груш шашлыков).
Потом у Светланы появилась тачка (не садовая, естественно - садовая у неё появилась ещё при социализме) и личный водила (имя сущ.), с которым Светлана водила (здесь, водила - глагол), скажем так, дружбу. Пока она с водителем занималась... бизнесом, муж (носец рого - читать справа налево) окучивал розы, опрыскивал их бордосской смесью и вносил органику, которую привозил на садовой тачке с компостной кучи от соседа слева (хоть здесь мужчина ходил налево).
А ещё он зачем-то, не спрашивая жену, а, значит, не по шен-шую, посадил дерево прямо в центре палисадника. И ладно бы - какое-нибудь модное - например, тую, но он посадил грушу. Эх, муж! Ну, так и просится сказать, чего объелся)
А на маленьком клочке земли в огороде взял и высадил рассаду помидор. Не иначе кетчупа собственного приготовления захотел к шашлыкам. Глупый, он и не знал, что вскоре его ждут крутые (такие же как и его жена) изменения в жизни.
Светлана с водителем так раскрутились, что ей было уже не до палисадника - ни до туи, ни до груши, ни до помидор, ни до мужа)
А муж, видя, как и чем занимается жена, вошёл в её положение и подал на развод.
Светка оставила мужу домишко, напомню - доставшееся ей в наследство от троюродной столетней бабки. Остальные плюшки (бизнес, авто, квартира в городе - да-да, у них была совместная жилплощадь в городе) - Светлане.
Подкаблучнику вместе с домишком достался дизайнерский (от жены) палисадник с розами вдоль межи от Марии Ивановны. Остальная площадь была под ландышами и хостами, а посредине подрастала груша.
По осени Детина (он же уже не Под-к) собрал целое ведро груш.
Выследил, когда Мария Ивановна вышла во двор, позвал её. Та подошла, волнуясь, что же ещё ей надо убрать от межи - золотарник что ли...
А он протянул ей через сетку-рабицу ведро с грушами, сказав: "Не держите обиду на меня, простите за прошлое, я хочу дружно жить с соседями. И мне совсем не мешают ваши высокие цветы, сажайте, что хотите и, где хотите..."
Прошло лет десять. Детина (Борис его звали) так и жил один. Работал на заводе, дома в огородике овощи растил. С Марией Ивановной опытом своим делился и сам перенимал у неё кое-что. Например, так же, как у неё, посадил плетущуюся паутельку за туалетным домиком. Рассыпал по палисаднику семена простой "дребедени" - астры, цинии, львиный зев. Сирень посадил - взял поросль у Ивановны...
Каждую осень дерево груши давало столько плодов, что он уже не только щедро угощал соседку, но и носил на рынок для продажи. Помидоры и огурчики, синенькие и перец, редис и зелень выходили у него такими, как на подбор - лёгкая рука у мужика оказывается...
А, что же розы - пять прекрасных кустов, которые при Светлане посажены!?
Борис их растил и берёг - подкармливал, гонял вредителей, укутывал на зиму... Они обильно цвели все те годы...
Чуть за сорок было Борису, когда на профосмотре выявили нехорошее, коварное, на букву "р" начинается. Весной выявили, когда посадил-посеял, а осенью убирать урожай было уже некому... В тот год впервые и розы не подготовил никто в зиму. И груши под деревом остались лежать...
В наследство вступила Светлана. Других наследников у Бориса не оказалось. Но ни домом, ни участком она не занималась. Сдала квартирантам... Они тоже не занимались участком - оно им надо, молодёжи!? Год-два поквартировались - съехали... Дом пустовал...
Палисадник превратился в непролазные заросли, а, некогда прекрасные розы одичали. Однажды они дали первые плоды шиповника. С каждым годом шиповника становилось больше. Его никто не срывал, так и краснели ягоды до самых морозов.
Прошло несколько лет... В тёплый октябрьский денёк накануне Покрова на подворье объявилась Светлана. От той пышущей здоровьем молодой женщины - дизайнера собственного палисадника, не осталось ровно ничего - Светлана болела и медленно уходила...
Подошла Светлана к своим любимым розам, превратившимся в шиповник... Стала рвать ягоды в баночку...
Этот момент увидел Шарик - Марии Ивановны пёсик, загавкал... На его гав из дома вышла хозяйка. Светлана, обратившись к ней по имени-отчеству, попросила подойти к ней.
Мария Ивановна подошла, поздоровалась... Светлана протянула ей шиповник:
- Вот, и свиделись последний раз... Возьмите плоды, чай заварите... Бориса добрым словом вспомните... Мы ведь с ним из простых людей, но в те годы нам казалось, что схватили удачу за хвост - быстро обогатились, и не думали о том, что не всё в наших руках, что нужно считаться и с теми, кто беднее, слабее, старше... Понимание приходит с годами, и особо тогда, когда настаёт время не сажать розы и наслаждаться их ароматом и красотой... На это сил нет и времени уже... Остаётся только пожинать плоды своей прожитой жизни..."
Мария Ивановна соглашаясь со сказанным, кивала головой. Ей было жаль Свету - такую молодую ещё женщину - ей не было и пятидесяти.
- Мария Ивановна, - снова обратилась Света к соседке, - приходите и оборвите весь шиповник с кустиков. И на следующий год приходите и рвите. Всегда приходите, пока здесь будут эти кустарники...
Так и сделала Марья Ивановна - нарвала трёхлитровый баллон шиповника. На целую зиму хватило чай заваривать...
...А на следующую осень в наследство вступили молодая родня Светланы - племянник с женой.
Едва получив бумагу у нотариуса, сразу же загнали трактор во двор - выкорчевали кустарники прямо с краснеющими ягодами, грушу, сирень... Поставили двухметровый забор, завезли в палисадник чернозём, посеяли газонную траву и посадили туи (три туи). В разговоры с "бабкой" не вступали...
Теперь Мария Ивановна только раз-два за лето слышит, как работает триммер - стрижёт газонную травку молодой новоиспечённый сосед...
Мораль сего рассказа какова!? А, какая разница... Молодёжь живёт по своим правилам до тех пор, пока не приходит время "собирать шиповник камни")
Благодарю ВАС, мои читатели, за внимание и время, которое уделяете на прочтение моих литературных "произведений". ПИШУ В СТОЛ - Елена