История Благовещенской церкви тесно переплетена с историей ее использования в советский период и последующим возвращением к религиозной жизни. Богослужения в этом священном месте не прекращались вплоть до насильственного закрытия храма в 1933 году, что стало печальным событием для верующих. После закрытия здание было разделено на части и использовалось в светских целях. Первый этаж храма был передан под нужды Музея городской скульптуры практически сразу же после конфискации, став, таким образом, неожиданным хранилищем произведений искусства вместо традиционных святынь. Второй этаж некоторое время оставался поделенным на отдельные помещения, пока в 1948-1949 годах не был полностью занят музеем.
После проведения необходимых ремонтных работ, 15 мая 1950 года, церковь, лишенная своего сакрального предназначения, приняла посетителей уже в качестве выставочного зала, экспонируя произведения мемориального искусства XVIII - начала XX веков. Ситуация изменилась кардинально в январе 2021 года, когда после длительных и, вероятно, сложных переговоров, верхний Александро-Невский храм был возвращен Александро-Невской Лавре. Это событие стало значительным шагом на пути к восстановлению исторической справедливости и возвращению религиозной функции части здания. Музей, уже долгие десятилетия хранивший бесценные экспонаты мемориального искусства, был вынужден освободить помещения верхнего храма, перемещая свои коллекции в другие пространства. Процесс возвращения церковного имущества продолжился, и в 2023 году Смольный передал Лавре и нижний храм, полностью завершив процесс реституции.
В результате, сегодня в Благовещенской церкви вновь регулярно проводятся богослужения, что символизирует триумфальное возвращение веры и духовности в эти исторически значимые стены. Однако, переходный период не обошелся без определённых сложностей. В настоящее время церковь и музей некоторое время сосуществуют на территории обители, что требует тщательной организации пространства и взаимодействия между двумя учреждениями с совершенно разными целями. Для решения вопросов, связанных с музейными экспонатами, было принято решение о создании нового филиала музея – на Уткиной даче. Примерно тридцать экспонатов, не связанных с захоронениями в Благовещенской усыпальнице и в настоящее время экспонируемых в музее, перевезут в этот новый филиал.
Этот шаг призван минимизировать неудобства, связанные с совмещением музейной экспозиции и религиозных служб, обеспечивая сохранность культурного наследия и возвращение церкви к её изначальному предназначению. История Благовещенской церкви служит наглядным примером сложных взаимоотношений между государством, религией и культурным наследием в ХХ и XXI веках. В Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры завершается масштабная операция по возвращению исторических артефактов, временно размещавшихся там в целях сохранения от разрушительного воздействия внешней среды. Речь идёт о ценнейших элементах монументальной скульптуры и надгробий, собранных со многих мест Санкт-Петербурга — с других кладбищ, из разобранных храмов и усыпальниц, ещё до 1939 года.
Эти произведения искусства, представляющие собой уникальную коллекцию памятников разных эпох и стилей, никогда не были непосредственно связаны с захоронениями, находящимися в самой усыпальнице. Плиты и надгробия, принадлежащие погребённым в этом историческом месте, остаются нетронутыми, на своих исторических местах. Процесс возвращения экспонатов, начавшийся в марте текущего года, представляет собой сложную и кропотливую работу по аккуратной транспортировке и установке хрупких и ценных предметов. В один из весенних дней первые девять экспонатов уже были вывезены Музеем городской скульптуры.
Среди них - поистине впечатляющая коллекция произведений монументального искусства. Для специалистов и любителей истории перечислю эти артефакты: изящная мраморная фигура плакальщицы, выразительные мраморный бюсты А.Ф. Турчанинова и А.С. Попова (сохранившиеся фрагменты более крупных надгробий), величественное надгробие графа М.К. Скавронского, полное символизма мраморная фигура аллегории Веры — фрагмент надгробия П.И. Фаминцыной, фрагменты надгробия А.С. Шишмаревой, историческое надгробие А.К. Воронцовой, монументальное надгробие князя И.С. Абамелика, а также знаковый бюст великого полководца А.В. Суворова, вместе с его пьедесталом, ранее украшавший могилу полководца.
Каждый из этих предметов — это не просто камень или мрамор, это фрагмент истории, воплощение мастерства скульпторов прошлых веков, хранитель памяти о выдающихся личностях. Перемещение этих предметов — ответственная задача, требующая особой осторожности и специализированного оборудования. Цель — обеспечить безопасную транспортировку и сохранение экспонатов в неизменном виде. По информации из сетевых источников, полное завершение этой масштабной работы планируется к 1 июля 2025 года.
Напомним, в конце августа 2023 года Смольный передал Благовещенскую церковь Александро-Невской лавры Санкт-Петербургской епархии РПЦ, что стало важным этапом в истории этого исторического места. А в начале сентября того же года туда была перенесена и установлена на втором этаже рака с мощами Александра Невского из Государственного Эрмитажа. Таким образом, возвращение исторических артефактов — это не только восстановление исторической правды, но и важный шаг к сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга для будущих поколений.
А теперь осмотрим место упокоения великого полководца Александра Васильевича Суворова (1729-1800) .12 мая 1800 года в Нижней Благовещенской церкви Александро-Невской лавры состоялась торжественная похоронная церемония великого русского полководца. Это событие собрало огромное количество народа, который пришел отдать дань уважения выдающемуся военачальнику, прославившемуся своими блестящими победами и стратегическим гением. На его надгробной плите, выполненной из гранита, высечена лаконичная, но выразительная надпись: "Здесь лежит Суворов".
С течением времени могила Суворова стала местом паломничества не только для простых граждан, но и для военных, особенно во время Великой Отечественной войны. В этот период, когда на территории лавры функционировал военный госпиталь, могила была оформлена с особым вниманием и уважением. Сюда приходили солдаты, отправлявшиеся на фронт, чтобы почтить память великого полководца и черпать вдохновение из его жизненного пути.
На северной стене церкви была установлена эпитафия, представляющая собой бронзовый золоченый медальон. В его оформлении использованы символы воинской славы: знамена, пушки, лавровый венок и палица Геркулеса, которая олицетворяет силу и мужество. Эти элементы подчеркивают не только военные заслуги Суворова, но и его выдающийся вклад в развитие русской армии и военного дела в целом. Кстати, рядом с могилой Суворова находится надгробие младшей дочери князя Меншикова, Александры Александровны Бирон.
Это подчеркивает связь между выдающимися личностями той эпохи и добавляет историческую значимость этому месту. Могила Суворова стала не только памятником, но и символом патриотизма и чести для будущих поколений. Она напоминает о том, как важно помнить историю своей страны и тех, кто отдал жизнь за её свободу и независимость. В наши дни могила Суворова продолжает привлекать внимание туристов и исследователей, желающих узнать больше о жизни и подвигах этого великого человека, а также о его влиянии на военное искусство и историю России в целом.
Да, у могилы вновь появился бюст военачальника. В тиши Благовещенской церкви-усыпальницы Александро-Невской лавры, окутанной вековым покоем и благоговейным молчанием, возобновилось присутствие великого полководца - Александра Суворова. 18 мая, в знаменательную дату – 225-ю годовщину со дня его кончины, состоялась торжественная церемония открытия нового бюста генералиссимуса. Это событие собрало множество людей желавших выразить признательность и уважение к памяти легендарного русского военачальника. В торжественной обстановке храма собрались значимые фигуры: директор мемориального музея Александра Суворова Владимир Кириллов, члены коллектива музея, представители различных общественных организаций, командование Ленинградским ВО, ветераны-суворовцы, юные кадеты, и даже прямые потомки генералиссимуса – люди, связанные с Суворовым узами истории и глубокого почтения.
Центральным моментом церемонии стала лития, совершённая епископом Вениамином, представителем Русской православной церкви. Его молитва придала событию ещё большую значимость, подчеркнув величие подвига и духовную силу великого полководца. Сам бюст, изготовленный из бронзы, является произведением известного российского скульптора, народного художника России Салавата Щербакова. И это не просто замена одного памятника другим, а своеобразное продолжение истории, добавление нового штриха к памятнику великому полководцу. Мероприятие прошло в атмосфере глубокого уважения к исторической памяти, присутствующие словно прикоснулись к величию подвигов Суворова, его непоколебимой воле и героизму. Торжественное открытие нового бюста стало символом непреходящей памяти о великом русском полководце, его вклада в историю России, и продолжение традиции почитания национальных героев.
Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.
Благовещенская церковь-усыпальница Александро-Невской лавры. Часть №1. История появления