Наконец-то я посетила фестиваль песчаных фигур в Петропавловской крепости. Долго откладывала свой визит из-за продления фестиваля до конца лета. Но вот я здесь.
Выставка проходит не на пляже Петропавловской крепости, как раньше, а у стен Алексеевского равелина, который находится на стрелке острова в западной его части. Чтобы вам проще было найти, ниже в фото приложу план-ориентир с красной отметкой, где искать песчаные шедевры (листайте):
В этом году тема выставки особенно трогательная и значимая - 80-летие Великой Победы.
Несмотря на капризы петербургской погоды, я ничуть не пожалела о своем посещении. Погода в этот день совсем не баловала: пасмурно, сильный ветер, а затяжной моросящий дождь то и дело пытался испортить впечатление. Но, как ни странно, именно пасмурная атмосфера придала выставке особую торжественность и даже некоторую драматичность.
Из-за недружелюбной погоды посетителей было совсем немного, если быть точнее, почти никого. И это оказалось огромным плюсом. Потому что получилось спокойно, без толкучки и суеты рассмотреть каждую скульптуру в деталях. А детали очень впечатляют.
Мастера песчаного искусства сотворили настоящие шедевры! От изображений солдат, устремленных в бой, до трогательных сцен встреч с фронта. Каждая композиция рассказывает свою историю, пронизанную героизмом и памятью о трагических событиях войны. Все работы на меня произвели сильное впечатление. Особенно впечатлила детализация. Как из такого сыпучего материала, как песок, можно создать настолько реалистичные лица, складки одежды и мелкие детали? Чувствуется, что в каждую скульптуру вложено не только мастерство, но и душа.
Несмотря на то, что идут дожди и на острове дуют постоянные ветра с воды, фигуры держатся стойко. А ведь им ещё стоять до конца лета. Видимо, секрет в особой технологии и мастерстве скульпторов.
Не буду вас томить, давайте смотреть фигуры.
Песчаные скульптуры Победы в Петропавловской крепости
1. Скульптура: «Подвиг хранителей Исаакиевского собора»
В годы блокады Ленинграда музейные хранители спасали экспонаты, культурные ценности, хранящиеся в Исаакиевском соборе, рискуя жизнью. Сюда во время войны свозили сокровища из пригородных музеев Пушкина, Павловска, Ломоносова, Петродворца и Гатчины. Сотрудники музеев дежурили на крышах и колоннаде собора вместе с бойцами противовоздушной обороны. Они всегда были готовы потушить с помощью воды или песка залетевшую туда «зажигалку».
Исаакиевский собор был выбран местом для хранения музейных ценностей не случайно. Это было одно из самых безопасных мест в блокадном Ленинграде. Купол собора немецкие летчики использовали как ориентир при артобстреле и по самому зданию не стреляли. Стараниями музейных хранителей, живших в соборе в годы блокады, были спасены бесценные музейные фонды.
В песчаной композиции Исаакиевский собор обнимают две руки, символизирующие купол, благодаря которому ни одна бомба во время налетов немецкой авиации не попала в здание. Это одновременно и подвиг всех людей, которые принимали участие в спасении и самого собора, и разместившихся там исторических ценностей из пригородных музеев. Благодаря этим рукам, рукам реставраторов, которые работали над восстановлением собора 16 лет, мы можем любоваться и в наше время этим прекрасным собором.
2. Скульптура: «С чего начинается Родина?»
Скульптура посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося российского композитора Вениамина Ефимовича Баснера:
В. Баснер создал музыку более чем к 100 знаменитым кинофильмам, в том числе «Щит и меч», «Судьба человека», «Бессмертный гарнизон», «Битва в пути», «Блокада», «На пути в Берлин», «Полосатый рейс», «Дни Турбиных» и другие.
Песня Вениамина Баснера «С чего начинается Родина» на стихи М. Матусовского впервые прозвучала в художественном фильме «Щит и меч». Это военная драма о подвигах советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны:
3. Скульптура: «Солдаты на привале»
Чем тяжелее ощущается бремя войны, чем дольше человек переносит лишения и страдания, тем ценнее для него каждая передышка между боями, каждый привал в походе:
В скульптуре запечатлены эти редкие минуты, когда бойцы поют песни, забывая хоть ненадолго о суровой реальности фронтовой обстановки:
4. Скульптура: «Поезд Победы»
Масштабная композиция, созданная усилиями четырёх талантливых скульпторов.
Самый первый главный «Поезд Победы» с лозунгом «Мы из Берлина» прибыл на Белорусский вокзал в Москве 21 июля 1945 года:
Эшелоны с демобилизованными солдатами забрасывали цветами. Играли оркестры. О точном времени приезда никому не сообщали. Люди приходили каждый день. Не успела стихнуть волна радости от встречи одного поезда, как приходил следующий. И так до осени:
В этой сцене ликование народа и торжество, радость встречи, переполняющая сердца родных и близких людей. Герои вернулись с Победой!
Работа над скульптурой заслуживает восхищения. Она не только впечатляет своими размерами и исполнением, но и вызывает глубокие чувства. Глядя на Поезд Победы, невольно задумываешься о тех, кто отдал свои жизни за свободу и мир, о героизме и стойкости, проявленных в годы войны. Поезд Победы - дань уважения всем, кто приближал Великую Победу.
Поезд Победы в Петропавловской крепости - это не просто скульптура из песка, это напоминание о том, что мы должны помнить свою историю, чтить подвиги предков и стремиться к миру:
5. Скульптура: «Георгий Победоносец»
Образ бесстрашного воина Георгия Победоносца, одного из самых почитаемых христианских святых на Руси, стал духовным прообразом вечной борьбы добра и зла, символом стойкости и мужества людей и олицетворением Победы в войне против фашизма:
Этому святому возносят молитвы о защите против недругов, о помощи тем, кто сейчас исполняет свой воинский долг. В день памяти Георгия Победоносца 06 мая 1945 года начались переговоры о подписании Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.
6. Скульптура: «Синий платочек»
Трогательная песня о любви и расставании появилась ещё до войны и быстро стала одним из самых исполняемых музыкальных произведений 20 века. И вот началась война, а в сердцах солдат все еще звучат слова «помню, как в памятный вечер падал платочек твой с плеч»:
Военный вариант песни появился в 1942 году. И в песне появляются слова «строчит пулеметчик за синий платочек». Песня моментально разнеслась по передовой и всему тылу, молодые командиры рот шли в атаку под крики «За синий платочек»:
Особенно любили эту песню пулеметчики, они прикрепляли к гашетке пулемета фотографии своих жен, девушек, отрывки из их писем. Музыка, такая родная, понятная, была нужна людям в это тяжелое время.
7. Скульптура: «Искусство войны - искусство плаката»
Плакат тоже был оружием в борьбе с врагом. Он во все времена являлся самым эффективным инструментом воздействия художников на массы. Объединение «Кукрыниксы» яркий представитель этого направления в изобразительном искусстве в годы ВОВ:
Три художника: Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов образовали творческое содружество ещё в 1930-е годы. С первых дней войны художники заявили о себе плакатом: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на улицах Москвы сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР и убедительно показывал, что перед лицом фашистского нашествия у советских людей есть только один выбор.
Кукрыниксы выезжали на фронт, листовки с их работами сопровождали бойцов Красной Армии до самого взятия Берлина.
8. Скульптура: «Непрекращающееся противостояние»
15 июля 1240 года русские войска, которыми командовал князь Александр Невский, разгромили шведских захватчиков. С тех пор военная сила западных держав многократно испытывала Россию на прочность. Однако всякий раз население нашей страны давало отпор врагу:
9. Скульптура: «Курская битва»
05 июля - 23 августа 1943 года
Важнейшим событием всей Великой Отечественной войны стала битва на Курской дуге летом 1943 года. Планы командования верхмата окружить и уничтожить советские войска на Курском выступе были сорваны. Красная Армия сама перешла в контрнаступление и нанесла тяжелое поражение противнику. Курскую битву многие историки считают завершением коренного перелома в войне.
10. Скульптура: «И потому мы победили. 41-45»
Трудно выразить всю благодарность, все уважение, живущее в наших сердцах, по отношению к простым советским людям, совершивших невозможное. Мы - их потомки, наша почетная обязанность - хранить вечно память об их подвиге.
Слова из песни Вениамина Баснера послужили названием скульптуре, изображающей семью в момент воссоединения:
11. Скульптура: «Героини неба и земли»
За годы войны из 34 млн. мобилизованных советских граждан 490 тыс. человек составляли женщины. Самое большое количество женщин служило в подразделениях противовоздушной обороны (вспомним девушек-зенитчиц из повести Васильева «А зори здесь тихие»):
Легендарный пример участия советских женщин в боях с немецкими захватчиками - история 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного полка. Вчерашние девчонки, многим из которых было по 17-18 лет, во главе со своим командиром Евдокией Бершанской наводили ужас на гитлеровцев почти бесшумными атаками в темное время суток точным бомбометанием. Фашисты прозвали эту советскую авиачасть «Ночные ведьмы». Даже матерые немецкие асы настолько были удивлены мастерством летчиц, что приписывали им некие мистические свойства. И никто не догадывался на какой риск идут сами девушки, чтобы поддерживать в противнике такое мнение:
С обратной стороны скульптуры мастер показал в своей работе подвиги женщин-медиков во время ВОВ. Скульптура посвящена мужественной стойкости участвовавших в ней женщин-медиков:
На фронте и в тылу в годы ВОВ работали более 700 тысяч медицинских служащих. Была оказана помощь более чем 10 млн раненых. На передовую попали более 41 тысячи женщин. Там, где некогда пугаться и некуда спрятаться, они перевязывали раны под вражеским обстрелом, эвакуировали тяжелораненых с переднего края, при необходимости отразить атаку противника брали в руки винтовку и автомат. Сотни тысяч бойцов обязаны им своей жизнью.
12. Скульптура: «Фронтовому кинооператору»
За четыре военных года фронтовые кинооператоры сняли 3,5 млн. метров кинохроники, оставили нам бесценные свидетельства боевых операций и повседневной жизни защитников Родины.
Скульптура напоминает о мужестве фронтовых кинооператоров, и о том, как важно сохранять исторические свидетельства, даже в самые тяжелые времена. В ней воплощен образ оператора с камерой, который побуждает нас задуматься о том, какую роль играли представители этой профессии в увековечивании трагических и героических страниц Великой Отечественной войны, позволяя следующим поколениям ценить и сохранять эту память:
13. Скульптура: «Архангел Михаил - защитник в войне»
14. Скульптура: «Седьмая симфония в блокадном Ленинграде»
Музыка Дмитрия Шостаковича стала духовным щитом осажденного города.
Когда 09 августа 1942 года в Ленинграде впервые зазвучала Седьмая симфония, даже враги поняли, что дух защитников города не сломлен. Гениальная музыка Шостаковича стала символом жизни и Победы не только для ленинградцев и защитников осажденного города на Неве, но и для всего мира.
15. Скульптура: «Битва за Москву»
30 сентября 1941 года - 20 апреля 1942 года
В одном из крупнейших сражений сошлись более трёх миллионов солдат и офицеров с обоих сторон, с применением невиданных до тех пор сил и средств .
В живой силе гитлеровцев было больше на четверть. По количеству танков, самолётов и арт-х орудий немецкая группировка превосходила нашу почти вдвое. Ценой огромных потерь был сорван немецкий план блицкрига.
Московская битва стала первым решающим сражением Второй Мировой войны. Она показала всему миру, что Советский Союз даже в одиночку способен успешно противостоять натиску фашисткой Германии и её союзников.
16. Скульптура: «Дорога Жизни»
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на Земле
страшней и радостней дороги...
Ольга Берггольц. Ленинградская поэма
Дорога Жизни - единственная транспортная магистраль, связывавшая во время ВОВ, с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокированный немецко-фашистскими войсками Ленинград с Большой землей. Дорога проходила через Ладожское озеро: в период навигации по воде, в зимний - по льду.
Благодаря мужеству и героизму строителей дороги и водителей автотранспорта, моряков Ладожской военной флотилии, летчиков Ленинградского фронта и Балтийского флота, прикрывавших трассу с воздуха, Дорога Жизни сыграла важную роль в спасении населения от полного вымирания голодной смертью и в прорыве блокады.
Детали скульптуры поближе:
❗️ На 3-м километре Ледовой «Дороги Жизни» в Ленобласти установлен памятный километровый столб. Этот столб часть мемориального комплекса «Цветок Жизни», который включает памятник и восемь табличек, представляющих страницы из дневника Ленинградской школьницы Тани Савичевой.
📍 Друзья, в моей статье разобраны все скульптуры, что представлены на фестивале в Петропавловской крепости, кроме одной - "Собор Святой Софии в Новгороде" (не сделала фото), но скульптуру собора можно увидеть на фото в пункте 2 этой статьи (за скульптурой с В. Баснером). Итого на фестивале представлено 17 скульптур.
😜 Правда есть еще такая…с котиком или Ленинградской нерпой. Скорее эта всего горка из песка представлена для детского творчества. Маленькие мастера вылепили вот такое чудо:
Погрузитесь в искусство и память
Стоимость посещения выставки - 500 рублей. Возможно, для кого-то это покажется дороговато за небольшое количество фигур, но, поверьте, оно того стоит. Это не просто выставка песчаных скульптур - это дань памяти героям, возможность прикоснуться к истории и ощутить величие подвига.
Если вы ищете способ почтить павших и насладиться настоящим искусством, не бойтесь капризов погоды и отправляйтесь в Петропавловскую крепость. Уверена, вы не останетесь равнодушными, а тишина и спокойствие, царящие на выставке в пасмурный день, позволят вам по-настоящему прочувствовать всю глубину и значимость этого события.
📍 Где: Петропавловская крепость, Алексеевский равелин
📍 Время работы выставки: с 10:00 до 21:00, идет с 24 апреля по 24 августа 2025 года.