Найти в Дзене
Гаврилины сказы

ТВОЕ МАЛЕНЬКОЕ ГЕТТО: ОТ СВОБОДНОЙ ПЛАНИРОВКИ - К НОЧЛЕЖКЕ

Мы уже много раз обсуждали в этой группе различные вопросы, связанные с массовым расселением. Сегодня предлагаю поговорить про квартиры-студии: как подобное явление возникло, развивалось, и к чему в итоге пришло. А корни этого дела следует искать в нашем любимом немецком Баухаусе в ревущие 1920-е: именно тогда архитектор из города Ахен (между прочим, древней столицы Карла Великого) - Людвиг Мис ван дер Роэ, придумал идею жилого пространства, где фиксированными были только санузлы (ванная и кухня), а остальная площадь делилась на сектора с помощью мобильных перегородок - по настроению и желанию владельца. В 1927 году в Мюнхене был возведен целый квартал, получивший название Вайсенхоф, где отметились некоторые звезды тогдашней европейской архитектуры, такие как Гропиус, Ле Корбюзье и упомянутый ван дер Роэ, авторству которого принадлежали целых четыре дома. Всяк кулик свое болото хвалит, и если Корбюзье применил свои излюбленные приемы вроде ленточного остекления, плоской крыши и фасада

Мы уже много раз обсуждали в этой группе различные вопросы, связанные с массовым расселением. Сегодня предлагаю поговорить про квартиры-студии: как подобное явление возникло, развивалось, и к чему в итоге пришло. А корни этого дела следует искать в нашем любимом немецком Баухаусе в ревущие 1920-е: именно тогда архитектор из города Ахен (между прочим, древней столицы Карла Великого) - Людвиг Мис ван дер Роэ, придумал идею жилого пространства, где фиксированными были только санузлы (ванная и кухня), а остальная площадь делилась на сектора с помощью мобильных перегородок - по настроению и желанию владельца. В 1927 году в Мюнхене был возведен целый квартал, получивший название Вайсенхоф, где отметились некоторые звезды тогдашней европейской архитектуры, такие как Гропиус, Ле Корбюзье и упомянутый ван дер Роэ, авторству которого принадлежали целых четыре дома.

Людвиг ван дер Роэ и его проекты. Фото с сайта dkm.gov.uz
Людвиг ван дер Роэ и его проекты. Фото с сайта dkm.gov.uz

Всяк кулик свое болото хвалит, и если Корбюзье применил свои излюбленные приемы вроде ленточного остекления, плоской крыши и фасада на колоннах, то ван дер Роэ спроектировал дома со свободной планировкой. На тот момент идея была здравой: на приличной квартирной площади ты с помощью мебели городишь что тебе угодно. Сегодня - организовал залитую светом творческую студию, завтра - темную спальню, а послезавтра - большой зал для вечеринок. Так как же достаточно интересный замысел вылился в убогие студии по 10-19 метров, в изобилии представленные на рынке недвижимости во всем мире?

Свободная планировка по замыслу ван дер Роэ. Фото с сайта behance.net
Свободная планировка по замыслу ван дер Роэ. Фото с сайта behance.net

Мы знаем, что у зодчего в вакууме, как у самурая, нет цели - есть только путь. И путь этот в разных странах пролегал по разному. В СССР решили: построим много-премного хрущевок, расселим народ семейно по квартирам. Пусть маленькая кухня, пусть небольшие комнаты - но зато у каждого свой угол и личное пространство.
А вот что делать с моно-городами, где большое количество людей, в основном - молодых специалистов, недавних выпускников ВУЗов и ПТУ - занято на производстве? Ответ нашел советский архитектор А. В. Пургин, который, творчески доработав идеи ван дер Роэ, создал новый тип советского жилья - дом гостиничного типа, в просторечии "гостинку".

Типическая "гостинка"
Типическая "гостинка"

"Гостинка" представляла из себя помещение свободной планировки, где единственным конструктивно изолированным местом был санузел. Живет молодой рабочий один - соорудил себе диванчик и кухоньку, да и нормально. А обзавелся семьей - разделил помещение с помощью мебели на сектора - и вот пожалуйста, появилось личное пространство.

-4

В капиталистическом мире подход был похожий, но немного иной: промышленного рабочего необходимо было обеспечить жилплощадью, чтобы он на предприятие не мотался из своей деревни, тратя на дорогу драгоценное время, а жил недалеко от заводика, прикупив "капсульную" квартиру - желательно в ипотеку. Подобное жилье пользовалось большой популярностью в послевоенных Японии и Южной Корее в эпоху промышленного роста - много ли надо человеку для выполнения стандартного функционала? Поспать на диванчике, помыться в душе, да котлет пожарить на плитке. Для этого стены и комнаты вовсе не нужны, один скромный блок в многоэтажке с минимальным набором удобств вполне обеспечит рабочего необходимыми жизненными благами. Отпахал смену-поел-поспал-снова на работу.

-5

Советская система предполагала, что при росте семьи рабочего, жилье тоже трансформируется, и из "гостинки" семейство со временем переедет в более комфортабельную "хрущевку" или "брежневку". В отличие от советских граждан, рабочие из капиталистических стран на "полный метр" не рассчитывали. Го в ипотеку - и айда, улучшай жилищные условия. А нет - значит, не судьба. Бери больше, и кидай дальше. Когда в России наконец побороли гнилое наследие совка, удовольствие пожить в ипотечной студии стало доступно любому желающему. В данный момент доля квартир-студий на отечественном рынке жилья стабильно пользуется широким спросом и составляет порядка 23 %.

-6

Говорят, что "хрущевки" с их маленькими комнатушками и кухоньками - пережиток античеловеческой советской системы, где из людей воспитывали рабов. Забавно это слышать, учитывая, что площадь однокомнатной квартиры в "хрущевке" составляла минимум 25 кв. м. (чаще всего - 30), а современная квартира-студия по действующему законодательству должна быть не менее 19 кв. м. - с учетом того, что ваша кухня находится прямо в комнате. Конечно, есть студии гораздо большей площади - в духе идей ван дер Роэ, но такие помещения стоят совершенно других денег и не каждый может себе позволить подобную недвижимость. Для всех прочих открыты двери в дивный новый мир многоэтажек с 19-метровыми студиями. Куда уж до них "хрущевкам".
#недвижимость #архитектура #история #ссср #капитализм #расселение