Произведения искусства всё чаще выходят за пределы галерейных стен. Украшая здания и частную территорию, арт-объекты смело трансформируют бетонную повседневность, оживляют городской ландшафт и улучшают экономические показатели локации. Как интегрировать художественные работы в девелоперские проекты, обсудили с архитектором, дизайнером интерьеров и совладельцем архитектурного бюро коммерческих интерьеров “Oneione Interiors” Ниной Петуниной.
Зачем застройщикам искусство
Придание уникальности новым зданиям
Сфера жилого строительства в России испытывает колоссальное давление: расходы на возведение зданий значительно выросли, при этом заметно снизился спрос из-за роста ипотечных ставок и стоимости квадратных метров. Теперь, чтобы заинтересовать конечных покупателей, девелоперы должны предложить нечто особенное.
Нина Петунина (Н. П.): Удивить потенциальных покупателей мрамором, натуральным деревом, какими-то технологиями становится всё сложнее, поскольку в условиях высокой конкуренции у всех получается примерно одно и то же. В ряде случаев выстреливает искусство: оно помогает выделиться, запомниться, вызывает эмоции и желание быть причастным именно к этому ЖК.
Растущий интерес к публичному искусству в частных проектах давно и успешно меняет облик городов по всему миру. Арт-объекты преображают как жилую, так и коммерческую недвижимость за счёт привлечения жителей, туристов, бизнеса и стимуляции экономической активности. Так, недавнее исследование Университета Цинциннати в США показало, что в выходные дни в районах с муралами пешеходный трафик на 30% выше, чем в среднем по городу.
Развитие существующих районов
Искусство — проверенный способ вдохнуть новую жизнь в промышленные, старые и даже неблагополучные районы. Опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Майами, Лондона, Лиссабона и других городов показывает, что художественные работы способны кардинально изменить судьбу локаций: обретая новые смыслы, они превращаются в модные места с высокой посещаемостью.
Визуальная трансформация промышленных объектов
Заводы, склады, фабрики и ТЭЦ зачастую выглядят утилитарно, серо и однообразно. Искусство помогает органично вписать промышленные объекты в ландшафт, добавить им эстетики и смягчить визуальную жёсткость индустриального пейзажа. Кроме того, граффити и муралы — отличный способ для бизнеса продемонстрировать социальную ответственность и заботу о жителях окрестностей, а также возможность рассказать о конечном продукте и корпоративных ценностях.
Какие арт-объекты выбрать
Нина Петунина выделяет два подхода к выбору предметов искусства — декоративный и смысловой. Первый предполагает поиск работ, подходящих пространству по цвету и размеру. Второй ставит во главу угла смысл арт-объекта — его идею и энергетику.
Независимо от выбранного подхода, произведения искусства должны быть понятны целевой аудитории — потенциальным владельцам недвижимости. Как правило, застройщики отдают предпочтение современному искусству. Выяснить, какое искусство удачно дополнит тот или иной ЖК, помогут маркетинговые исследования.
Н. П.: Сейчас актуально контактное, запоминающееся искусство, способное взаимодействовать с человеком. Например, интерактивные арт-объекты, которые меняются при помощи цифровых технологий (датчиков движения, света, звука), или кинетические скульптуры, элементы которых способны двигаться.
Где размещать художественные работы
Произведения искусства уместны в любой общественной зоне ЖК. Арт-объекты придают парадный вид входным группам, оживляют парки и ландшафтные композиции во внутренних дворах, эффектно дополняют холлы, коворкинги и фитнес-центры.
Н. П.: Если девелопер делает ставку на искусство, арт-объекты обязательно должны быть размещены в офисах продаж и шоурумах, где представлены примеры квартир, чтобы потенциальные покупатели сразу могли ощутить атмосферу жилого комплекса.
Как содержать произведения искусства
Содержание арт-объектов зависит от их вида. Например, живописи нужна температура в пределах 18–24 градусов, относительная влажность воздуха 40–60% и защита от прямых солнечных лучей.
Деревянные произведения искусства (резные панели, панно и скульптуры) должны быть покрыты защитными составами. Также они боятся высокой влажности и ультрафиолета.
Куда менее притязательны современные скульптуры из камня, металла или пластика. Прочные, износостойкие материалы и антивандальные покрытия позволяют существенно упростить содержание арт-объекта.
Н. П.: Особенно здорово, если арт-объект подлежит восстановлению, то есть при необходимости его можно починить, отшлифовать, выровнять или покрасить.
На кого ориентироваться
В последние годы многие российские застройщики делают высокую ставку на искусство. Так, например, арт-парк под открытым небом появился в жилом кластере “Russian Design District” в Новой Москве. Там представлены работы 11 художников. Проект курировала сооснователь и художественный руководитель биеннале уличного искусства «Артмоссфера», основатель междисциплинарной творческой платформы «Сабстанция», инициатор направления Urban + Art Центра Современного искусства Винзавод (2021–2023) Сабина Чагина.
Ещё один парк скульптур с работами талантливых современных художников вскоре будет радовать жителей и гостей столичного ЖК “MOD”. Застройщик реализует проект в сотрудничестве с Московском музеем современного искусства.
Н. П.: Хорошим ориентиром также будут отели — для них интеграция искусства давно стала нормой. В Москве можно обратить внимание на “Radisson” и “Continental”, причём последний периодически продаёт размещённые у себя арт-объекты. Ещё один хороший пример — арт-пространство “Cube”, расположенное в здании отеля “The Carlton”, где регулярно проходят выставки, лекции и другие события.
Как взаимодействовать с художниками
Арт-консалтинг
Работа с художниками напрямую на первый взгляд кажется более выгодной. Однако мало приобрести арт-объект — его нужно правильно представить аудитории. Поэтому наиболее эффективный сценарий для девелоперов — сотрудничество с галереями или арт-консультантами, экспертами, которые уверенно ориентируются в современном арт-рынке. Они помогут выбрать подходящего художника, смогут корректно оценить потенциал той или иной работы, а затем организовать достойную презентацию произведений искусства.
Н. П.: Стоит отметить, что стоимость арт-объектов для девелоперов, как правило, довольно привлекательна, а если речь идёт о каких-то коллаборациях, то может быть даже нулевой. Иногда художникам выгодно разместить своё произведение в общественном пространстве, где его будет видеть множество людей, — это имиджевый заказ.
Юридическая сторона вопроса
Договор передачи авторских прав позволит закрепить договорённости о том, как девелопер может использовать информацию и изображения арт-объекта.
Если застройщик не планирует обнародовать размещение арт-объекта до определённого момента (например, презентации ЖК), стоит заключить договор о неразглашении информации.
Н. П.: Кроме того, художник или галерея должны предоставить девелоперу сертификат, подтверждающий стоимость произведения. Таким образом, арт-объект станет инвестиционным активом, и при желании его можно будет продать или экспонировать. Более авторитетным считается сертификат, выданный галереей с именем, историей и репутацией на рынке.
Другие медиа-материалы от наших экспертов о дизайне, новинках и трендах рынка, стилях в интерьерном дизайне, а таже интервью с ведущими специалистами индустрии — на нашем сайте.