И вот ведь как оно бывает... В одном распрекрасном во всех отношениях царстве жил да был царь, что само по себе и не удивительно вовсе, но была у него дочь, ворожея-волшебница. И если народ не врёт, сущая она была ведьма. Рано или поздно пришло наконец и её время, решил прибрать её Бог, а может, и не Бог, а ещё кто. Но дочь царская преставилась, а отпевать её по понятным причинам желающих не нашлось.
Царь всяко старался и посылал в церковь, где положили гроб с волшебницей, разных охочих людей, да все они наутро оборачивались грудами костей непонятного свойства. Так все охотники получить немалую награду за благое дело и перевелись. Сидит царь невесел, совсем нос повесил. На его счастье, мир не без добрых людей, нашёлся паренёк, решивший взяться за сложное и ответственное мероприятие.
Тут у народных сказителей варианты расходятся на две версии чудесного превращения злой ведьмы в добрую жену. Версия первая: бедный паренёк, случайным образом попавший в лапы безутешного царя-папаши, был призван в безальтернативном порядке к службе на отпевание. Но, имея приличное тому времени воспитание, молодец испросил разрешения обратиться за советом к своему деду. Царь не смог найти причины отказать такому благонравию.
Дедусь, проживший и повидавший такого, что нам и не снилось, сразу распознал возможности там, где остальные увидели только проблемы, проявив тем самым недюжинные способности к экстремальному менеджменту. Подробно проинструктировав паренька, старичок вручил ему пригоршню камней, пригоршню подпилков и столько же угольев. «Ну, ступай покарауль ночку, коли он тебе приказал».
Дальше всё шло под копирку три ночи подряд. Не успели пропасть тени от предметов, ведьма неизменно поднималась из гроба и упорно пыталась съесть смелого паренька, читающего отходную по её безвременно загубленной душе. Малец, однако, вспоминая инструкции деда, принимался бросать в противную волшебницу последовательно каменьями, подпилками и угольями. А колдунья по законам жанра вынуждена была всё в неё направляемое есть.
Учитывая ограниченность во времени и сложности с употреблением предлагаемых предметов, ведьма не успевала употребить всё и добраться наконец к пареньку до первых петухов. И отправляемые жестокосердным правителем в церковь посыльные вместо груды костей находили молодца за усердным молением, к немалому удивлению всего придворного общества, с интересом наблюдавшего за скрытым поединком.
Исключением стала лишь третья ночь, перед которой инструктаж деда внуку был особенно строгим и долгим. Ближе к утру, когда петухи уже отряхивали перья, чтобы заорать диким голосом в своих курятниках, паренёк, улучив момент, пока ведьма по обыкновению поедала оставшиеся в её распоряжении уголья, решительно ухватил её за косу и принялся учить уму-разуму по старой крестьянской традиции (которую мы не одобряем).
Подобно тому, как из старого половика выколачивают палкой пыль и накопившуюся грязь, выколачивал ловкий соискатель из ведьмы всякую дурь. И сыпались из неё оземь мыши, крысы и разная другая гнусь. А как вышли все, просветлела она лицом и, проникнувшись торжественным моментом вновь обретённой жизни, бухнулась рядом с пареньком на колени, принявшись истово молиться. В таком виде и застали молодых посыльные царя.
Папаша ейный по неверию своему усомнился в чуде и велел привести оборотившуюся дочь пред свои царские очи. Убедившись и даже потрогав для верности дочурку, источавшую не свойственную ей ранее благость и кротость, радостный родитель решил довести дело до логичного конца и принялся уговаривать смелого молодца принять дочь себе в жёны. Однако ж тот, проявляя лучшие качества, решительно потребовал дедовского благословения.
Старичок, в свою очередь, доводя задуманную операцию до победного завершения, разрешил внуку жениться. Правда, перед тем как молодые отправились в опочивальню, строго сказал удивлённому таким поворотом парню: «А посторонись-ка, внучок, дай старшему первым дело свершить». И принялся рубить невесту на мелкие кусочки, да мыть, да дуть на косточки. А потом, заново собрав получившийся конструктор, передал жену оторопевшему внуку.
И такая после нетрадиционной процедуры получилась краса-девица, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чем и не преминул воспользоваться счастливый жених на радость деду и всему тридевятому царству. Во втором варианте сказки молодой купец, лихой удалец, опять же следуя советам ветхого, но мудрого старичка, нанялся в ближайшем царстве на известную читателю работу по отчитыванию дочери тамошнего царя.
Видимо, за неимением в том царстве нужных каменьев, подпилков и угольев, купцу пришлось обходиться начертанием вокруг себя кругов обыкновенным мелом. Но завершение процедуры приведения в чувство и человеческий облик волшебницы ничем не отличалось от уже озвученного выше. Что, по правде сказать, наводит на определённые мысли и выводы: а и крепко же в те незапамятные времена веровали в вразумляющую силу рукоприкладства!
Но главный урок в другом: слушаться надо старших и делать, как велят умудрённые опытом пращуры. Такова сила Домостроя! Кому-то может показаться, что сказка сия переписана из гоголевского «Вия», что совершенно не так. Записаны оба варианта были в с. Жолчино И. А. Худяковым, а изданы в сборнике «Великорусскiя сказки» от 1860 года. Обработана мной.
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Каталог публикаций моего основного канала Яндекс Дзен: Добро пожаловать или посторонним В.
Политические посты на текущую повестку дня вы всегда можете найти в ленте моего сообщества ВКонтакте «Великая Евразия». Подписывайтесь и присоединяйтесь!