Найти в Дзене

Выставка «Люди труда», музей имени А. Н. Радищева города Саратова

Здравствуйте, дорогие читатели! 9 ноября 2024 года я и моя спутница посетили уникальную выставку о людях труда. Мы, рабочие заводов, с большим интересом хотели её посетить. Нам хотелось увидеть, как в индустриальных пейзажах отражена жизнь простых людей, работяг и трудяг. Кратко о выставке согласно статье с сайта Радищевского музея. Впервые в Радищевском музее представлена коллекция Саратовского завода резервуаров и металлоконструкций (РМК). Выставка получила название «Люди труда», что объясняется особенностью её состава. Идея формирования коллекции принадлежит члену Совета директоров завода Алексею Ковальчуку. Для поддержания мотивации и даже некой гордости за выполнение своей работы, он решил декорировать актовый зал и коворкинговую зону завода картинами с изображением труда, портретов мастеров своего дела и индустриальными пейзажами. О себе он рассказывает, как о сыне заводчан из Самарской области уже в третьем поколении и предпочитает больше говорить о работе или предпосылках к соз

Здравствуйте, дорогие читатели! 9 ноября 2024 года я и моя спутница посетили уникальную выставку о людях труда. Мы, рабочие заводов, с большим интересом хотели её посетить. Нам хотелось увидеть, как в индустриальных пейзажах отражена жизнь простых людей, работяг и трудяг.

Кратко о выставке согласно статье с сайта Радищевского музея. Впервые в Радищевском музее представлена коллекция Саратовского завода резервуаров и металлоконструкций (РМК). Выставка получила название «Люди труда», что объясняется особенностью её состава.

Плакат выставки
Плакат выставки

Идея формирования коллекции принадлежит члену Совета директоров завода Алексею Ковальчуку. Для поддержания мотивации и даже некой гордости за выполнение своей работы, он решил декорировать актовый зал и коворкинговую зону завода картинами с изображением труда, портретов мастеров своего дела и индустриальными пейзажами. О себе он рассказывает, как о сыне заводчан из Самарской области уже в третьем поколении и предпочитает больше говорить о работе или предпосылках к созданию коллекции. «При Советском Союзе прославляли человека труда. Занимались продвижением именно производства, рабочих специальностей и так далее. Вот и я решил продолжить сложившуюся традицию: начал собирать картины, которые отражают именно трудовую деятельность. Старался найти что-то с изображением металлоконструкций, так как предприятие у нас с этим связано – производит огромные резервуары. У завода 75 лет практики, удивительная история и большое наследие. Таким можно и нужно гордиться. Чтобы поднять уважение к человеку труда, я начал собирать эти картины».

Давайте вместе выборочно рассмотрим представленные экспонаты.

А.П. Плахов. Монтажники, середина 1960-х. Авторская цветная литография
А.П. Плахов. Монтажники, середина 1960-х. Авторская цветная литография
А.В. Морозов. Строительство железной дороги, 1973. Холст, масло
А.В. Морозов. Строительство железной дороги, 1973. Холст, масло

Познакомившись с работами из коллекции А. Ковальчука, сразу можно отметить интерес к творчеству художников советского периода с изображением производственных сюжетов и портретов «людей труда». Большинство картин не имеют точной датировки, но учитывая годы жизни и период творчества создавших их авторов, есть основания считать, что самой ранней работой в собрании является полотно «Строительство железной дороги» А.В. Морозова (1937). Согласно концепции восприятия человеком окружающего мира, не сложно предположить, что для предпринимателя по-прежнему остались важны идеи, под воздействием которых происходило формирование его личности – идеи коммунистического облагораживающего труда, социального равенства и превращение науки в производственную силу.

Ю.И. Ромашков. Тракторист и механизатор бригады, 1984. Холст, масло
Ю.И. Ромашков. Тракторист и механизатор бригады, 1984. Холст, масло

Одним из наиболее важных полотен для Алексея Ковальчука является «Тракторист и механизатор бригады» Ю. Ромашкова. Советский живописец считается известным представителем пензенской художественной школы и мастером психологического портрета. Попробовав различные художественные приёмы, Юрий Иосифович сосредоточился на теме труда и его влияния на человека. Монументальность фигур, будто произрастающих из земли, мрачная сосредоточенность во взглядах персонажей и общая напряжённость намекают на некий конфликт. Зрителю неизвестно, что произошло, но ясно, что художник на стороне тракториста. Он «открыт» - нет головного убора, верхняя одежда закинута за левое плечо, рукава закатаны, верхние пуговицы расстёгнуты – прямой и честный, ему нечего скрывать, с ним правда.

Часть коллекции, представленной на выставке, насчитывает 50 работ. Для упрощения навигации их можно сгруппировать в несколько разделов, однако не стоит считать их границы предельно чёткими. Один из них условно обозначим, как «рабочие специальности». В него включены, в основном, портреты, на которых изображены представители разного рода профессий и ударники труда. В этих картинах без излишнего пафоса представлена богатырская удаль, но отсутствует идеализированная монументальность эталонных для советской эпохи «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной.

М.С. Усанов. Сталевар, 1985. Холст, масло
М.С. Усанов. Сталевар, 1985. Холст, масло

Например, на полотне Михаила Степановича Усанова представлен сталевар. Художник остаётся верным выпускником отделения монументальной живописи Харьковского художественно-промышленного института, откуда был распределён в Художественный фонд Саратова. В этой картине, с одной стороны, он создаёт образ уверенного в своих действиях, сурового, твёрдо стоящего на ногах рабочего, как на полотнах А. Дейнеки. С другой стороны, у героя работы – безмятежный взгляд, напоминающий персонажей картин А. Самохвалова, который не признал наигранности. К подобного рода новым героям относятся и «Стеклодувы» ещё одного саратовского живописца Бориса Шагина. Картина лаконична и сдержана по колориту. Там, где должен полыхать огонь, он скромно прячется на заднем фоне, давая перекрывать себя коричневым и серым оттенкам. Чёткость поз контрастирует с едва написанными лицами, линейные контуры фигур и обобщённые формы подчёркивают принадлежность творчества мастера к «суровому стилю».

Ю.И. Масютин. Сталевар, 1985. Бумага, карандаш
Ю.И. Масютин. Сталевар, 1985. Бумага, карандаш
И.А. Кучма. Ткачиха, 1962. Картон, масло
И.А. Кучма. Ткачиха, 1962. Картон, масло

Портретов тружениц немного, и в их образе чувствуется скромность и даже простота: «Ткачиха» И. Кучмы, «Свинарка» Ю. Петрова, «Доярка» Ю. Масютина и «Сварщица» Т. Лившиц. Последняя выделяется по многим параметрам – портрет без приукрашиваний, что называется «голое лицо», будто обнажающее характер, что свойственно для всех работ художницы. Татьяна Лившиц на протяжении своего творческого пути боролась со стереотипами и не единожды доказывала: профессий или увлечений с разделением по гендерному признаку не существует. Другой подход к изображению работницы можно увидеть у Юлия Петрова. Московский художник, по большей части занимающийся жанром пейзажа, представлен на выставке женским акварельным портретом «Свинарки», напоминающий героинь музыкальных комедий сталинской эпохи, хотя определение этому образу дали позднее в фильме Л. Гайдая – «… спортсменка, комсомолка и просто красавица».

Ю.Г. Петров. Свинарка, конец 1950-х. Бумага, акварель
Ю.Г. Петров. Свинарка, конец 1950-х. Бумага, акварель
Ю.И. Масютин. Доярка, 1964. Бумага, акварель
Ю.И. Масютин. Доярка, 1964. Бумага, акварель
Б.А. Месропян. Магнитогорск, 1955. Бумага, акварель, гуашь
Б.А. Месропян. Магнитогорск, 1955. Бумага, акварель, гуашь

Не менее содержательна группа работ, посвящённых индустриальному пейзажу. В ней – картины, на которых изображены техника, строительных различных объектов, а также портреты специалистов по возведению станций и даже городов. Например, «Строительство моста» упомянутого выше Бориса Шагина. Сюда же можно причислить лиричные и тонкие в исполнении индустриальные пейзажи учеников Владимира Фаворского Марины Мироновой и Багдасара Месропяна. Их акварельные листы из коллекции А. Ковальчука фокусируют внимание на массиве стройплощадок, но у Мироновой есть ритм чередования планов, а у Месропяна – чистый контраст природного и рукотворного. Перед зрителем – нечто среднее между пейзажем-фантазией и натурной зарисовкой с романтизацией строительства города среди лесов и гор (Магнитогорск).

Е.А. Шепелевич. От ГЭС Красноярска (на Енисее), 1978. Авторская литография
Е.А. Шепелевич. От ГЭС Красноярска (на Енисее), 1978. Авторская литография

Отдельно стоит выделить графические листы Владимира Ветрогонского и Евгения Шепелевича. Оба художника тонко чувствуют переходы тона, силу контраста, а также «изворотливость» света и тени. Острые углы, динамические линии и геометрическое построение композиции в индустриальном пейзаже будто созданы для графики. Ажурность кранов лишь усиливается за счёт контрастов чёрно-белой гаммы, как в работе «От ГЭС до Красноярка» Е. Шепелевича. Избрав основной темой творчества суровую сибирскую природу и трудоёмкий процесс строительства, график стал своего рода хроникёром и ёмко отразил в своих рисунках, эстампах и панорамных зарисовках этапы возведения ГЭС, увековечил в серии портретов людей, которые стояли у истоков возникновения города Дивногорска. Ленинградский художник Владимир Ветрогонский ничуть ему не уступает в восхвалении рабочих будней строителей. Он прославился графикой, посвящённой труду и жизни людей, которые создавали коммунистический мир – автор серии про шахтёров, заводчан, а также укладчиков магистралей.

В.А. Ветрогонский. Домну строят, 1972. Авторская литография
В.А. Ветрогонский. Домну строят, 1972. Авторская литография
И.В. Севастьянов. Сварщик, 1958. Холст, масло
И.В. Севастьянов. Сварщик, 1958. Холст, масло

Третья группа, условно названная «Заводская жизнь», могла бы иметь в качестве подзаголовка: «с завода в обиход» или «наружу изнутри». В данный раздел входят две картины И. Севастьянов. Иван Васильевич больше известен, как художник-декоратор в саратовских театрах, в течение 13 лет (1963-1976) он был главным художником Кировского театра в Ленинграде, ныне Мариинского театра. Тем удивительнее увидеть в коллекции Алексея Ковальчука написанные Севастьяновым «портреты» грейдера и резервуара.

В.В. Завьялов. Вечер в порту, конец 1950-х. Картон, масло
В.В. Завьялов. Вечер в порту, конец 1950-х. Картон, масло

Тема заводской жизни не ограничена только изображением труда. Как говорится в пословице на все времена – «делу время, потехе час». Поэтому после качественно выполненной работы следует отдых. Об этом картины А. Волкова «Новая жизнь», А. Карякина «После смены», Б. Шагина «Бакенщики». Общая поэтичность сюжетов отражается в сходстве цветовой гаммы. Например, в «Утре на шлюзах» В. Ветрогонского, «Вечер в порту» В. Завьялова и «На заводе» саратовского живописца П. Маскаева голубовато-серо-зелёная палитра символизирует стабильность, спокойствие и лёгкость. Пейзаж Павла Александровича буквально можно услышать. Вечернее затишье здесь напоминает пастораль, где окончание дня романтизируется, как переход к подлинной природе мироздания. Строительные краны, находящиеся справа будто прощаются с покидающими цех рабочими. Перед зрителем, наконец, единение рукотворного и природного, образ идиллии, которой строится из линий и трёхцветной гаммы.

М.А. Белов. Строительство Иртышской ГЭС, конец 1950-х. Бумага, акварель, гуашь
М.А. Белов. Строительство Иртышской ГЭС, конец 1950-х. Бумага, акварель, гуашь
В.С. Захаркин. Сталевар, 1958. Картон, масло
В.С. Захаркин. Сталевар, 1958. Картон, масло
А.Г. Демидов. Газ идёт, 1970-е. Картон, темпера
А.Г. Демидов. Газ идёт, 1970-е. Картон, темпера
А.Д. Демидов. На заводе, 1975. Картон, масло
А.Д. Демидов. На заводе, 1975. Картон, масло
В.В. Пучковский. Трубоукладчики, 1968. Холст, масло
В.В. Пучковский. Трубоукладчики, 1968. Холст, масло
Н.Т. Сорокина. Фрезеровщик, 1970-е. Холст, масло
Н.Т. Сорокина. Фрезеровщик, 1970-е. Холст, масло
А.П. Алёхин. Тракторная бригада, 1998. Холст, масло
А.П. Алёхин. Тракторная бригада, 1998. Холст, масло
В.В. Голиков. Субботник на механическом заводе, конец 1960-х гг. Картон, масло
В.В. Голиков. Субботник на механическом заводе, конец 1960-х гг. Картон, масло
В.Г. Гремитских. Портрет героя соцтруда, 1957. Холст, масло
В.Г. Гремитских. Портрет героя соцтруда, 1957. Холст, масло
Т.В. Горелова. В порту, 1986. Холст, масло
Т.В. Горелова. В порту, 1986. Холст, масло

Для Радищевского музея выставка «Люди труда», в первую очередь, эксперимент, связанный с открытием публике необычной личной коллекции, тематика которой ярко окрашена профессиональной деятельностью её собирателя Алексея Ковальчука. Вместе с художником, педагогом и арт-консультантом Юрием Романом им удалось собрать впечатляющую подборку живописи и графики, широко затрагивающую тему трудовой доблести и заводской жизни.

Все выше перечисленные слова касаемо картин и их художников принадлежат Екатерине Телятовой.

Выставка нам очень понравилась. Картины произвели сильное впечатление. По-моему, такие мероприятия нужно проводить чаще. Они помогут вернуть уважение к рабочему человеку. Все профессии важны, но без токарей, фрезеровщиков, слесарей, монтажников, строителей и других рабочих не было бы страны, и неважно, кто стоит у власти.

Благодарю вас за прочтение, дорогой читатель! Особенно приятно, что вы дочитали до конца. Ещё увидимся и услышимся! С вами был Тур-64: Путешествие сквозь жизнь! До скорого!