Новое регулирование быстро выявило правовой и административный барьер для рынка контейнерных перевозок
Суть проблемы: установленные правила и их последствия
1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), который установил новые требования к перемещению иностранных контейнеров через границы стран союза. Согласно этим правилам, контейнеры, используемые в международных перевозках, подлежали обязательному таможенному декларированию и контролю при каждом пересечении границы ЕАЭС. Кроме того, срок их временного ввоза был ограничен лимитом в 90 дней, по истечении которых требовался либо вывоз с территории Союза, либо продление срока такого ввоза.
Такое регулирование быстро выявило серьезные правовые и административные барьеры для рынка контейнерных перевозок.
Проблемы были очевидны: во-первых, требования ТК ЕАЭС противоречили международным обязательствам, в частности Стамбульской конвенции о временном ввозе 1990 года, которая устанавливает минимальный срок временного ввоза многооборотной тары в 6 месяцев. Во-вторых, положения конвенции не содержат требования о декларировании такой тары. Ситуация также осложнялась тем, что не все государства-члены Союза являются членами Стамбульской конвенции. Таким образом, в правовом регулировании временного нахождения иностранных контейнеров на территории Союза «сложилось» два разных подхода, что значительно осложняет использование таких контейнеров при последующих перевозках. Это обстоятельство существенно усложняло работу в условиях роста транзитных перевозок и глобального дефицита контейнеров в 2020–2021 годах, а также в первой половине 2022-го года.
Сложившаяся ситуация угрожала не только финансовым потерям, но и дефицитом контейнерного парка, что могло замедлить развитие мультимодальных логистических маршрутов в регионе. Как отмечалось в ЕЭК, порядок был чрезмерно сложным и неоправданно затратным.
Роль ОТЛК ЕРА: лидер перемен
АО «ОТЛК ЕРА» — ключевой оператор железнодорожных контейнерных перевозок по маршруту Китай–Европа, созданный на паритетной основе железными дорогами России, Казахстана и Беларуси. Компания обеспечивает транзит контейнеров через территорию ЕАЭС, что делает ее особенно чувствительной к изменениям в таможенном регулировании.
Новые правила ТК ЕАЭС напрямую затронули интересы Общества и сказались на оперативности и экономической эффективности логистических цепочек: регулярно возникали ситуации отцепки платформ, на которых перевозились контейнеры с истекшим сроком временного ввоза.
Именно поэтому компании ОТЛК ЕРА пришлось активно реагировать на проблему с позицией об экономической нецелесообразности таких ограничений.
Озвученная позиция нашла поддержку среди других крупных участников рынка. Например, по данным ОАО «РЖД», 90-дневное ограничение препятствует развитию евразийского транзита, а в Транспортной группе FESCO считают, что отмена этих правил станет «своевременной мерой» для ускорения оборачиваемости контейнеров. Так сформировалась широкая коалиция, объединившая транспортные компании, логистические операторы и бизнес-ассоциации. Цель коалиции была ясна: устранить барьеры для транспортно-логистического бизнеса путем корректировки нормативной базы.
Этапы внесения поправок в ТК: долгий путь к изменениям
Работа над устранением барьеров началась в феврале 2018 года, когда на площадке Евразийской экономической комиссии была создана рабочая группа по совершенствованию таможенного регулирования. В нее вошли представители таможенных органов стран ЕАЭС, профильных министерств и делового сообщества, включая представителей ОТЛК ЕРА, которые активно участвовали в заседаниях, предоставляя данные о негативном влиянии новых норм и предлагая свои решения.
Первоначально обсуждались пути решения проблемы без изменения законодательства – через разъяснения, применение положений международных конвенций или внутренних резервов каждой страны. Однако уже к 2019 году у рабочей группы сформировалось понимание, что без внесения изменений в сам Таможенный кодекс проблему не решить.
В процессе работы Лариса Коршунова, директор по взаимодействию с органами государственной власти и международными организациями ОТЛК ЕРА, подчеркивала, что требуется именно корректировка норм Союза, так как национальные меры не обеспечат единообразия.
Компании утверждали, что контейнер не должен рассматриваться в качестве транспортного средства международной перевозки, контроль за сроками его нахождения не несёт практической пользы. Первое компромиссное решение, которое, хоть и с оговорками, но устраивало как государства, так и компании, было выработано летом 2021 года и заключалось в исключении требования о декларировании иностранных контейнеров и отмене 90-дневного ограничения при условии сохранения их иностранного статуса. Так началась работа над формализацией и окончательным внесением поправок в таможенный кодекс ЕАЭС.
В 2022 году юристы ЕЭК при участии экспертов от государств и бизнеса сформулировали конкретные изменения в тексте ТК ЕАЭС. Было принято решение ввести новую главу «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза контейнеров» в Таможенный кодекс, посвященную порядку перемещения контейнеров, а также скорректировать отдельные статьи кодекса (в частности, ст. 84 и 145), чтобы исключить из них контейнеры как объекты декларирования и контроля по времени. Данные предложения вошли в первый протокол поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС, который уже дважды направлялся ЕЭК на внутригосударственное согласование в государства-члены Союза.
В настоящее время работа находится на завершающей стадии, и бизнес-сообщество с нетерпением ожидает принятия данного протокола в установленном порядке и начала применения обновленных норм.
Что ждет логистический рынок?
Самое принципиальное изменение в ТК ЕАЭС – контейнеры больше не будут рассматриваться как «транспортные средства международной перевозки» в понимании Таможенного кодекса. В документ вводится отдельное понятие «контейнер» и устанавливается особый порядок его перемещения. Проще говоря, больше не будет контроля сроков нахождения иностранного контейнера на территории ЕАЭС – правило 90 дней уходит в прошлое. Отменяется и требование таможенного декларирования контейнеров при пересечении границы Союза.
Новая редакция кодекса четко прописывает, что иностранным контейнерам не потребуется никаких специальных разрешений для продления срока пребывания на территории Евросоюза.
Такие контейнеры можно свободно использовать во внутренних перевозках ЕАЭС, перегружать на разные виды транспорта, возвращать обратно за пределы Союза в удобное для бизнеса время. При этом сохраняется логичное требование: если контейнер переходит в собственность компании-резидента ЕАЭС, он будет считаться импортированным товаром и подлежать таможенному оформлению с уплатой пошлин. Этот нюанс важен для предотвращения злоупотреблений – правило гарантирует, что полностью завезенные в страну контейнеры (например, купленные у иностранной компании) не уйдут от налогообложения. Однако для транзитных и временно ввезенных контейнеров теперь создаются максимально облегченные условия, закрепленные напрямую в Таможенном кодексе.
Таким образом, изменения в таможенном законодательстве ЕАЭС значительно упростят работу транспортных компаний, снизят административные барьеры и способствуют развитию контейнерных перевозок в регионе.
Напомним, ОТЛК ЕРА оказывает услуги по перевозке контейнеров на фитинговых платформах через территории России, Казахстана и Беларуси в сообщении КНР – ЕС – КНР. Больше информации Вы сможете найти в нашем чат-боте, который представлен на сайте компании.
#ERAofRailvolution