Какие инструменты пригодятся для вдумчивого анализа и проектирования изменений в образовании? Разбор парадоксов системы образования, рефлексия исторического опыта, подходы к разработке модели обучения и анализ механизмов принятия решений. В нашей подборке книг про образование нет готовых решений, но этот небольшой путеводитель дает перспективу, предостерегает от слепого копирования и возвращает фокус на человека.
Подборка Анны Свинтеевой, аналитика Центра трансформации образования СКОЛКОВО
Десять шагов комплексного обучения
Авторы делятся, как из раздробленных курсов выстроить систему и подготовить студентов к профессиональной жизни. Перенести обучение на реальную жизнь позволяет проблемно-ориентированная модель обучения 4C/ID. Она основана на четырех компонентах: учебные задачи, теоретический материал, подсказки-инструкции и практическая отработка навыков. Книга дает пошаговую инструкцию для методистов и преподавателей, стремящихся выстроить эффективный процесс обучения по модели 4C/ID. От проектирования ядра и структуры программы до определения учебных задач.
Кто боится большого злого дракона? Почему в Китае лучшая (и худшая) система образования в мире
Чжао Юн видел изнутри образование КНР и США, и эта уникальная перспектива позволяет за успехами и количественными показателями увидеть хронические противоречия в системе китайского образования. Автор разбирает систему школьного образования, которая готовит учеников соответствовать нормативам, и анализирует, почему этот подход бесперспективный. Книга служит своего рода предостережением: попытки скопировать успех могут привести к воспроизводству системных противоречий.
Наследник встал рано и за уроки сел… Как учили и учились в XVIII веке
Составить впечатление о том, как учили в прошлом — довольно трудная задача, ведь единой системы не существовало и у представителей разных сословий опыт мог кардинально отличаться. В книге собраны живые свидетельства XVIII века о разных уровнях, институциях и форматах образования: это воспоминания первых студентов МГУ, устройство домашнего обучения дворян, опыт военных школ и образовательные поездки в Европу. Обращение к мемуарам возвращает фокус на человека: за историческими событиями стоят живые ученики и их учителя с собственной мотивацией, ошибками и достижениями.
Думай медленно... Решай быстро
Есть две основные ошибки в представлении о том, как люди принимают решения: 1. предполагать, что все руководствуются рациональными соображениями; 2. списывать на эмоции все отклонения от рациональности. Но ошибки могут быть встроенной в систему принятия решений особенностью, поэтому Нобелевский лауреат Даниэль Канеман делится в своей книге, как начать замечать причины иррациональных поступков и научиться избегать когнитивные ловушки.
Дневник учительницы воскресной школы
В книге собраны работы Эмилии Кислинской-Вахтеровой, просветительницы XIX-XX века и организатора бесплатных воскресных школ для взрослых и детей. Контекст возникновения этого свидетельства из жизни XIX века — движение за бесплатное образование для рабочих, крестьян и мещан. Кислинская-Вахтерова делится своим опытом создания мужской школы выходного дня в Тамбове — в условиях строгого надзора, ограниченных ресурсов и огромного количества желающих учиться.