Найти в Дзене

К 80-летию со дня смерти Викентия Викентьевича Вересаева (4/16 января 1867, Тула – 3 июня 1945, Москва)

Викентий Викентьевич Вересаев (наст. фам. Смидович) родился в дворянской семье тульского врача Викентия Игнатьевича Смидовича и Елизаветы Павловны (Юницкой), имевшей польские корни. После успешного завершения обучения в Тульской классической гимназии Викентий в 1884 году поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет. Уже через год из печати вышло первое опубликованное произведение 18-летнего автора — стихотворение «Раздумье». Университет Викентий окончил в 1888 году и тогда же решил продолжить учебу в Дерптском университете, но уже на медицинском факультете, в том числе и потому, что следовал семейной традиции. Обучение в Дерпте Смидович завершил в 1894 году; писал он впоследствии об этом так: «Почему на медицинский? Главная причина: уже в то время моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться

Викентий Викентьевич Вересаев (наст. фам. Смидович) родился в дворянской семье тульского врача Викентия Игнатьевича Смидовича и Елизаветы Павловны (Юницкой), имевшей польские корни.

После успешного завершения обучения в Тульской классической гимназии Викентий в 1884 году поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет. Уже через год из печати вышло первое опубликованное произведение 18-летнего автора — стихотворение «Раздумье». Университет Викентий окончил в 1888 году и тогда же решил продолжить учебу в Дерптском университете, но уже на медицинском факультете, в том числе и потому, что следовал семейной традиции. Обучение в Дерпте Смидович завершил в 1894 году; писал он впоследствии об этом так: «Почему на медицинский? Главная причина: уже в то время моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов; для меня это было особенно нужно, так как характер у меня замкнутый и схожусь я с людьми трудно».

Личная карточка В.В. Вересаева. 12 декабря 1943 г. РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 39.
Личная карточка В.В. Вересаева. 12 декабря 1943 г. РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 39.

Жертвенное начало избранной второй профессии привело к тому, что еще будучи студентом, Викентий в 1892 году выезжал «на холеру» в Екатеринославскую губернию, недалеко от Юзовки, на Донбасс. Тот год в чем-то стал рубежным для него. Автор уже нескольких признанных рассказов и повестей, он, пораженный условиями труда горняков, написал цикл очерков «Подземное царство». Именно на этой публикации врач-писатель впервые ставит свой псевдоним — «В. Вересаев».

Несмотря на годы учебы, а затем и службы врачом Викентий Викентьевич все время продолжал писать — стихи, повести, рассказы. Не много и не часто, однако они регулярно появлялись в печати. Особый интерес вызвала его первая крупная повесть «Без дороги», вышедшая в 1895 году.

Письмо В.В. Вересаева И.А. Бунину. Черновик, без конца. [1913] г. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 5. Автограф.
Письмо В.В. Вересаева И.А. Бунину. Черновик, без конца. [1913] г. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 5. Автограф.

Первым же местом работы Викентия Викентьевича (до 1901 года) стала «Петербургская городская барачная в память С.П. Боткина больница». Врачебная практика привела его к важному выводу: «Врач — если он врач, а не чиновник врачебного дела — должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова». Раздумья о врачебном призвании привели его к вполне ожидаемому изменению политических симпатий, которые от народничества повернули в сторону «легального марксизма». Именно эта сторона жизни молодого врача — политическая неблагонадежность — стала причиной его увольнения из больницы, причем с запретом на пребывание в столицах на два года.

В 1904 году в связи с началом Русско-японской войны он был призван в армию в качестве младшего ординатора. Ассистируя в полевом госпитале, Вересаев стал участником боев при Шахе и Мукдене. Из Манчжурии вернулся только в 1906 году. А вскоре вышли его известные записки «На японской войне», сделавшие В.В. Вересаеву настоящее имя среди литераторов. К этому периоду он уже получил право жить в Москве, затем несколько раз выезжал за границу, в Грецию, увлекшись древнегреческой литературой и переводческой деятельностью.

Отрывок из дневника В.В. Вересаева. 1 февраля 1905 г. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 4. Автограф.
Отрывок из дневника В.В. Вересаева. 1 февраля 1905 г. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 4. Автограф.

С началом Первой мировой войны его как врача вновь мобилизовали. Сначала Вересаев служил полковым врачом, затем заведовал военно-санитарным дезинфекционным отрядом Московского железнодорожного узла. Политическая деятельность, никогда не увлекавшая Викентия Викентьевича, ушла далеко на второй план, но годы революций поставили его перед выбором. В итоге стопы 50-летнего врача и талантливого писателя направились на юг, в Крым. Именно здесь он прожил до 1921 года, а затем не без помощи родственника-большевика П.Г. Смидовича вернулся в центр.

«Вхождение» Вересаева в новую общественную среду началось с участия в организации, которая помогла немалому слою старых литераторов принять изменившиеся условия и давала некоторую защиту корпоративных интересов. Речь идет о Всероссийском союзе писателей, просуществовавшем с 1920 по 1932 год. В.В. Вересаев стал его председателем и одновременно — консультантом нового советского издательства «Недра». Эти годы поиска привели к пониманию необходимости обобщения всего ранее написанного и опубликованного; так в 1928—1929 годах писатель получил возможность издать свое полное собрание сочинений в 12 томах. Неслучайным поэтому стало избрание В.В. Вересаева в 1934 году одним из членов правления Союза писателей СССР. В 1937—1941 годах вышли его переводы «Одиссеи» и «Илиады», раскрывшие и эту сторону дарования Вересаева. Одновременно он работал над биографическими книгами о Пушкине и Гоголе, Достоевском, Толстом, Ницше. Пробовал себя Викентий Викентьевич и в театральных постановках. Им были написаны пьесы «Конец Андрея Ивановича», «В священном лесу», а также «Последние дни (Александр Пушкин)» в соавторстве с М.А. Булгаковым.

Отрывок из перевода В.В. Вересаевым поэмы Гомера «Илиада». Песнь XIX. Пер. с греч. яз. 1938—1939 гг. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 4. Автограф в тетради.
Отрывок из перевода В.В. Вересаевым поэмы Гомера «Илиада». Песнь XIX. Пер. с греч. яз. 1938—1939 гг. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 4. Автограф в тетради.

В 1943 году его заслуги перед русской литературой были отмечены Сталинской премией 1-й степени — «за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы». Но 60-летие начала писательской стези Викентию Викентьевичу отметить было не суждено — в июне 1945 года он скончался, в возрасте 78 лет.

За свою долгую литературную карьеру Вересаев показал себя одним из крупнейших писателей в жанре критического реализма. Начиная как продолжатель традиций народнической литературы, он далее сместил свой взгляд на представителей революционной интеллигенции.

Пьеса В.В. Вересаева и М.А. Булгакова в 4-х действиях «Последние дни (Пушкин)» = («Александр Пушкин»). 1934—1935 гг. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 4. Обложка с автографом В.В. Вересаева
Пьеса В.В. Вересаева и М.А. Булгакова в 4-х действиях «Последние дни (Пушкин)» = («Александр Пушкин»). 1934—1935 гг. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 4. Обложка с автографом В.В. Вересаева

* * *

В ЦГЛА (РГАЛИ) фонд Викентия Викентьевича Вересаева поступил из Гослитмузея и хранится под номером 1041. Основную часть фонда передала вдова писателя, его троюродная сестра М.Г. Смидович, а также, уже непосредственно в архив — племянница В.М. Нольде (с 1950 по 1985 годы). Помимо этого, часть документов выделена из других фондов, поступила от разных лиц.

В фонде богато представлены рукописи Вересаева (романы, повести, рассказы; очерки, статьи, в том числе запрещенные в предвоенные годы в советское время отрывки из романов «В тупике» и «Сестры»; а также пьесы, стихотворения, его переводы, лекции и выступления; воспоминания). Большую ценность представляют записные книжки Вересаева и его дневники, начиная с 1881 года и вплоть до 1945 года. Есть в личном фонде письма писателя и к нему, причем в переписке представлено огромное число корреспондентов, среди которых почти весь цвет российской и советской литературы конца XIX — середины XX веков: Горький, Чехов, Андреев, Короленко, Толстой, Михайловский и многие другие.

Отрывок из романа В.В. Вересаева «Сестры». Текст, изъятый Главлитом из романа. Издание ГИХЛ 1933 г. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 3. Машинопись.
Отрывок из романа В.В. Вересаева «Сестры». Текст, изъятый Главлитом из романа. Издание ГИХЛ 1933 г. РГАЛИ. Ф. 1041. Оп. 3. Машинопись.

В РГАЛИ хранятся собранные писателем документы и материалы о нем, изобразительные источники, среди которых находится большой массив документов, посвященных Пушкину, множество статей с дарственными надписями.

Помимо этого, фонд содержит материалы родственников Вересаева, в основном супруги М.Г. Смидович, и отца В.И. Смидовича.

Документы, связанные с писателем, сохранились в архиве в огромном множестве других фондов: А.Н. Ангарского (Ф. 24), А.М. Калмыковой (Ф. 258), Е.Ф. Никитиной (Ф. 341), Б.Л. Пастернака (Ф. 379), И.А. Новикова (Ф. 343), И.А. Бунина (Ф. 44) и других, — не говоря о материалах фондов учреждений: Союза писателей СССР (Ф. 613), Детгиза (Ф. 630), Издательства А.Ф. Маркса (Ф. 335), Государственного издательства «Художественная литература» (Ф. 613), Редакции журнала «Октябрь» (Ф. 619) и многих других.

Лишь глядя на архив Викентия Вересаева и количество его документов в других фондах, можно сделать выводы о его творческом даровании и авторитете в писательском кругу, влиянии на других литераторов. Вересаев, без сомнения, был крупной фигурой в отечественной литературе пред- и послереволюционного периода, и замечательно, большая часть его фонда сохранилась в архиве, а эти ценнейшие документы дошли до наших дней.

С.А. Шмыров,
заведующий архивохранилищем РГАЛИ