☀️ МНОГО ИМЕН – ХОРОШО ИЛИ НЕТ? ☀️
В трудах Абу Рейхана Бируни, выдающегося средневекового учёного и путешественника, содержится критический взгляд на языковое богатство древней Индии. Он отмечает, что для солнца у индийцев было около тысячи имён, подобно тому, как у арабов для льва насчитывается схожее количество. При этом часть имён была исконной, а часть — образована в зависимости от изменчивых обстоятельств жизни и различных действий объекта.
✅ Бируни подчёркивает:
«задача языка это обозначить именем каждый существующий предмет [или существо] и его действия [или качества] по общему согласию между людьми так, чтобы всякий мог узнать при посредстве языка, что хочет ему сообщить другой, когда он явственно воспроизводит это имя в речи. А если одно и то же имя обозначает несколько объектов называния, это свидетельствует о бедности языка и вынуждает собеседника переспросить говорящего, что он имел в виду своими словами.
Если же одна и та же вещь имеет много названий, и это не вызвано тем, что одно из них является исключительным достоянием целого племени или целого сословия, и если одного из них вполне достаточно, то все прочие следует признать как излишество, бессмыслицу и пустую болтовню и как ставшие средством затемнять и скрывать [смысл]; к тому же они доставляют трудности в изучении языка в целом, они абсолютно бесполезны, на них лишь напрасно тратится время.» (Абу Рейхан Бируни. «Индия». М., 1995).
✅ В противоположность этому рациональному взгляду, в индийской традиции множества имён божеств придавалось сакральное значение. Последовательное произнесение «тайных» имён божества рассматривалось как магический ритуал, подчиняющий божество воле человека и способствующий исполнению просьб.
📜 Так, в эпизоде из Махабхараты (Кн. III, гл. 3) риши Дхаумья передаёт царю Юдхиштхире 108 имён Сурьи — бога Солнца. Произнесение этих имён вызывает появление Сурьи, который снабжает Пандавов волшебной пищей на время их пребывания в лесах (Махабхарата, 1987, с. 21–24). Аналогично, герой Марутта, овладев тайными именами Шивы, получает от бога желанные богатства (Махабхарата, 2003 (XIV): 220; Я.В. Васильков, С.Л. Невелева, комментарии к Махабхарате).
📜 Древневедийский гимн из Ригведы (IX.95.2) подтверждает сакральность имен:
hariḥ sṛjānaḥ pathyām ṛtasyeyarti vācam ariteva nāvam ।
devo devānāṃ guhyāni nāmāviṣ kṛṇoti barhiṣi pravāce ॥2॥
«Буланый (конь), выпущенный по пути закона,
Приводит речь в движение, как весло лодку.
Бог делает явными тайные имена богов,
Чтобы провозгласили их на жертвенной соломе.»
Тайные имена, по ведийским представлениям, отражают суть их носителей, а их произнесению вслух приписывалась магическая сила. Знать имя бога, особенно его тайное имя, означало приобрести над ним власть.
-—
❗️Вывод:
С одной стороны, избыточное количество имён может затруднять коммуникацию и изучение языка (позиция Бируни). С другой — в религиозно-мифологическом контексте множество имён служит инструментом сакрального взаимодействия с божественным.
-—
❓Как вы оцениваете феномен множественных имён в древних текстах? Является ли это языковым излишеством или глубокой символикой?
Пишите свои мысли и комментарии!
-—
▎Литература и источники:
1. Абу Рейхан Бируни, Индия, издание подготовили А.Б.Халидов, Ю.Н. Завадовский, В.Г.Эрман, Научно-Издательский Центр «ЛАДОМИР», Москва, 1995
2. Махабхарата. Том XIV. Москва: Наука, 2003. Я.В.Васильков, С.Л.Невелева / Комментарии к Махабхарате
3. Ригведа. Мандалы IX–X. Москва: Наука, 1999. (пер. Т.Я. Елизаренковой)
#читаем_с_ОРС