«Боже, что стряслось?!» – словно птица, встрепенулась от дремы на балконе ташкентского отеля блистательная актриса, и мигом распахнула дверь номера. – «Олег Николаевич?! Неужели это вы?..»
– изумлению не было предела.
А в ответ, словно гром среди ясного неба, грянул страстный монолог Сирано:
«Что я могу сказать? Зачем вам знать? Скажу лишь, что ночь, звезды и луна – лишь бледный фон для вашего сияния!»
Вертинская, тронутая до глубины души, одарила его лишь обворожительной улыбкой.
Взлёт звезды «Современника»
В 1968-м, едва разменявшая третий десяток, Анастасия Вертинская вошла в легендарную труппу «Современника», оставив позади год работы в Театре имени Вахтангова. К этому моменту её имя уже гремело на всю страну, благодаря ролям в таких кинохитах, как «Алые паруса», «Человек-амфибия», монументальная «Война и мир» и трагичный «Гамлет». Поклонники преследовали её повсюду, не давая прохода, а коллеги-мужчины в театре не скрывали своего обожания. Но, несмотря на всеобщее внимание, актриса оставалась неприступной – рана от болезненного развода с Никитой Михалковым ещё не зажила. Их скоротечный брак подарил миру сына Степана, но расставание стало для Вертинской настоящим ударом.
Анастасия признавалась, что развод стал для неё настоящей драмой. Они встретились, будучи сильными, но ещё не сформировавшимися личностями. Она не была рождена быть «женой гения» и довольствоваться второстепенной ролью. Её страстью был театр, которому она отдавалась с фанатичным упорством. А Никите нужна была женщина, готовая всецело посвятить себя ему и его интересам. Он не раз говорил ей об этом…
Ташкентский роман: искра страсти
И вот, Олег Ефремов, мужчина в самом расцвете сил, не смог устоять перед чарами этой яркой женщины. Летом 1969 года, на гастролях в солнечном Ташкенте, между ним и обворожительной актрисой вспыхнул страстный роман, словно искра, упавшая на порох.
На тот момент Ефремов был женат в третий раз на своей коллеге по «Современнику», талантливой актрисе Алле Покровской. В 1969 году они вместе снялись в фильме «Свой». Их брак, заключённый в 1962 году, подарил им сына Михаила, которому было суждено стать известным актёром, чья судьба, увы, оказалась омрачена трагедией – он был осуждён за смертельное ДТП, совершённое в состоянии сильного алкогольного опьянения. Алла, с мудростью и достоинством, переносила увлечения мужа на стороне, но о разводе не помышляла, даже когда их отношения дали трещину, и они стали жить раздельно.
Преображение худрука
В доме Ефремова воцарилась новая хозяйка – Анастасия. С её появлением всё изменилось: стены покрылись новыми обоями, мебель засияла свежестью, а вскоре преобразился и сам Олег, превратившись в настоящего денди. Раньше худрука мало заботили бытовые вопросы, он жил лишь театром, но благодаря Вертинской он открыл для себя мир стильных костюмов и дорогой обуви. Она тонко и умело привила ему вкус к моде.
Ефремов не спешил расторгать брак, но, задумав постановку чеховской «Чайки», предложил Анастасии роль Нины Заречной. Вскоре их дуэт снова засиял на экране – в фильме «Случай с Полыниным» по мотивам произведения Симонова. Они сыграли актрису из Москвы и бравого командира авиаполка, чьи сердца вспыхивают страстью во время гастролей фронтовой бригады.
МХАТ: новая глава
В 1970 году Ефремов покинул «Современник» и возглавил МХАТ, а Анастасия продолжила свой путь в родном театре. Лишь в 80-м она также перешла во МХАТ, где вновь начала плодотворное сотрудничество с Олегом, но уже в качестве режиссёра. К тому времени Вертинская успела побывать замужем за Александром Градским (с 1976 по 1980 годы), а Ефремов расстался с Покровской в 1978-м.
По словам близкого друга и коллеги Ефремова, Евгения Новикова, Анастасия Вертинская была практически его невестой, её даже возили на служебном транспорте театра. Все вокруг были уверены, что их свадьба – лишь вопрос времени. На репетициях она вела себя как полноправная хозяйка, словно уже вступила во владение.
Их роман, начавшийся в далёком 1969 году, длился почти два десятилетия, несмотря на увлечения Олега другими женщинами. Но почему же влюблённые так и не связали себя узами брака?
Камень преткновения
Евгений Новиков объяснял, что главной проблемой Насти было её непримиримое отношение к алкоголю. Большинство женщин либо исчезали из его жизни, когда он уходил в запой, либо терпеливо несли его на себе. Но Настя была другой – она врывалась к нему и безжалостно выливала водку в унитаз! Она категорически не принимала пьянство. И что в итоге? Олег снова начал наведываться к Дорошиной… Затем его взгляд упал на Ирину Мирошниченко, которая покорила его не только внешним лоском, но и кулинарными талантами. Но и этот роман не привёл к свадьбе…
Несмотря на мимолётные увлечения Ефремова другими женщинами, Вертинская в интервью утверждала, что их роман длился долгие годы. Два десятилетия – срок, который многим не удаётся прожить даже в браке! Актриса признавалась, что её жизнь не была усыпана розами: даже самые триумфальные роли давались ей с огромным трудом. Не менее сложными были и отношения с Ефремовым – по её словам, они приносили ей одновременно и счастье, и страдания, оставаясь для неё настоящей любовью.
Самым мучительным было то, что она никак не могла решиться на разрыв. Любила и страдала, постоянно разрываясь между этими чувствами. Но теперь, вспоминая прошлое, она понимает, что её самая сильная любовь – это любовь к отцу и сыну.
Она всегда высоко ценила талант Олега и считала его своим наставником, искренне восхищалась им. Но в то время, когда она мечтала стать его женой, он был связан узами брака. А когда он сам изъявил желание, её чувства уже угасли. К тому же, нельзя скрывать, что Олег Николаевич злоупотреблял алкоголем. Нести такое бремя она была не готова.
Уход из МХАТа: побег на свободу
Многие связывали уход Анастасии Вертинской из МХАТа с конфликтом: якобы Ефремов заменил её в одном из спектаклей на другую актрису, и она, не смирившись с этим, написала заявление об уходе. Однако сама актриса объясняла ситуацию иначе. Дело было не только в этом эпизоде – она к тому моменту уже много лет играла в театре и жаждала перемен. В стране веяли ветры перестройки, ощущался дух свободы, и Вертинской тоже хотелось больше творческой независимости.
В театре царила настоящая диктатура. Хотя Ефремов любил говорить о демократии, на деле он не терпел инакомыслия и единолично правил всем. В какой-то момент Вертинская просто не выдержала и захотела вырваться на свободу! Однажды на собрании, где режиссёр, как всегда, жёстко критиковал труппу, она неожиданно предложила кандидатуру итальянского постановщика Стреллера, который давно мечтал поработать во МХАТе.
Вертинская возразила, что у них нет приглашённого режиссёра, и предложила кандидатуру Стреллера, который высоко ценит и театр, и труппу. Она подчеркнула, что в труппе одни звёзды: Смоктуновский, Лаврова, Мягков, Калягин, и если даже со Стреллером они останутся плохими актёрами, тогда…
Ефремов воспринял это как личный вызов и начал постепенно вытеснять Анастасию из спектаклей. Олегу Борисову позвонили и сообщили, что вместо него репетирует Ефремов, а Вертинскую заменяет Мирошниченко. Актриса не могла поверить, почему ей никто ничего не сказал, почему всё так скрытно, за спиной, это как-то некрасиво.
В тот момент актриса подумала, как прекрасно, что всё сложилось именно так, ведь теперь она может вырваться на свободу! Она уехала преподавать – сначала в Париж, затем в Лондон. По её словам, Олег долго уговаривал её вернуться, предлагал роли, но роль уже не имела значения. Она верит, что это была судьба, и всему своё время. Она ушла из театра не из-за того, что перестала любить Ефремова. Да, любовь ушла, но осталось глубочайшее уважение и огромная благодарность. Он был поистине уникальным учителем. Даже в последние годы молодые актёры заслушивались им, хотя речь его стала медленной, а мысли выражались не сразу. Уже не было прежней творческой энергии, но Ефремов оставался невероятно мудрым человеком. Его мастерство было поразительным, и через профессию он раскрывал в тебе личность.
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!