Найти в Дзене
TVcenter ✨️ News

20 лет любви и предательств: как Ефремов тайно жил с Вертинской, оставаясь женатым

«Боже, что стряслось?!» – словно птица, встрепенулась от дремы на балконе ташкентского отеля блистательная актриса, и мигом распахнула дверь номера. – «Олег Николаевич?! Неужели это вы?..» – изумлению не было предела. А в ответ, словно гром среди ясного неба, грянул страстный монолог Сирано: «Что я могу сказать? Зачем вам знать? Скажу лишь, что ночь, звезды и луна – лишь бледный фон для вашего сияния!» Вертинская, тронутая до глубины души, одарила его лишь обворожительной улыбкой. В 1968-м, едва разменявшая третий десяток, Анастасия Вертинская вошла в легендарную труппу «Современника», оставив позади год работы в Театре имени Вахтангова. К этому моменту её имя уже гремело на всю страну, благодаря ролям в таких кинохитах, как «Алые паруса», «Человек-амфибия», монументальная «Война и мир» и трагичный «Гамлет». Поклонники преследовали её повсюду, не давая прохода, а коллеги-мужчины в театре не скрывали своего обожания. Но, несмотря на всеобщее внимание, актриса оставалась неприступн
Оглавление

«Боже, что стряслось?!» – словно птица, встрепенулась от дремы на балконе ташкентского отеля блистательная актриса, и мигом распахнула дверь номера. – «Олег Николаевич?! Неужели это вы?..»

– изумлению не было предела.

А в ответ, словно гром среди ясного неба, грянул страстный монолог Сирано:

«Что я могу сказать? Зачем вам знать? Скажу лишь, что ночь, звезды и луна – лишь бледный фон для вашего сияния!»

Вертинская, тронутая до глубины души, одарила его лишь обворожительной улыбкой.

Вертинская
Вертинская

Взлёт звезды «Современника»

В 1968-м, едва разменявшая третий десяток, Анастасия Вертинская вошла в легендарную труппу «Современника», оставив позади год работы в Театре имени Вахтангова. К этому моменту её имя уже гремело на всю страну, благодаря ролям в таких кинохитах, как «Алые паруса», «Человек-амфибия», монументальная «Война и мир» и трагичный «Гамлет». Поклонники преследовали её повсюду, не давая прохода, а коллеги-мужчины в театре не скрывали своего обожания. Но, несмотря на всеобщее внимание, актриса оставалась неприступной – рана от болезненного развода с Никитой Михалковым ещё не зажила. Их скоротечный брак подарил миру сына Степана, но расставание стало для Вертинской настоящим ударом.

Анастасия Вертинская в фильме «Гамлет»
Анастасия Вертинская в фильме «Гамлет»
Никита Михалков и Анастасия Вертинская в молодости
Никита Михалков и Анастасия Вертинская в молодости

Вертинская с Никитой Михалковым и сыном
Вертинская с Никитой Михалковым и сыном

Анастасия признавалась, что развод стал для неё настоящей драмой. Они встретились, будучи сильными, но ещё не сформировавшимися личностями. Она не была рождена быть «женой гения» и довольствоваться второстепенной ролью. Её страстью был театр, которому она отдавалась с фанатичным упорством. А Никите нужна была женщина, готовая всецело посвятить себя ему и его интересам. Он не раз говорил ей об этом…

Гамлет и Офелия в жизни - Иннокентий Смоктуновский и Анастасия Вертинская
Гамлет и Офелия в жизни - Иннокентий Смоктуновский и Анастасия Вертинская

Ташкентский роман: искра страсти

И вот, Олег Ефремов, мужчина в самом расцвете сил, не смог устоять перед чарами этой яркой женщины. Летом 1969 года, на гастролях в солнечном Ташкенте, между ним и обворожительной актрисой вспыхнул страстный роман, словно искра, упавшая на порох.

Олег Ефремов
Олег Ефремов

На тот момент Ефремов был женат в третий раз на своей коллеге по «Современнику», талантливой актрисе Алле Покровской. В 1969 году они вместе снялись в фильме «Свой». Их брак, заключённый в 1962 году, подарил им сына Михаила, которому было суждено стать известным актёром, чья судьба, увы, оказалась омрачена трагедией – он был осуждён за смертельное ДТП, совершённое в состоянии сильного алкогольного опьянения. Алла, с мудростью и достоинством, переносила увлечения мужа на стороне, но о разводе не помышляла, даже когда их отношения дали трещину, и они стали жить раздельно.

Преображение худрука

В доме Ефремова воцарилась новая хозяйка – Анастасия. С её появлением всё изменилось: стены покрылись новыми обоями, мебель засияла свежестью, а вскоре преобразился и сам Олег, превратившись в настоящего денди. Раньше худрука мало заботили бытовые вопросы, он жил лишь театром, но благодаря Вертинской он открыл для себя мир стильных костюмов и дорогой обуви. Она тонко и умело привила ему вкус к моде.

Ефремов не спешил расторгать брак, но, задумав постановку чеховской «Чайки», предложил Анастасии роль Нины Заречной. Вскоре их дуэт снова засиял на экране – в фильме «Случай с Полыниным» по мотивам произведения Симонова. Они сыграли актрису из Москвы и бравого командира авиаполка, чьи сердца вспыхивают страстью во время гастролей фронтовой бригады.

МХАТ: новая глава

В 1970 году Ефремов покинул «Современник» и возглавил МХАТ, а Анастасия продолжила свой путь в родном театре. Лишь в 80-м она также перешла во МХАТ, где вновь начала плодотворное сотрудничество с Олегом, но уже в качестве режиссёра. К тому времени Вертинская успела побывать замужем за Александром Градским (с 1976 по 1980 годы), а Ефремов расстался с Покровской в 1978-м.

По словам близкого друга и коллеги Ефремова, Евгения Новикова, Анастасия Вертинская была практически его невестой, её даже возили на служебном транспорте театра. Все вокруг были уверены, что их свадьба – лишь вопрос времени. На репетициях она вела себя как полноправная хозяйка, словно уже вступила во владение.

Их роман, начавшийся в далёком 1969 году, длился почти два десятилетия, несмотря на увлечения Олега другими женщинами. Но почему же влюблённые так и не связали себя узами брака?

Олег Ефремов и Анастасия Вертинская
Олег Ефремов и Анастасия Вертинская

Камень преткновения

Евгений Новиков объяснял, что главной проблемой Насти было её непримиримое отношение к алкоголю. Большинство женщин либо исчезали из его жизни, когда он уходил в запой, либо терпеливо несли его на себе. Но Настя была другой – она врывалась к нему и безжалостно выливала водку в унитаз! Она категорически не принимала пьянство. И что в итоге? Олег снова начал наведываться к Дорошиной… Затем его взгляд упал на Ирину Мирошниченко, которая покорила его не только внешним лоском, но и кулинарными талантами. Но и этот роман не привёл к свадьбе…

Несмотря на мимолётные увлечения Ефремова другими женщинами, Вертинская в интервью утверждала, что их роман длился долгие годы. Два десятилетия – срок, который многим не удаётся прожить даже в браке! Актриса признавалась, что её жизнь не была усыпана розами: даже самые триумфальные роли давались ей с огромным трудом. Не менее сложными были и отношения с Ефремовым – по её словам, они приносили ей одновременно и счастье, и страдания, оставаясь для неё настоящей любовью.

Самым мучительным было то, что она никак не могла решиться на разрыв. Любила и страдала, постоянно разрываясь между этими чувствами. Но теперь, вспоминая прошлое, она понимает, что её самая сильная любовь – это любовь к отцу и сыну.

Она всегда высоко ценила талант Олега и считала его своим наставником, искренне восхищалась им. Но в то время, когда она мечтала стать его женой, он был связан узами брака. А когда он сам изъявил желание, её чувства уже угасли. К тому же, нельзя скрывать, что Олег Николаевич злоупотреблял алкоголем. Нести такое бремя она была не готова.

Уход из МХАТа: побег на свободу

Многие связывали уход Анастасии Вертинской из МХАТа с конфликтом: якобы Ефремов заменил её в одном из спектаклей на другую актрису, и она, не смирившись с этим, написала заявление об уходе. Однако сама актриса объясняла ситуацию иначе. Дело было не только в этом эпизоде – она к тому моменту уже много лет играла в театре и жаждала перемен. В стране веяли ветры перестройки, ощущался дух свободы, и Вертинской тоже хотелось больше творческой независимости.

 Вертинская
Вертинская

В театре царила настоящая диктатура. Хотя Ефремов любил говорить о демократии, на деле он не терпел инакомыслия и единолично правил всем. В какой-то момент Вертинская просто не выдержала и захотела вырваться на свободу! Однажды на собрании, где режиссёр, как всегда, жёстко критиковал труппу, она неожиданно предложила кандидатуру итальянского постановщика Стреллера, который давно мечтал поработать во МХАТе.

Вертинская возразила, что у них нет приглашённого режиссёра, и предложила кандидатуру Стреллера, который высоко ценит и театр, и труппу. Она подчеркнула, что в труппе одни звёзды: Смоктуновский, Лаврова, Мягков, Калягин, и если даже со Стреллером они останутся плохими актёрами, тогда…

Ефремов воспринял это как личный вызов и начал постепенно вытеснять Анастасию из спектаклей. Олегу Борисову позвонили и сообщили, что вместо него репетирует Ефремов, а Вертинскую заменяет Мирошниченко. Актриса не могла поверить, почему ей никто ничего не сказал, почему всё так скрытно, за спиной, это как-то некрасиво.

В тот момент актриса подумала, как прекрасно, что всё сложилось именно так, ведь теперь она может вырваться на свободу! Она уехала преподавать – сначала в Париж, затем в Лондон. По её словам, Олег долго уговаривал её вернуться, предлагал роли, но роль уже не имела значения. Она верит, что это была судьба, и всему своё время. Она ушла из театра не из-за того, что перестала любить Ефремова. Да, любовь ушла, но осталось глубочайшее уважение и огромная благодарность. Он был поистине уникальным учителем. Даже в последние годы молодые актёры заслушивались им, хотя речь его стала медленной, а мысли выражались не сразу. Уже не было прежней творческой энергии, но Ефремов оставался невероятно мудрым человеком. Его мастерство было поразительным, и через профессию он раскрывал в тебе личность.

💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!