Найти в Дзене

Русский Малый театр в начале 1930-х годов

Малый театр - один из старейших театров России, сыгравший выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры. В 1930 году в широких слоях советской общественности прочно укоренилось представление о Малом театра как " о тихой заводи"... Мир и застой, тишь да гладь... Ничего не менялось в этом "доме Щепкина". Так ли было на самом деле? Узнаем что собой представлял Русский Малый театр в начале 1930-х годов. Советские театральные критики утверждали, что наоборот - Малый театр уже не тот, каким он был в 1920-х годах. Изменились люди Малого театра и было большой ошибкой отделять коллектива от театра...Многое, изменилось в этом доме Щепкина, но не всё. Малый театр уже не в первый раз попадал в фокус внимания советской общественности. Но уже была существеннейшая разница с Малым театром 1920-х годов. Тогда Малый театр делал свой первый шаг к советской современности и разумеется, это был не случайный шаг. Спектакли того времени были закономерным этапом развития Малого театра как "опре
Малый театр, СССР 1930 год. фото из ria.ru
Малый театр, СССР 1930 год. фото из ria.ru

Малый театр - один из старейших театров России, сыгравший выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры.

В 1930 году в широких слоях советской общественности прочно укоренилось представление о Малом театра как " о тихой заводи"... Мир и застой, тишь да гладь... Ничего не менялось в этом "доме Щепкина".

Так ли было на самом деле? Узнаем что собой представлял Русский Малый театр в начале 1930-х годов.

Советские театральные критики утверждали, что наоборот - Малый театр уже не тот, каким он был в 1920-х годах. Изменились люди Малого театра и было большой ошибкой отделять коллектива от театра...Многое, изменилось в этом доме Щепкина, но не всё.

Малый театр уже не в первый раз попадал в фокус внимания советской общественности. Но уже была существеннейшая разница с Малым театром 1920-х годов. Тогда Малый театр делал свой первый шаг к советской современности и разумеется, это был не случайный шаг. Спектакли того времени были закономерным этапом развития Малого театра как "определенного звена" советской художественной культуры.

Правильным ли было утверждение что Малый театр в 1930 году "откатился вспять и пошёл в обратном направлении?". Нет, неправильно. Советские театральные критики констатировали замедление творческого роста Малого театра, но у них не было основании говорить, что Малый театр движется назад. Но замедление творческого роста и связанные с этим кризисные явления были налицо.

И если многие советские театры имели "скудный репертуар", то в отличии от них - Малый театр испытывал "репертуарный кризис". И постановка "Третьей скорости" указывала на глубину этого кризиса. Этот пример показал как кризис привёл к неправильному использованию художественных и творческих сил Малого театра.

Степан Кузнецов, СССР 1930 год. фото из rg.ru
Степан Кузнецов, СССР 1930 год. фото из rg.ru

По мнению театральных критиков, было абсолютно неправильным давать такому заслуженному мастеру как Степан Кузнецов - какие то слабые и малозначительные роли.

А близкое знакомство с работниками Малого театра помогло убедиться в том, что подавляющее большинство работников театра искренни желает работать над пьесами пролетарских драматургов и решительно отвергает тенденцию замкнутости театра в рамки исключительно классического материала. Следовательно, дело было вовсе не в чьей-то субъективной воле.

Но советских пьес в репертуаре Малого театра было все же очень мало. И это являлось одновременно и виной, и бедой Малого театра. Советские драматурги не спешили нести этому театру своих пьес... Назывались всякие причины, но самой главной была одна - слабая режиссура.

Силой исторической традиции режиссура в Малом театре была отодвинута на второй план. А главным фактором в театре являлась творческая индивидуальность исполнителей. И именно это свойство объективно тормозило активное развитие режиссерских кадров. И не могло не тормозить. Отсюда последовал вывод: следующим этапом в развитии Малого театра должна была стать перестройка - обеспечивающая рост его режиссерских кадров и решение вопросов с репертуаром.