Найти в Дзене
Мартынов Роман

Картины о коренных народах Дальнего Востока. Природа, мифы и легенды.

Роман Мартынов относится к художникам нового поколения, которые работают в синтетическом поле образов и смыслов. В свое время профессиональным сообществом был оценен его проект «Миллионка», посвященный историческому кварталу Владивостока. В этом проекте проявилась способность автора работать в мифологическом поле, в котором соединяется исторический материал и его современное видение. Роман вырос в Уссурийске (Приморский край), где культурное поле явилось местом пересечения древних и современной культур. Южно-Уссурийское, Западно-Уссурийское и Краснояровское городища в настоящее время являются местами археологических находок, связанных с древними городищами чжуржчэней. Помимо того на территории Приморского края и по сей день проживают коренные народы, чей культурный код вписан в ауру региона, и регулярно становится осязаемым в тех или иных визуальных формах. В качестве примера можно привести художественные произведения авторов предшествующих поколений О. Григорьева (графические листы
Афиша выставки «Земля огня»
Афиша выставки «Земля огня»

Роман Мартынов относится к художникам нового поколения, которые работают в синтетическом поле образов и смыслов. В свое время профессиональным сообществом был оценен его проект «Миллионка», посвященный историческому кварталу Владивостока. В этом проекте проявилась способность автора работать в мифологическом поле, в котором соединяется исторический материал и его современное видение.

Роман вырос в Уссурийске (Приморский край), где культурное поле явилось местом пересечения древних и современной культур. Южно-Уссурийское, Западно-Уссурийское и Краснояровское городища в настоящее время являются местами археологических находок, связанных с древними городищами чжуржчэней. Помимо того на территории Приморского края и по сей день проживают коренные народы, чей культурный код вписан в ауру региона, и регулярно становится осязаемым в тех или иных визуальных формах. В качестве примера можно привести художественные произведения авторов предшествующих поколений О. Григорьева (графические листы серии «Древние лики», в которой отображены маски, ритуальная скульптура шаманов, тотемные символы, и авторский фарфор), В. Позигуна, имеющего опыт проживания в орочской среде и создавшего графические серии «Сэвэн» и «Нэггэ», Г. Приходько, выполнившего графические листы для этнографической экспозиции Приморского государственного музея имени В.К. Арсеньева (сегодня Музей-заповедник истории Дальнего Востока).

Роман Мартынов продолжил эту линию на современном этапе, когда этнографический контекст становится местом поиска уникальных художественных решений. Этнос-ландшафт-культурный код – эти составляющие стали основой серии новых работ Романа.

Не являясь участником этнографических экспедиций по изучению прикладного искусства коренных народов, Р. Мартынов внимателен к традициям, которые с вниманием и интересом изучает по источникам. Система природной символики, лежащая в основе орнамента коренных народов, несущего интеллектуальную и эмоциональную нагрузку, стала основой серии произведений со сложной образной структурой: «Великий лес», «Медвежий праздник», «Петроглифы», «Сихотэ-Алинь» и др. являют результат образного прочтения наследия. Формы реального мира обобщены и сложно переплетены, контурные линии подчеркивают силуэт и сплетаются в витиеватый, отсылающий к орнаментальному узору, рисунок. Устойчивым изображением ряда работ становится сэвэн – ритуальная скульптурная форма, являющаяся воплощением духов в мифологии коренных народов Приморского края и Приамурья. Стилизованные, порой доходящие до абстрактной формы, фигурки человека, зверей, птиц, изготовляемые из дерева, соломы, рыбьей кожи удэгейцами, нанайцами, ульчами и др. народами символизируют картину мира. В этой картине мира существует мировое древо, рядом с которым находятся человеческие фигуры. Так Роман интерпретирует одну из устойчивых схем миропонимания коренных народов. В абстрактном живописном пятне реализован мотив переукладывающейся изначальной материи, дающей формы жизни, которые воплощены в образы людей, животных, петроглифов. Таким образом соединяются несколько временных пластов, включая современность, в которой появляется символический образ.

Еще одной интерпретацией творения видится черепаха, образ которой, думается, навеян в том числе и знакомством с историей родного города. Чжурчжэньская каменная черепаха является одним из самых древних и ценных памятников культуры 13 века. Найденная в 1864 году недалеко от укреплений Южно-Уссурийского городища, сегодня установлена в городском парке. В представлениях чжурчженей черепаха являлась символом вечности, в художественной интерпретации – символ животворения и длящегося времени.

Мифологическое место, которое определено как фольклорное, сказочное, в произведениях Р. Мартынова обретает черты художественной интерпретации мотивов сказаний коренных народов. В связи с этим хотелось бы сказать об интересном соответствии этих работ современным поискам средств сохранения идентичности культуры отдельной территории, объединяющей людей в общность, проживающую на этой территории. Художник выступает в роли медиума, способного отразить представление о цельности этнического сообщества, соотнесенного с окружающим миром в самом широком смысле слова. Именно он считывает устойчивые элементы художественной культуры, сохраняемые этносом на протяжении столетий, и транслирует их в современность.

Ольга Зотова, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств.

По дополнительным вопросам и приобретению картин обращаться в галлерею Art Object.

#мартыновроман #персональнаявыставка #живопись #картинымаслом #дальнийвосток #коренныенароды #этника #этнообраз #шаман #обряд #мифыилегенды #фаунадальнеговостока #удыгейцы #нанайцы #орочи #тигр #медведь #олень #владивосток #современноеискусство #галерея