Малоимущая таджикская семья оказалась юридически грамотной и достаточно платежеспособной, чтобы подать иск против администрации.
Дарина ЕРМОЛАЕВА
История с выдачей 24 миллионов рублей на покупку жилья таджикской семье в Мытищах начала потихоньку затихать. Ее вытеснили другие, более насущные проблемы. Но внезапно Тахмина Самадова, та самая многодетная мать, мимо которой проплыла долгожданная квартира в центре России, решила подбросить дровишек в огонь. Костер возмущения вспыхнул мгновенно, зацепив даже Госдуму.
"Они достойны лучшей жизни"
Напомним, в январе глава Мытищ Юлия Купецкая торжественно вручила жилищный сертификат на 24 миллиона рублей многодетной семье Самадовых-Рахимовых — Тахмине и её мужу Рамазону, уроженцам Таджикистана, проживающим в России уже 14 лет. Формально основание было благим: семья воспитывает семерых детей, и, по словам чиновников, "остро нуждалась" в улучшении жилищных условий.
Однако очень скоро выяснились любопытные детали. Во-первых, муж Тахмины оказался вовсе не бедняком, а предпринимателем, чьи доходы явно не вязались с образом "малоимущих". Во-вторых, в их скромной однокомнатной квартире были прописаны ещё несколько родственников — видимо, чтобы искусственно создать видимость "стеснённых условий".
В-третьих, сама Тахмина, как оказалось, была близка к администрации Мытищ — она работала у Купецкой домработницей, что навело многих на мысли о кумовстве. Ну и так по мелочи ещё много чего всплыло, вроде остро националистических взглядов отца семейства.
"Верните мне ваши денежки"
Общественность взорвалась. В соцсетях закипели споры: почему помощь получают не коренные россияне, годами стоящие в очередях на жильё, а приезжие? Депутаты, включая Сергея Миронова, потребовали проверки, а Следственный комитет возбудил уголовное дело — сначала о халатности чиновников, затем о возможном мошенничестве со стороны семьи.
Стоит проверить заявления счастливых обладателей сертификата в соцсетях, где уже многое подтёрли. Но скрины остались. Из них можно узнать, что глава семейства грозится "порвать" всех врагов Таджикистана, репостит сообщения, где российских правоохранителей называют "нацистами". И здесь свою оценку должен дать Следственный комитет. Возможно, вместо квартиры в России этой дружной семье стоит предложить депортацию на горячо любимую Родину,
— написал тогда Миронов в своём телеграм-канале.
Но тут началось самое интересное. О депортации даже не вспомнили. Более того, прокуратура Московской области восемь раз отменяла решения СК, не найдя состава преступления. Чиновники Мытищ, включая саму Купецкую, отделались лёгким испугом. А Тахмина, вместо того чтобы смиренно ждать исхода разбирательств, подала в суд на администрацию — мол, незаконно лишили её "законных" 24 миллионов.
Вот так вот, многодетная мать, по документам едва сводящая концы с концами, вдруг проявляет чудеса юридической грамотности — подаёт иски, апеллирует к законам, да ещё и делает это с вызывающей уверенностью. И откуда деньги на дорогих адвокатов? Судиться с системой — удовольствие не из дешёвых.
На такую вызывающую наглость обратили внимание даже в Госдуме. Депутат Ярослав Нилов резко высказался о требованиях Тахмины Самадовой вернуть отозванный жилищный сертификат.
Этой семье помалкивать бы, но они же продолжают лезть, нагло выбивать себе из государства якобы положенную меру поддержки. Очевидно, что это продолжающееся напорство и бестактное поведение. Это эмоциональная попытка всё равно добиться поставленной цели любой ценой,
— заявил Ярослав Нилов в разговоре с журналистами.
Сами оплачиваем свое замещение чужаками
Пока суд медленно, но верно разбирает иск Самадовой (следующее заседание назначено на 7 июля), в дискуссию неожиданно вступил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. В своём Telegram-канале он жёстко раскритиковал политику поддержки мигрантов за счёт коренного населения:
Население замещают чужаками за наш же счёт, покупая им квартиры и выдавая маткапиталы. Ключи от новых квартир всё чаще получают семьи новых граждан, переселившихся из постсоветских республик. Это те люди, кто и так родил бы множество детей, но теперь им ещё за это дали денег. Коренные жители работают, жертвуя семьями, чтобы своими налогами оплатить собственное замещение людьми иной культуры,
— написал священнослужитель.
"Пора вернуть и извиниться"
Сама Тахмина, судя по всему, уверена в своей победе. Её адвокаты настаивают: раз сертификат был выдан, его отзыв — незаконен. В сети уже звучат язвительные комментарии.
Пора вернуть деньги и извиниться перед "пострадавшей!
Между тем, если суд удовлетворит её иск, это создаст опасный прецедент. Десятки тысяч мигрантов по всей стране (в Нижнекамске, Хабаровске, Иркутске и т.д.) могут последовать её примеру — и бюджеты регионов могут просто не выдержать такого напора.