Найти в Дзене

Дорогами войны: "Ехал я из Берлина"

«Ехал я из Берлина» – песня на слова Льва Ошанина и музыку Исаака Дунаевского, созданная в победном 1945-м. Композиция этого прославленного творческого тандема стала их первой совместной работой. - Как-то утром я услышал о пребывании наших частей в окрестностях Берлина. И ощущение большой и такой долгожданной Победы отодвинуло все печали и беды войны. У меня в голове возник образ нашего парня, почти мальчишки по возрасту и зрелого солдата по приобретенному опыту, уже успевшего спасти родную землю, но у которого вся жизнь впереди. Я увидел этого парня в его счастливом возвращении домой, и емкая строка "Ехал я из Берлина" сама пришла мне в голову, - рассказывал поэт. Эту строчку Лев Ошанин носил с собой повсюду, никому о ней не рассказывая. Песню автор текста не решался писать до официального объявления Победы. И когда она стала свершившимся фактом, родилась легендарная композиция...
- Мне казалось, что ее характер наиболее близок к солнечной палитре Дунаевского. С Исааком мы давно

«Ехал я из Берлина» – песня на слова Льва Ошанина и музыку Исаака Дунаевского, созданная в победном 1945-м. Композиция этого прославленного творческого тандема стала их первой совместной работой.

- Как-то утром я услышал о пребывании наших частей в окрестностях Берлина. И ощущение большой и такой долгожданной Победы отодвинуло все печали и беды войны. У меня в голове возник образ нашего парня, почти мальчишки по возрасту и зрелого солдата по приобретенному опыту, уже успевшего спасти родную землю, но у которого вся жизнь впереди. Я увидел этого парня в его счастливом возвращении домой, и емкая строка "Ехал я из Берлина" сама пришла мне в голову, - рассказывал поэт.

Эту строчку Лев Ошанин носил с собой повсюду, никому о ней не рассказывая. Песню автор текста не решался писать до официального объявления Победы. И когда она стала свершившимся фактом, родилась легендарная композиция...

- Мне казалось, что ее характер наиболее близок к солнечной палитре Дунаевского. С Исааком мы давно планировали что-нибудь написать. Поэтому я отнес текст ему..., - делился воспоминаниями Лев Иванович.

В то время композитор возглавлял ансамбль песни и пляски ЦДК железнодорожников на Комсомольской площади. Прочитав их, Исаак Осипович сразу же засел за рояль и приступил к импровизациям. Мелодия родилась, что называется, "с ходу", строки ложились, как литые, никаких переделок не требовалось. Однако Дунаевскому потребовался отсутствовавший в изначальном тексте припев. В ходе импровизации маэстро наиграл мелодию, претендующую на его роль.

- Вроде то, что надо... Попробуйте написать на нее слова, - предложил композитор автору текста.

Нужная фраза была найдена за несколько минут...

-2

Первым исполнителем песни стал возглавляемый Дунаевским музыкальный коллектив, вслед за которым "дорогу из Берлина" подхватили десятки других популярных ансамблей и исполнителей.

-3

- Песню запели, однако этим дело не ограничилось, - с сожалением констатировал Лев Ошанин. - Спустя годы, при подготовке Краснознаменным ансамблем им. Александрова новой программы к юбилею Победы, в процесс вмешалось политуправление, которому не понравились строки "Чарочку хмельную полнее наливай".

-4

Эта фраза соответствовала настроениям военной эпохи, непременным атрибутом которой были "фронтовые 100 граммов". Однако блюстителям солдатской нравственности "чарочка" стала поперек горла... Борьба поэта с цензорами затянулась на долгие месяцы. После череды многочисленных отказов, Ошанина таки "додавили". В результаты скандальная строка была заменена на "Милыми руками покрепче обнимай".

-5

- Вот и вся история этого сочинения, - писал в завершении своего рассказа Лев Иванович. - Могу только добавить, что мне очень приятно и дорого слышать эту песню прошедшего через многие земли солдата, твердо уверенного в красоте наших девушек и нашего солнышка. Доброй дороги тебе, браток!

Впоследствии песня "Ехал я из Берлина" стала исполняться в первозданном виде, в версии 70-летней давности:

"Эй, встречай,

Да крепче обнимай.

Чарочку хмельную

Полнее наливай".

-6

Немного о создателях этой всенародно любимой песни.

Из-за плохого зрения Лев Ошанин не был призван в армию, и даже после начала Великой Отечественной не смог стать военным корреспондентом. Вместе с семьёй он оказался в эвакуации в Казани, затем – в Елабуге. Именно там поэт Борис Пастернак посоветовал ему вступить в Союз советских писателей, с членским билетом которого можно было попасть на фронт даже с плохим здоровьем. Ошанин, заручившись рекомендацией Пастернака, так и сделал. Он стал командироваться на передовую от Политуправления Красной Армии, работать в военных газетах, выступать перед бойцами. Лев Ошанин – кавалер четырёх орденов и семи медалей.

Исаак Дунаевский во время Великой Отечественной был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников, много выступал по всей стране. Он - Народный артист РСФСР, депутат Верховного Совета РСФСР, лауреат двух сталинских премий. Награждён тремя орденами и двумя медалями.

Спасибо, что дочитали!

Подготовила Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ, фото и факты найдены на просторах интернета

Прочитав статью, поставьте, пожалуйста, лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно! Просьба в комментариях соблюдать корректность к автору и по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают. Подписка на канал приветствуется. Спасибо!