Недавняя атака украинских диверсантов с помощью дронов на военные аэродромы стратегической авиации далеко внутри России показала лва уже ничем неопровержимых обстоятельства, в реалиях которых на предстоит жить.
Во-первых, помимо "обычной" войны на театре военных действий мы имеем еще два фронта противостояния - информационный и диверсионно-террористический. И к каждому теперь следует относиться как главному.
Во-вторых, мы воюем не только с Украиной, но и с целой коалицией иностранных государств, без всесторонней поддержки которых, а ее счет идет на триллионы долларов, - ни один из этих фронтов Украина не смогла бы вытянуть одна. И главный наш враг в этом заочном противостоянии - Великобритания, которая буквально вчера, 2 июня 2025 года, официально объявила состояние "готовности к войне", конечно же, с нами - с Россией. Джентельмены пошли ва-банк.
Критики и скептики сейчас сразу же напишут в комментариях, что я пишу здесь банальности. Полностью согласен с ними: я пишу банальности, но только с точки зрения специалиста (и это значит, что всякий, кто так напишет обо мне, - специалист и понимает, что говорю я сугубо по делу), тогда как для простого обывателя они будут звучать шокирующим откровением.
Вторая мировая война открыла универсальный закон реагирования общества на ситуация войны. Сначала так думали только о населении оккупированных территорий, но случившиеся потом Корейская и две Индокитайских войны показали, что этот закон имеет всеобщий характер и применим к любому воюющему обществу, и не важно, выступает ли государство в качестве агрессора или обороняющейся стороны. Каждое общество делится на три неравных по численности группы: 20 процентов сразу же берут в руки оружие. становясь патриотами, еще 10 процентов симпатизируют врагу (или ненавидят собственное государство) и готовы с ним сотрудничать, остальные 70 процентов просто пытаются выжить в новой для себя обстановке.
Мои критики из либерального лагеря могут спросить пример тому из истории США. Пожалуйста. Для начала можно вспомнить концентрационные лагеря для граждан японского происхождения, в которых до конца войны содержалось от 5 до 7 миллионов человек. Были и американские, наряду с южноафриканскими, солдаты и офицеры вермахта. Можно вспомнить и радикальное негритянское (простите, афроамериканское) движение "черных пантер", существовавшее в США с 1955 по 1975 год, - ровно столько, сколько длилась Вторя Индокитайская война. Так что в этом плане США принципиально ничем не отличаются от СССР, Германии или Франции и даже того же сугубо националистического Вьетнама.
Из всего сказанного выше можно сделать крайне неприятный для властей и обывателя вывод: всякая межгосударственная война всегда и везде имеет элемент и внутренней гражданской войны, в рамках которой до десятой части населения либо ведут антигосударственную деятельность. либо сознательно саботируют государственные мероприятия. Вся мировая история говорит нам об этом, и думать, что Россия - счастливое исключение из правил. - самообман и глупость. А если брать по большому счету, то пособничество врагу с целью сокрытия его агентуры.
Проще говоря, надо быть готовым морально и психологически к тому, что один из десяти людей из твоего окружения или из тех, с кем ты здороваешься на улице или в подъезде своего дома, уже сейчас или ведет антигосударственную деятельность, или ждет подходящего момента для этого, просто не понимая, что ему надо делать и при этом не "спалиться". особенно много таких в Интернете, кто истерит и разгоняет панику в расчете вывести людей на улицу ради "слепого" протеста. С этого начинаюься все революции. Поэтому я не удивляюсь тому, с какой радостью вся русскоязычная иностранная пресса смакупт каждую подробность диверсионной атаки на российские авиабазы, даже не понимая того, что следствие установит всю агентурную сеть и имена главных руководителей, координаторов и заказчиков. Не потому ли в Лондоне объявили режим "готовности к войне"?
Сегодня звездой Интернета является Артем Трифонов - агент украинских спецслужб, уроженец Житомира, новоиспеченный гражданин России, частный перевозчик из Челябинской области, из принадлежащих которому фур стартовали к целям на наших авиабазах украинские дроны. Сделать что-либо один даже при финансовой, технической и иной специальной подпитки извне он, конечно же, ничего не мог. Но и без помощи изнутри он тоже не обошелся бы. Например, почему никто не поинтересовался, как он в декабре прошлого года, когда на рынке автоперевозок был уже полный швах, смог купить сразу несколько трейлеров? А может он просто перекупил лизинговые обязательства, а никто из банков просто не обратил на это внимание? Деньги-то важнее...
Правы были марксисты, когда говорили. что общественно-политическая надстройка опирается на социально-экономический базис. Не на экономику, не на финансы, а на социум. По ту сторону линии фронта в мозговых центрах и штабах сидят марксисты, которые прекрасно знают, как "превратить войну империалистическую в войну гражданскую" (благо один такой успешный опыт 1917 года в отечественной истории уже имеется, и почему бы не повторить его вновь?) и все для этого делают. Именно с этой и только с этой целью против России союзниками Украины открыты и информационно-пропагандистский, и диверсионно-террористический фронты войны, которые между собой связаны гораздо сильнее. чем с событиями на театре военных действий. И воюют они здесь не против военных, а против гражданских.
Война сейчас идет не за умы и даже не за сердца, а за эмоции тех 70 процентов членов общества, которые сегодня, в условиях войны, живут или выживают безотносительно того, что происходит непосредственно на войне. Именно в расчете на всплеск из эмоций, на вспышку гнева или ярости бессилия планы по поражению России изнутри и строятся. Мне как историку приходилось читать много текстов 1920-х годов с сожалениями о том, как, поддавшись эмоциям, люди собственными руками разрушили свой дом - Российскую империю. Но для них было уже поздно. Сегодня нам нельзя повторить их ошибки.
Повод для вспышки социального недовольства может быть любой, но причина всегда и везде одна - недовольство нищающего населения жирующей властью. Вспомнить хотя бы Марию Антуанетту с ее пирожными..