Найти в Дзене
КОСМОС

Является ли Ашера женой библейского Бога?

Оглавление

Размышления о Царице Небесной

Разговоры о монотеизме в рамках авраамических религий — а именно иудаизма, христианства и ислама — сосредоточены на поклонении одному, всемогущему Богу.

Однако археологические находки, сделанные за многие годы, указывают на то, что в ранней израильской религии, возможно, почиталась богиня по имени Ашера, которую почитали наряду с Яхве — также известным как Библейский Бог, Бог Израиля, Бог евреев, христиан, мусульман и вообще авраамический Бог.

Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos

Эта идея придаёт исторической религиозной картине черты политеизма, что может вызвать беспокойство как у современных верующих, так и у академических интерпретаторов.

Если Бог Яхве — это царь небес, а его жена — Ашера, тогда она, естественно, становится царицей небес. Но действительно ли она была женой Яхве? Давайте разберёмся.

Археологические находки и исторический контекст

Отправляясь в это малоизвестное время в истории религии, мы обнаруживаем множество важных археологических памятников по всему Ближнему Востоку. Эти места дали нам письменные источники и предметы, свидетельствующие о почитании Ашеры.

Хирбет эль-Ком

Важный момент произошёл в 1967 году, когда в ходе раскопок пещеры в Хирбет эль-Ком — месте захоронения VIII века до н.э. — была обнаружена надпись, оказавшаяся весьма показательной.

В ней говорилось:

Надпись Уриягу
Надпись Уриягу

Эта надпись делает гораздо больше, чем просто признаёт Яхве, главного Бога в более поздних монотеистических традициях израильтян. Интересно, что она также упоминает «его Ашеру», что подразумевает божественную партнёршу и, следовательно, теистическое партнёрство.

Эта находка указывает на религиозную систему, включающую как мужские, так и женские божества, что ранее не получало признания в академических кругах.

Кунтиллет Аджруд

Надпись на пифосе упоминает «Яхве Самарии и его Ашеру».
Надпись на пифосе упоминает «Яхве Самарии и его Ашеру».

Ещё одно важное расширение религиозной картины произошло в 1975 году на месте археологических раскопок Кунтиллет Аджруд, расположенном в отдалённой части Синайского полуострова.

Здесь команда археологов обнаружила не один, а два украшенных сосуда для хранения, каждый из которых содержал надписи и яркие рисунки.

Эти объекты особенно примечательны. Один из сосудов содержит надпись:

«Яхве Самарии и Ашера его»,

а другой —

«Яхве Темана и Ашера его».

Эти надписи не только подтверждают присутствие Ашеры в религиозной практике, но и указывают на официально признанное партнёрство в поклонении Яхве, что свидетельствует о религиозной жизни, в которую естественно входили оба божества.

Эти надписи указывают на то, что уже в середине VIII века до н.э. поклонение Ашере вместе с Яхве было формально признанным и празднуемым.

Тель-Арад

Два столба для благовоний и две стелы, одна из которых посвящена Яхве, а другая, скорее всего, Ашере
Два столба для благовоний и две стелы, одна из которых посвящена Яхве, а другая, скорее всего, Ашере

Ещё одно выдающееся открытие было сделано в Тель-Араде — крепости к югу от Иерусалима, действовавшей с IX по VI века до н.э.

Внутри находился иудейский храм, отражающий структуру храма Соломона в Иерусалиме, включая «Святая святых». В этом святилище стояли два камня — один крупнее, другой меньше — вероятно, представляющие собой мужское божество Яхве и женское — Ашеру.

Тель-Дан

-5

Ещё севернее, в городе Тель-Дан, были обнаружены дополнительные доказательства этой религиозной двойственности. Раскопки выявили несколько стоящих камней и предметов, соответствующих израильским религиозным обычаям.

Особенно примечательна фигурка, изображающая пару — мужское и женское божество, что ещё раз подтверждает существование верований, основанных на двух божествах у ранних израильтян.

Таанах

-6

На древнем участке Таанах, датируемом X веком до н.э., был найден культовый алтарь с изображением богини, окружённой львами, которую идентифицируют как Ашеру.

Также были найдены формы для отливки женских фигурок, обычных для домов в этом регионе, что указывает на широкое распространение домашних ритуалов в честь Ашеры.

Теологические последствия

В совокупности эти археологические находки ставят под сомнение ранее принятое представление о древнеизраильской религии как образце строгого монотеизма.

Многочисленные изображения Яхве рядом с Ашерой — как в общественных храмах, так и в домашних условиях — показывают, что религиозная жизнь раннего Израиля была тесно связана с культурным влиянием хананеев.

Ашера, часто символизирующая плодородие и материнство, явно занимала важное место в духовной жизни народа, возможно, как партнёр Яхве.

Культурные и религиозные сдвиги

Переход от этих первоначальных политеистических тенденций к строгому монотеизму, который ныне характеризует иудаизм, христианство и ислам, кажется, происходил медленно.

По мере того как политическая и религиозная власть сосредотачивалась в таких городах, как Иерусалим, религиозные лидеры стремились стандартизировать и чётко определить религиозную практику.

Эта реформа была направлена на установление чистого монотеизма как ортодоксии и на вытеснение местных божеств, таких как Ашера. Такой сдвиг, вероятно, был обусловлен стремлением к политическому единству, созданию единой национальной идентичности и богословским изменением, подчеркивающим превосходство единственного всемогущего Бога.