Размышления о Царице Небесной
Разговоры о монотеизме в рамках авраамических религий — а именно иудаизма, христианства и ислама — сосредоточены на поклонении одному, всемогущему Богу.
Однако археологические находки, сделанные за многие годы, указывают на то, что в ранней израильской религии, возможно, почиталась богиня по имени Ашера, которую почитали наряду с Яхве — также известным как Библейский Бог, Бог Израиля, Бог евреев, христиан, мусульман и вообще авраамический Бог.
Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos
Эта идея придаёт исторической религиозной картине черты политеизма, что может вызвать беспокойство как у современных верующих, так и у академических интерпретаторов.
Если Бог Яхве — это царь небес, а его жена — Ашера, тогда она, естественно, становится царицей небес. Но действительно ли она была женой Яхве? Давайте разберёмся.
Археологические находки и исторический контекст
Отправляясь в это малоизвестное время в истории религии, мы обнаруживаем множество важных археологических памятников по всему Ближнему Востоку. Эти места дали нам письменные источники и предметы, свидетельствующие о почитании Ашеры.
Хирбет эль-Ком
Важный момент произошёл в 1967 году, когда в ходе раскопок пещеры в Хирбет эль-Ком — месте захоронения VIII века до н.э. — была обнаружена надпись, оказавшаяся весьма показательной.
В ней говорилось:
Эта надпись делает гораздо больше, чем просто признаёт Яхве, главного Бога в более поздних монотеистических традициях израильтян. Интересно, что она также упоминает «его Ашеру», что подразумевает божественную партнёршу и, следовательно, теистическое партнёрство.
Эта находка указывает на религиозную систему, включающую как мужские, так и женские божества, что ранее не получало признания в академических кругах.
Кунтиллет Аджруд
Ещё одно важное расширение религиозной картины произошло в 1975 году на месте археологических раскопок Кунтиллет Аджруд, расположенном в отдалённой части Синайского полуострова.
Здесь команда археологов обнаружила не один, а два украшенных сосуда для хранения, каждый из которых содержал надписи и яркие рисунки.
Эти объекты особенно примечательны. Один из сосудов содержит надпись:
«Яхве Самарии и Ашера его»,
а другой —
«Яхве Темана и Ашера его».
Эти надписи не только подтверждают присутствие Ашеры в религиозной практике, но и указывают на официально признанное партнёрство в поклонении Яхве, что свидетельствует о религиозной жизни, в которую естественно входили оба божества.
Эти надписи указывают на то, что уже в середине VIII века до н.э. поклонение Ашере вместе с Яхве было формально признанным и празднуемым.
Тель-Арад
Ещё одно выдающееся открытие было сделано в Тель-Араде — крепости к югу от Иерусалима, действовавшей с IX по VI века до н.э.
Внутри находился иудейский храм, отражающий структуру храма Соломона в Иерусалиме, включая «Святая святых». В этом святилище стояли два камня — один крупнее, другой меньше — вероятно, представляющие собой мужское божество Яхве и женское — Ашеру.
Тель-Дан
Ещё севернее, в городе Тель-Дан, были обнаружены дополнительные доказательства этой религиозной двойственности. Раскопки выявили несколько стоящих камней и предметов, соответствующих израильским религиозным обычаям.
Особенно примечательна фигурка, изображающая пару — мужское и женское божество, что ещё раз подтверждает существование верований, основанных на двух божествах у ранних израильтян.
Таанах
На древнем участке Таанах, датируемом X веком до н.э., был найден культовый алтарь с изображением богини, окружённой львами, которую идентифицируют как Ашеру.
Также были найдены формы для отливки женских фигурок, обычных для домов в этом регионе, что указывает на широкое распространение домашних ритуалов в честь Ашеры.
Теологические последствия
В совокупности эти археологические находки ставят под сомнение ранее принятое представление о древнеизраильской религии как образце строгого монотеизма.
Многочисленные изображения Яхве рядом с Ашерой — как в общественных храмах, так и в домашних условиях — показывают, что религиозная жизнь раннего Израиля была тесно связана с культурным влиянием хананеев.
Ашера, часто символизирующая плодородие и материнство, явно занимала важное место в духовной жизни народа, возможно, как партнёр Яхве.
Культурные и религиозные сдвиги
Переход от этих первоначальных политеистических тенденций к строгому монотеизму, который ныне характеризует иудаизм, христианство и ислам, кажется, происходил медленно.
По мере того как политическая и религиозная власть сосредотачивалась в таких городах, как Иерусалим, религиозные лидеры стремились стандартизировать и чётко определить религиозную практику.
Эта реформа была направлена на установление чистого монотеизма как ортодоксии и на вытеснение местных божеств, таких как Ашера. Такой сдвиг, вероятно, был обусловлен стремлением к политическому единству, созданию единой национальной идентичности и богословским изменением, подчеркивающим превосходство единственного всемогущего Бога.