Индекс удовлетворённости владельцев электромобилей и гибридов в Китае достиг рекордного уровня — 806 баллов из 1000 возможных по данным свежего исследования J.D. Power NEV-APEAL 2025. Это максимальный показатель с момента запуска рейтинга в 2021 году, и он отражает не только высокий уровень технологического прогресса, но и структурные изменения на рынке новых энергетических автомобилей (NEV).
Ключевые тенденции и достижения:
• Рост удовлетворённости: Все 11 категорий оценки автомобилей, включающие 45 критериев (от внешнего вида и интерьера до комфорта, мультимедиа и безопасности), показали рост более чем на 12 баллов по сравнению с прошлым годом.
• Преодоление «страха запаса хода»: Благодаря развитию аккумуляторных технологий, особенно в доступном сегменте, пользователи отмечают существенное снижение тревоги по поводу дальности хода. Оценки за экономичность и опыт зарядки выросли на 22 и 18 баллов соответственно. Также улучшилась работа батарей при высоких нагрузках (например, в холодную погоду или при включённом кондиционере).
• Разнообразие и индивидуализация: Растущий спрос на индивидуальные варианты отделки кузова и интерьера стимулирует производителей предлагать больше вариантов окраски и материалов. Это не только повышает удовлетворённость, но и приносит дополнительную прибыль за счёт опций.
• Рынок становится зрелым: Доля впервые покупающих электрокары и гибриды впервые опустилась ниже 60%. Всё больше покупателей делают осознанный выбор на основе предыдущего опыта эксплуатации, что свидетельствует о переходе рынка к этапу повторных и дополнительных покупок.
• Женщины — новый драйвер роста: Доля женщин среди новых покупателей электрифицированного транспорта выросла на 5 процентных пунктов за год и достигла 33% от всех покупательниц. Для мужчин этот показатель составляет 25%. Женщины становятся одной из ключевых движущих сил рынка.
Примечательно, что в списке лидеров — преимущественно китайские бренды. Среди иностранных марок в топе только три модели: Tesla Model 3, Buick GL8 и Lynk&Co 07.
Другие важные выводы исследования:
• Гибриды догоняют электрокары: Различия в пользовательском опыте между гибридами (PHEV) и чистыми электрокарами (BEV) продолжают сокращаться. Сейчас разница по таким параметрам, как дизайн, ощущения от вождения и мультимедиа, составляет менее 2 баллов.
• Проблемы информирования: Наиболее низкие оценки получают параметры, которые сложно оценить до покупки — удобство зарядки, качество материалов и интерфейса мультимедиа. Это связано с недостатком информации на этапе выбора машины, что приводит к завышенным ожиданиям и, как следствие, разочарованию при эксплуатации.
• Развитие инфраструктуры: Расширение зарядной сети особенно заметно в городах второго и третьего уровня, где удовлетворённость зарядкой выросла на 21 и 16 баллов соответственно.
Технологический прогресс и вызовы:
• Китайские производители аккумуляторов уже сейчас производят батарей в три раза больше, чем требуется внутреннему рынку, что свидетельствует о технологическом лидерстве и необходимости выхода на зарубежные рынки.
• В ближайшие годы акцент в развитии батарей сместится с максимизации запаса хода на повышение безопасности, в том числе в связи с введением новых национальных стандартов.
Заключение
Китайский рынок электромобилей и гибридов демонстрирует не только бурный рост, но и качественное развитие: растёт удовлетворённость, расширяются возможности кастомизации, снижается беспокойство по поводу эксплуатации, а женщины становятся всё более заметной аудиторией. Китайские бренды уверенно лидируют по большинству параметров, а иностранным компаниям предстоит искать новые подходы, чтобы не потерять позиции на самом конкурентном рынке новых энергетических автомобилей мира.