Что значит, что вещь остаётся той же самой со временем? Как мы определяем, что объект, изменяясь, сохраняет свою «самость»? Эти вопросы лежат в центре философской проблемы тождественности — понятия, описывающего, при каких условиях что-либо считается тем же самым объектом в разные моменты времени.
Тема тождества особенно важна в контексте личности, истории, прав и собственности. Но чтобы понять её глубже, философы часто используют мысленные эксперименты. Один из самых известных — парадокс корабля Тесея.
Парадокс корабля Тесея
Представим, что у древнегреческого героя Тесея есть корабль. Этот корабль сделан из досок, мачты и парусов. Всё в порядке, и он отплывает в морское путешествие.
Но со временем одна из досок оказывается гнилой. Её заменяют новой. Вопрос: это всё ещё тот же самый корабль Тесея? Большинство из нас, вероятно, ответит: да. Одна доска — несущественная замена.
Проходит ещё немного времени — и заменяют вторую доску. Потом третью. Затем — десятки других. Постепенно каждая часть корабля обновляется. На определённом этапе все оригинальные доски, мачта и паруса оказываются заменёнными.
Теперь вопрос стоит острее: является ли это всё ещё кораблём Тесея? Если вы считаете, что постепенная замена не меняет сущности объекта, то, возможно, для вас — да.
Альтернативный сценарий
А теперь представьте другую ситуацию. Все старые доски, мачта и паруса, которые были заменены, кто-то аккуратно собирает. Он использует их, чтобы построить ещё один корабль, абсолютно идентичный оригинальному — потому что он буквально состоит из всех его прежних частей.
И вот перед нами два корабля:
- Тот, который Тесей ремонтировал, заменяя каждую часть по мере износа.
- Тот, который собран из оригинальных компонентов.
Какой из них — настоящий корабль Тесея?
Первый — потому что он сохранил свою «историю» и служил Тесею на протяжении всего пути? Или второй — потому что он состоит из тех самых материалов, с которых всё началось?
Философы предложили множество решений. Некоторые считают, что тождество во времени невозможно: любой объект в каждый момент уже другой. Согласно аристотелевской традиции, главное — форма и цель объекта, а не его материя. Корабль остаётся тем же, пока сохраняется его функция. Другие считают, что идентичность ослабевает постепенно — и на каком-то этапе исчезает.
Когнитивисты полагают, что парадокс связан не с природой вещей, а с работой человеческого восприятия: мы склонны видеть цельность там, где её физически нет. А дефляционисты считают весь спор языковым: «корабль» — это слово, а не чёткий философский объект.
Как и полагается скептику, авторы подобных философских размышлений не дают окончательного ответа. Парадокс корабля Тесея — это приглашение задуматься: насколько наши понятия о «самости» и «тождестве» устойчивы перед лицом времени и изменений?